Формирование креативного мышления у учащихся средствами английского языка
Формирование креативного мышления у учащихся средствами английского языка
Formation of creative thinking in students by means of English language
Автор: Ковалева Маргарита Валерьевна
МБОУ "СОШ № 12", г. Абакан, Хакасия, Россия.
e-mail: rita77720@mail.ru
Kovaleva Margarita Valeryevna
Middle School No.12, Abakan, Khakasia, Russia.
e-mail: rita77720@mail.ru
Аннотация: Сегодня актуальным становится формирование функциональной грамотности у обучающихся. Функциональная грамотность складывается из читательской грамотности, финансовой, цифровой грамотности и других. Одним из компонентов функциональной грамотности является креативное мышление. Поэтому тема является актуальной на данный момент.
Abstract: Today, the formation of functional literacy among students becomes relevant. Functional literacy consists of reading literacy, financial, digital literacy and others. One component of functional literacy is creative thinking. Therefore, the topic is relevant at the moment.
Ключевые слова: креативное мышление, творческие задания.
Keywords: creative thinking, creative tasks.
Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.
Данный материал предназначен для учителей, работающих по УМК «Spotlight».
Начало 21 века характеризуется стремительным развитием цифровых технологий. С появлением сети Интернет, современных «гаджетов», темп жизни значительно увеличился, ведь для передачи необходимой информации требуется не так много времени. Различные приложения в интернете, электронная почта позволяет держать связь с человеком практически в любой части нашей планеты. В считанные секунды сообщение доставляется адресату. Следовательно, меняется скорость и стиль общения. В настоящее время даже маленький ребенок знает, что такое интернет. Для детей сеть Интернет стала неотъемлемой частью жизни, но особенно их привлекают красочные компьютерные игры, при этом важные составляющие развития личности остаются на втором плане: живое общение с друзьями, посещение кружков по интересам и так далее. Возникает вопрос: а как же «прекрасное, вечное, доброе»? Вот тут и должна проявиться так необходимая личность учителя.
Всем известно изречение - неталантливых детей не бывает, поэтому нужно с самого детства дать возможность каждому ребенку поверить в себя, свои силы, почувствовать себя успешными, то есть побывать в ситуации успеха. То, что заложено в детстве, может сильно повлиять на всю последующую жизнь человека. А. Маслоу считает, что развитие креативности может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям, сколько для создания хорошего человека.
Само понятие креативности описано во многих источниках. Рассмотрим некоторые из них. Так, в психологическом словаре понятие «творческие способности» трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода». Необходимым средством и условием для выполнения творческого задания является творческое мышление -креативность. В основе понятия «креативность» лежит глагол из английского языка create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.
Креативность - это способность проявлять совершенно новые, оригинальные, нестандартные идеи и использовать средства для решения проблем, с которыми они не сталкивались ранее. Эти способности характеризуются повышенной активностью для нахождения более эффективного, оригинального способа решения проблемы.
В обычной жизни креативность проявляется как смекалка, сообразительность - способность находить выход из, казалось бы, безвыходной, иногда критической ситуации, используя очень ограниченные средства и ресурсы, которыми обладает ребенок.
Все дети неординарны, у них свое интересное видение мира, которое очень отличается от видения взрослых. Но в процессе взросления на неординарность и непосредственность начинают влиять общественное мнение, социум и другие факторы окружающей среды, и в результате у детей появляется шаблонное мышление. В результате творчество отодвигается на второй план и человек привыкает только воспроизводить по образцу или просто копировать, т.е. действовать по шаблону. Сегодня такая деятельность особой ценности для общества не представляет. Сегодня востребованы специалисты, готовые действовать в условиях многозадачности, т.е. умеющих решать одновременно несколько проблем или задач. В итоге у многих людей нет достаточных ресурсов для достижения личных высоких целей. А, следовательно, личность остается непризнанной и незамеченной, возможно, не очень счастливой, ведь мечты остаются нереализованными.
Большой смысл заключен в высказывании Джона Мэйсона «Ты родился оригиналом, так не умри же копией». Чтобы избежать безликости необходимо непрерывное развитие креативности. Это поможет в будущем реализовать даже самые смелые замыслы и идеи. Нужно учить детей в любой ситуации предлагать нестандартную, оригинальную идею и стремиться воплотить ее в жизнь. Но, как известно, развитие творческих способностей на любом уроке может происходить только в процессе собственной деятельности, и такой деятельностью является процесс творчества. Возникает вопрос - как же развить творчество в детях на уроках английского языка? Не потерять то, что заложено с рождения? Конечно, существует множество методов в педагогике. Креативные методы обучения направлены на создание учениками собственного продукта - рисунок, сочинение, диалог и т.д. Рассмотрим некоторые методы, которые известны всем:
Метод «Мозгового штурма» (А. Ф. Осборн) предполагает работу в группе, где предлагаются различные варианты решения той или иной задачи.
Метод «Если бы ...» Детям предлагается подумать, что бы могло быть, если бы, например, вы оказались на Луне? Выполнение подобных заданий помогает развивать детское воображение, позволяет лучше понять мир, в котором мы живем путем сравнения.
Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение кого, или чего-либо, отдельных частей или качеств. Например, Ты - Супермен. Какими качествами ты обладаешь? Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. И других подобных методов существует большое количество.
Учитывая необходимость развития творческого мышления, попробуем проанализировать УМК «Английский в фокусе» 5-6 класса. Какие задания помогут учителю формировать данные умения? Достаточно ли таких заданий или нужно искать и предлагать другие задания?
Многие темы, изученные в УМК «Английский в фокусе» в 5 классе, повторяются с расширением и дополнением в УМК для 6 класса: «Школьные принадлежности», «Моя семья», «Праздники», «Распорядок дня», «Покупки», «Каникулы», «Свободное время и хобби», «Знаменитости прошлого и настоящего», «Страны изучаемого языка». Рассмотрим - какие задания предлагаются авторами учебника при изучении некоторых тем.
1. Можно поиграть в игру «What’s this?», «Whose is this?». Ребята складывают в пакет или мешок свои школьные принадлежности. Ведущий достаёт один предмет (например, линейку) и задает вопросы, а другие ученики отвечают: «It’s a ruler». «It’s Anna’s».
2. По теме «Schooldays» можно предложить ребятам составить список вещей, которые необходимо купить перед началом учебного года и нарисовать их.
3. В другой игре «Guess the subject! PE! » ученики могут нарисовать небольшие рисунки о школьных дисциплинах (например «мяч»), другие отгадывают какой школьный предмет тот загадал и изобразил. Таким образом весело проходит закрепление лексики.
4. По теме «My family» можно предложить ребятам нарисовать свою семью или принести фотографии своей семьи. В парах или группах ребята могут задавать вопросы о членах семьи, а владелец фото или рисунка даёт ответы и рассказывает о своей семье. (Who’s she? She’s my mum. What’s her name? Her name’s Anna.)
5. Нарисовать семейное древо «My family tree» и кратко рассказать о членах своей семьи. Hello, I`m…. Today I want to tell you about my family.
6. По теме «Food» мы с ребятами шифровали слова (Шифр: A-Z, B-Y, C-X, D-W, E-V, F-U, G-T, H-S, I-R, J-Q, K-P, L-O, M-N, N-M, O-L, P-K, Q-J, R-I, S-H, T-G, U-F, V-E, W-D, X-C, Y-B, Z-A).
Нужно было составить три предложения:
I like EVTVGZYOVH (VEGETABLES)
I don’t like XSRXPVM (CHICKEN)
My favourite food is KLKXLIM (POPCORN)
Ребята работали с удовольствием!
7. Творческое задание по данной теме «My perfect picnic».
Детям надо написать о пикнике, который запомнился больше всего.
Where? With whom? Things to do? Food to take?
8. Дома ребята рисовали слова по теме «Еда», некоторые вырезали изображения продуктов из журналов. Затем они подписывали рисунки английскими словами, тем самым тоже закрепляли лексический материал.
Можно предложить ребятам представить, что они владеют рестораном. Нужно придумать для него название и включить в его меню свои любимые блюда. «What’s on the menu?»
Welcome to …….
Menu
Food
Drinks
9. Еще задание по теме: можно попросить ребят написать рецепт любимого блюда (Recipe for a dish)
«Potato pudding with meat»
Ingredients: …
Instructions:
Peel potatoes and boil them in salty water for 15 minutes.
10. По теме «My animals» мы с ребятами рисуем несуществующих животных и описываем их, даём им смешные имена и названия.
(Imagine a fairy animal, draw it and name it.
This is Poggo! Poggo has got a big head ………)
11. Также мы придумываем загадки про животных. (Guess the riddles).
It has got big ears, a long nose, a long tail and a fat body. It is grey. What animal is it?)
12. Написать о фильме, в котором главным героем было животное.
There are a lot of films about animals. One of my favourite films is …
13. Составить кроссворд по теме, подойдет для домашнего задания.
14. Игра «Крокодил» в качестве физ. минутки на уроке.
15. По теме «Home, sweet home» можно предложить ребятам нарисовать свою комнату и раскрасить. Описать ее.
(This is my room. The lamp is on the desk. The book is on the bed. The ball is under the desk ...)
16. Учащиеся могут нарисовать дом своей мечты и написать, что в нём есть.
(This is my dream house. Look, it’s very beautiful! In my dream house there is …….)
17. Еще вариант домашнего задания: Описать любимое место в доме/квартире.
(I like my bedroom best because …)
Можно сделать вывод, что УМК «Английский в фокусе» имеет достаточное количество заданий для формирования креативного мышления у учащихся 5-6 классов. А что же происходит на уроках? Как дети участвуют в выполнении данных упражнений?
По моему наблюдению учащиеся 5 классов с удовольствием принимаются за творческую работу, но она дается им с трудом, задают много вопросов, работы не всегда закончены, не очень аккуратны, учащиеся боятся сделать что-то неправильно. Со временем работы становятся лучше, более содержательными и интересными. Учащиеся 6 классов, подходят к выполнению творческих заданий уже более серьезно. Развитие креативности обучающихся на уроках предполагает не пассивное усвоение предложенных форм и методов, а собственное активное участие в учебной деятельности, при которой используются индивидуальные качества человека. Это становится основой формирования личности, ее творческого отношения к себе, к природе и социуму в целом.
Учитель, умеющий превратить недостатки в достоинства, знающий особенности развития личности своих учеников, умеющий преодолевать трудности, решать возникающие проблемы, станет для них примером, сумеет организовать творческую деятельность, направит их к успеху, повысит эффективность и успешность творческой деятельности в классе. Создание на уроках креативной среды позволяет формировать ключевые компетенции у обучающихся, создать в классе атмосферу сотрудничества. Дети приобретают метапредметные умения и развивают собственные творческие умения.
Таким образом, творческие задания являются важной составляющей в обучении иностранному языку. Они помогают сохранить интерес ученика к изучаемому материалу и снять языковые трудности. Усложняя задания, можно сохранить заинтересованность предметом, и самое главное развивать у ученика желание самому искать необходимую информацию и грамотно использовать ее в своей работе.
Список литературы:
1. Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика. - М., 2003.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М., 2002.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.
4. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. — Спб.: Питер, 2009.