Внедрение инновационных технологий. Информационно-коммуникативные технологии

Дата публикации: 2020-03-02 14:32:42
Статью разместил(а):
Монахова Яна Юрьевна

Внедрение инновационных технологий. Информационно-коммуникативные технологии

The introduction of innovative technologies. Information and communication technologies

 

Автор: Монахова Яна Юрьевна

ГПОАУ «Благовещенский политехнический колледж», г. Благовещенск. Россия.

e-mail: JanaM000@mail.ru

Monakhova Yana

Polytechnic College, Blagoveshensk, Russia.

e-mail: JanaM000@mail.ru

 

Аннотация: Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе.

Abstract: The introduction of ICT into the content of the educational process involves the integration of various subject areas with computer science, which leads to the informationofization of students' consciousness and their understanding of the processes of informatization in modern society.

Ключевые слова: инновационные технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Keywords: innovative technologies, information and communication technologies.

Тематическая рублика: СПО.

 

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей – специалистов с компетенциями высокого профессионального уровня, востребованными работодателями с учетом стратегии развития горной промышленности, а также в соответствии с требованиями науки, техники и технологии. В подготовке таких специалистов важную роль играет внедрение инновационных технологий в практическое обучение студентов.

Инновационные технологии – это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

- Усвоением максимального объема знаний;

- Максимальной творческой активностью;

- Широким спектром практических навыков и умений.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.

Моей основной задачей при организации обучения студентов с использованием инновационных технологий является:

- Повысить уровень мотивации к учебному труду.

- Сформировать высокий уровень развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность

- Сформировать доброжелательную атмосферу, создать позитивное отношение к учению посредством индивидуального отношения к каждому студенту.

- Воспитать чувство собственного достоинства.

- Воспитать умение решать проблемы.

Именно ИКТ - электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют студентам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти обучающегося.

Информационно-коммуникативные технологии - это необходимый элемент современного образования. Её необходимость обусловлена следующими факторами:

· ИКТ нужны для формирования информационного общества;  

· Использование ИКТ влияет качественные изменения в структуре образовательных систем и в содержании образования. 

Структура ИКТ.

В настоящее время многие современные образовательные программы базируются на ИКТ-компетентности преподавателей. ИКТ-компетентность – это использование различных информационных инструментов и эффективное применение их в педагогической деятельности. Преподаватели должны уметь в своей работе пользоваться основными структурными элементами информационно-коммуникативных технологий.

Изучив структуру ИКТ, можно выделить следующее:

· Интернет является одним из ключевых элементов;

· Использование интерактивных источников информации очень важно в рамках ИКТ;

· Организация занятий с использованием таких элементов ИКТ, как телеконференции расширит не только кругозор, но и позволит повысить ИКТ-компетентность преподавателя.

В настоящее время на практическом опыте доказано, что информационно-коммуникативных технологии или ИКТ имеют ряд важных дидактических возможностей, к числу которых можно отнести: возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления; хранение информации в памяти ПК или ноутбука в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.; возможность доступа к различным источникам информации через систему Интернет, работы с этой информацией; возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций; возможность перенести добытые материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, как это необходимо пользователю. К содержанию функции ИКТ обладают рядом особенностей, которые и определяют роль ИКТ в развитии современного образования. Самыми важными функциями ИКТ являются дидактические.

ИКТ обладает очень полезными дидактическими функциями, каждая из которых позволяет улучшить образовательный процесс. При этом нельзя забывать и о том, что одной из функций ИКТ является стимул к саморазвитию педагога и возможность совершенствовать уровень УУД обучающегося. Отдельно следует выделить тот факт, что ИКТ важны для реализации таких общеучебных универсальных действиях, как: поиск информации в индивидуальных информационных архивах обучающегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; фиксация информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео - записи, цифрового измерения, оцифровки с целью дальнейшего использования записанного; структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев; создание гипермедиа сообщений; подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой; построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

Средства информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) Информационно-коммуникативные технологии не могут реализовывать свои функции без средств. Ключевые средства информационно-коммуникативных технологий представлены в таблице 1.

Таблица 1. Средства ИКТ.

№ п/п

Средства ИКТ

Описание средства ИКТ

1

Компьютер, ноутбук

Универсальное устройство обработки информации. ПК или ноутбук позволяют свободно обрабатывать любую информацию. Кроме того, при помощи Интернета компьютер помогает находить и перерабатывать необходимую пользователю информацию.

2

Принтер

Позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся.

3

Сканер

Устройство для переноса картинок, фотографий на компьютер с целью дальнейшей обработки.

4

Проектор

Необходим для педагогической деятельности, так как повышает: уровень наглядности в работе преподавателя, дает возможность обучающимся представлять результаты своей работы всей аудитории

5

Интерактивная доска

Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

6

Устройства для записи визуальной и звуковой информации (фотоаппарат, видеокамера, телефон, планшет)

Данные устройства относятся к ИКТ на основании того, что дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

7

Носитель информации (флешка, SSD)

Используется для хранения и быстрого переноса информации от одного компьютера к другому.

Рассмотрев ключевые средства ИКТ, важно отметить, что сам факт применения информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения. Это обусловлено тем, что техническая поддержка занятий создает более комфортные психологические условия, снимает психологические барьеры, усиливает роль обучающихся в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем образовательной программы, повышает качество образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении. Средства ИКТ очень важны для полноценной организации современного занятия. Важно подчеркнуть, мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру занятия, эстетически его оформлять.