Формирование социально-лингвистической компетентности школьников на уроках английского языка

Дата публикации: 2020-05-25 21:55:16
Статью разместил(а):
Есимова Нургуль Ермагамбетовна

Формирование социально-лингвистической компетентности школьников на уроках английского языка

The formation of socio-linguistic competence of pupils at lessons of english language

 

Авторы:

Есимова Нургуль Ермагамбетовна

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, г. Кокшетау, Казахстан

e-mail: enurgul_1986@mail.ru

Yessimov Nurgul Ermagambetova

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: enurgul_1986@mail.ru

Сенкубаев Сабыр Талиевич

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, г. Кокшетау, Казахстан

e-mail: senkubaev54@mail.ru

Senkebayeva Sabir Talevich

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: senkubaev54@mail.ru

 

Аннотация: В статье расматриваеться формирование социально-лингвистической компетентности школьников на уроках английского языка

Abstract: the article examines the formation of socio-linguistic competence of schoolchildren in English lessons.

Ключевые слова: английский язык, компетентность, лингвистика, урок, школьники.

Keywords: English language, competence, linguistics, lesson, students.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Существует три разных взгляда о научном статусе социальной лингвистики и ее месте в системе лингвистических и общественно-гуманитарных наук.

На первый взгляд, социальная лингвистика - одна из сфер языкознания. Он рассматривает социально-служебную сторону, формируя язык, который характерен для всего языкового образования. Такое мнение подтверждает В.А. Аврорин. Он пишет: "Своей методической стороной социолингвистика стоит значительно ближе к социологии и истории, но основным ее предметом является язык и его функционирования, а потому и наука эта представляет собой необходимую составляющую часть лингвистики в ее части, социальная лингвистика признается все же особым, относительно самостоятельным направлениям в науке о языке "пособием", она занимается такими объектами, которыми специально не занимается ни одна наука, ни одно направление языка".

На второй взгляд, социальная лингвистика – приграничная, междисциплинарная сфера науки. Его проблемами занимаются лингвисты и другие представители науки - социологии, истории, психолингвистики, этнографии и др. В связи с этим, взгляды лингвистов и других отраслей науки по форме и методам его исследования, например, социологов находятся на разном уровне, из этой обширной междисциплинарной области выходят различные направления, имеющие собственные терминологические признаки. Поэтому немецкие лингвисты Р. Горссе и А. Нойберт предлагают выделить социальную лингвистику и социологию языка. Первый из них-социокультурная лингвистика изучает проблемы взаимосвязи языка и общества с лингвистической точки зрения, а второй-лингвистическая Лингвистика рассматривает ее с точки зрения социологии. Следовательно, в статьях 21 р. Горссе и А. Нойберт «Тезисы к марксисткой социолингвистике» считают: «Социолингвистика – исследует взаимоотношения языка и общества с точки зрения лингвистики, в то время как исходным пунктом социологии языка является социологическая постановка вопроса».

Л.Б. Никольский пишет, что в лингвосоциальной и социальной лингвистике необходимо различать, что первая занимается изучением языковых явлениях и процессах социальной изображений, второй же говорит только социология изучает с точки зрения объекта [85]. По третьему подходу к научному статусу социальной лингвистики, социальная лингвистика является целостной, отдельной научной дисциплиной, обладающей собственными методами и подходами исследования» Характерной чертой современной социолингвистики является, на наш взгляд, - пишет А.Д. Швейцер, - не просто механическое соединение соответствующих разделов языка и социологии, а объединение их на основе единой теории, единого понимания объекта и целей исследования, единого понятия аппарата и общей совокупности исследовательских процедур". Каждый из вышеупомянутых взглядов указывает на объективный факт вывод из различных соображений ученых. По сути, признание социальной лингвистики как самостоятельного научного предмета, полностью выделенного по всем признакам лингвистики, а также социализации, еще рано.

Основываясь на мнениях и взглядах вышеуказанных ученых общего языкознания, а также специальных учебников и учебных пособий по данной области, мы рассматриваем основные проблемы, относящиеся к ведению социальной лингвистики, в следующем порядке:

1. Социальная лингвистика рассматривает структуру, развитие и функционирование языка в общественных объединениях, изучает влияние языка на общество, язык общества.

2. Изучает общественную деятельность языка, его виды и зависимость функционирования языка в конкретных исторических социальных условиях.

3. Формы жизни языка, то есть литературный язык и непереходные формы: разговорный язык, местные диалекты, социальные диалекты и другие формы жизни языка.

4. Изучают основные виды дифференциации языка: социальные, служебные, стилистические, региональные и др., общественные факторы, влияющие на дифференциацию языка: сферы общественной жизни, социальная среда, речевая ситуация и др.

5. Социально-социально-лингвистическая система изучает ее компаний, то есть проблемы этнолингвистической и языковой ситуации, являющейся одним из важнейших предметов социальной лингвистики, проблемы идентичности, двуязычия, полиязычия и диглоссии в ней.

6. Рассматривает общественную обусловленность в развитии языка, социальные типы языков различных общественно-исторических формаций.

7. Изучает литературный язык, его главные признаки и функции, социальные аспекты языковой нормы, стилистическую дифференциацию языка, их зависимость от экстралингвистических явлений.

8. Рассматривает речевую деятельность, изменения в ней и его зависимость от социальной ситуации, а также социальные признаки выступающих.

9. Ориентирует социальную лингвистическую классификацию языков, то есть классификацию языков по занимаемой общественной деятельности, вопросы о мировых языках, их социальной деятельности и структурной, языке будущего.

10. Изучает проблемы международных вспомогательных языков, эсперанто, эдо, воляпюк и другие искусственные языки, сферы их применения, вопросы Интерлингвистики.

11. Рассматривает вопросы социальной диалектологии.

12. Социальные изменения в структуре языка и отдельных его частей, понятие прогресса в языке, проблемы человека и языка, заранее неорганизованные и сознательные действия в развитии языка, факторы, влияющие на них, проблемы сознательного планирования, регулирования развития языка, типы и формы сознательного воздействия на изучает проблемы.

13. Рассматривает основные закономерности современного социального лингвистического прогресса, состояние языка в эпоху научно-технического прогресса, характер и последствия влияния научно-технического базиса на общество, язык, развитие научного стиля языка, развитие терминологии и увеличение общего) фонда через научно-техническую терминологию, зависимость темпов изменений в языке от развития общества и др.

14. Изучает языковую политику, ее специфические направления, типичные формы, лексику и синтаксис литературного языка, развитие их служебного стиля, совершенствование норм литературного языка).

15. Рассматривает проблемы языка, национального и межнационального языков в развитом обществе. 16.речь идет о проблеме государственного (официального) языка, его сущности и деятельности, обобщает мировой опыт-опыт, представляет в качестве примера.

16. Речь идет о проблеме государственного языка, его сущности и деятельности, обобщает мировой опыт-опыт, представляет в качестве примера.

17. Структура современной социальной лингвистики определяет: проблемы синхронной и диахронной, индивидуальной, сравнительно-сопоставительной, общетеоретической и прикладной социальной лингвистики, связь социальной лингвистики с лингвистическими и общегуманитарными науками, их место в них.

18. Специально изучает собственные методы и приемы социальной лингвистики, источники сбора материалов, опрос, его виды, эксперименты, его виды, анкетные программы, способы использования вопросов, вопросы анализа материала, выбора его методов, степень и обоснование их эффективности.

19. В истории социальной лингвистики проводятся обзоры источников развития современной социальной лингвистики в языковых знаниях в Европе, Америке и странах Востока, современных социо-лингвистических исследований в США, Франции, Англии, ФРГ, Италии, России и Японии.

20. Изучает проблемы становления и развития казахстанской социальной лингвистики.

Уровень развития какой-либо сферы науки определяется состоянием ее основных теорий, понятийного аппарата и собственных методов. Что касается социальной лингвистики, то это все еще необходимо дополнять конкретным социологическим исследованием, уделять внимание разработке теории, совершенствованию методов и систематизации понятийного аппарата. До тех пор, пока не решит фундаментальные проблемы, социологические лингвистические исследования все еще остаются непрерывной выдержкой на протяжении долгих лет, непригодны к широким объемным анализам и теоретическим выводам. Для социальной лингвистики это истинная реальность жизни, так как проблемы социальной лингвистики, с одной стороны, в какой-то степени рассматриваются специалисты в области науки (социологи, этнографии, политологи, философы), с другой стороны, широко обсуждаются и со стороны общественности. Отсутствие единой теоретической базы, действительно, приводит к разнообразию, отсутствие единства наносит ущерб и взаимопониманию.

В 1993 году вышел труд А. Пачаева на болгарском языке, который является первым попыткой создания энциклопедического словаря по социальной лингвистике. В теоретической части книги рассматриваются вопросы социальной лингвистики как научной сферы междисциплинарного характера, раскрываются его теоретический и понятийный аппарат, рассматриваются методы сбора и анализа социальных лингвистических данных, определяются круг проблем, связанных с языковой жизнью общества.

Социальная лингвистика - наука, характеризующаяся изменчивостью терминологической системы: иногда появляются постоянные новые термины и термин, иногда они превращаются в слово со стилистической окраской, постоянно претерпевает существенные изменения. Таким образом, социальная лингвистика сама изменилась, постепенно уменьшается массовая характеристика терминологии, совершенствуется понятийный аппарат. Изменчивость предмета социальной лингвистики, зависимость от времени требует постоянного обновления и переосмысления социальных лингвистических терминов.

Создание для нашей страны словаря социальных лингвистических терминов не только имеет теоретическую значимость, но и показывает, как ученые других стран рассматривают эту задачу. Он является одним из актуальных вопросов, составляющих процесс языкового строительства в современном Казахстане и странах, рассматриваемых как в бывшем Советском Союзе.

Социальная лингвистика, как и всякая наука, стремящаяся к общему индивидуализму, также имеет несколько специфических понятий: языковая общность, языковая ситуация, социально-лингвистическая система, языковая социология, компетенция общения, языковой код, кодировка, билингвизм, диглоссия, языковая политика и др.

 

Список литературы:

1. Будагов Р.А. Человек и его язык. – Москва: Издательство Московского университета, 1974.-С. 107.

2. Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика: К основом общей теорий. –Москва: Наука, 1977.-С.126.

3. Никольский Л.Б.Синхронная социолингвистика. Теория и проблемы. –Москва: Наука., 1976-С. 62-63.

4. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: Теория, проблемы, методы. –Москва: Наука, 1976-С. 69.

5. Горссе Р., Нойберт Т. Тезисы кмарксисткой социолигвистике. Реферативный сборник. –Москва, 1976. – С.314