Интегрированный курс внеурочной деятельности по естествознанию как основа формирования и развития исследовательских умений

Дата публикации: 2020-06-07 17:42:19
Статью разместил(а):
Чернова Ольга Александровна

Интегрированный курс внеурочной деятельности по естествознанию как основа формирования и развития исследовательских умений обучающихся 5-7 классов

An interdisciplinary course of extracurricular activities on Natural Science as a basis for building of research skills among 5-7 grade students

 

Авторы:

Чернова Ольга Александровна

ГБОУ "Лицей № 597", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: hemtori@yandex.ru

Chernova Olga Aleksandrovna 

Lyceum № 597, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: hemtori@yandex.ru

Абдулаева Оксана Абдукаримовна

СПб АППО, Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: abduloks@yandex.ru

Abdulaeva Oksana Abdukarimovna 

APPO, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: abduloks@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается формирование исследовательских умений  в различных курсах естествознания и построение курсов на основании интегративного подхода.

Abstract. The article deals with the formation of research skills in various courses of natural science and the construction of courses based on an integrative approach.

Ключевые слова: Естествознание, интегрированный курс, исследовательские умения.

Keywords: Natural science, integrated course, research skills. 

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Методологическими предпосылками формирования естественнонаучного знания в настоящее время является учение о единстве природы и человека. Естественнонаучные знания формируют понимание целостности природы, взаимосвязи всех ее компонентов в системе «Человек – Природа – Наука – Техника – Общество» [1], позволяя применять системный подход к анализу любого феномена природы и человеческой деятельности. Естествознание один из немногих школьных курсов мировоззренческого характера, который формирует социально-ответственное поведение в окружающем мире, обеспечивая развитие ясных представлений школьников о взаимодействии всех природных и антропогенных компонентов, знакомит с основными положениями природопользования и возможными экологическими последствиями.

Цель  школьного курса «Естествознание» - на основе современных естественнонаучных представлений о природе, фундаментальных законов, определяющих процессы в природе, методологии естественных наук, взаимоотношений науки и других компонентов культуры показать практическое применение достижений естественных наук в технологии и медицине и обосновать их роль в развитии цивилизации, формировании нашего материального окружения и значение для знания человека о самом себе [1, с. 50].

Отличительной особенностью традиционных предметных учебных курсов является формирование научного познания в отдельной предметной области и использование принципа причинно-следственных связей. Особенностью построения курса естествознания является интегративный характер его содержания. Естествознание рассматривает не предметную область, а системы. Разработка методов изучения таких систем, принципы их упорядочения характеризуются нелинейностью изучения их особенностей. В основе нелинейных курсов лежит системообразующий фактор (интегратор), который определяет специфические основания для связей внутри системы. Такими интеграторами могут стать: научная теория, комплексное явление, объект, изучаемый разными науками, проблема и др. [1].

Таким образом, существует принципиальная разница в построении интегрированного курса по сравнению с предметным. И. Ю. Алексашина,  сравнивая целевые установки предметных и интегрированных курсов естественнонаучных дисциплин обращает внимание на следующие аспекты:

1. Интегрированный курс в отличие от предметных объединяет знания различных предметных областей.

2. Выбираются интеграторы, которые формируют содержание и логическую структуру курса.

3. Формирование идей курса базируется на уже полученных предметных знаниях.

4. Опора не только на причинно-следственные связи, но  скорее на нелинейное мышление.

5. Дедуктивный метод лежит в основе интегрального обобщения в отличие от классической системы, в которой используется индуктивный метод формирования понятий.

6. Любое явление природы рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов.

7. Функциональный подход в обучении, который заключается в ориентации на осознание взаимосвязей между объектами природы.

8. Природа - целостная система - знания не расчленяются по предметному признаку [1, с.35].

Рассмотрим, как реализовываются эти принципы с точки зрения построения курсов в 5-7 классах на примере трех программ по естествознанию а также как происходит формирование исследовательских умений на материалах этих курсов.

1. "Естествознание. Введение в естественнонаучные предметы" 5,6 класс. УМК Н.И. Сонин "Живой организм" и "Сфера жизни" [5,6].

Данный курс заявлен как интегрированный курс естественнонаучных дисциплин, изучающих природу, научные методы и пути познания природы человеком. На примере данной программы возможно формирование исследовательских умений. Примеры некоторых из них имеются  в рабочей тетради к учебнику. В программе данного курса на каждом занятии формируются исследовательские умения обучающихся различного уровня сложности и организации деятельности обучающихся. Анализ данного УМК позволяет сделать вывод, что заданий исследовательского характера представлены спонтанно, что не позволяет говорить о системном и целенаправленном формировании исследовательских умений в процессе изучения этого курса.

2. "Естествознание. Введение в естественнонаучные предметы". 5-6  класс. УМК Естествознание. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак. [3,4]

Курс 5-6 класса является единственным курсом пропедевтики для изучения физики и ставит свое целью повышение мотивации к изучению данного предмета. Кроме этого авторы учебника выделяют и другие цели:  формирование представлений о методах научного познания природы, выполнение учебного лабораторного эксперимента, формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественнонаучного цикла. Курс может быть реализован как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В задачах курса прослеживается формирование исследовательских умений через освоение приемов работы с информацией, представленных в различных формах, на различных носителях; освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов), развитие оценочно-рефлексивных исследовательских умений в ходе проведения дискуссий, работы в группах и выступлений с сообщениями).

Данный курс заявлен как пропедевтический практико-ориентированный. Авторы курса отнесли его к интегрированному, т.к. большое внимание в нем уделяется интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир, а также преемственным связям между начальной и основной школой.

Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе содержатся сведения лишь о некоторых из них: наблюдение, измерение, эксперименты, моделирование — и показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. В данной программе много заданий формирующих исследовательские умения низкого и среднего уровня. Особое внимание уделяется выдвижению предположений, что готовит обучающихся к формированию умений более высокого порядка – выдвижения гипотез. Наряду с этими умениями активно формируются  наблюдения, сравнения, а также умения среднего и высокого уровня формирования, такие умения, как проводить практическое и теоретическое исследование. Особый интерес вызывают задания под рубрикой "Сообрази", они формируют такие сложные исследовательские умения как "выдвижение гипотез", "умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей", "устанавливать причинно-следственные связи", "структурирование материала".

В сравнении с курсом УМК Н.И. Сонин "Живой организм" и "Сфера жизни" данная программа формирует большой спектр исследовательских умений, не охватывая лишь группу оценочно-рефлексивных умений, которая содержит такие умения как "оценить свою работу, определить ее достоинства и недостатки", " формулировать оценочные суждения", "умение составлять отзывы" и "умение давать рекомендации". Несмотря на разнообразие формируемых умений, содержание курса скорее направлено на пропедевтику изучения основ физики и химии, поэтому не способствует видению биологической, геологической и экологической составляющей предмета естествознания.

3. И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко "Чему природа учит человека?" [2]

Данное пособие для внеурочной деятельности 5-6 класс основывается интегративном подходе, в нем полностью реализовываются принципы построения интегрированного курса.

В учебном пособии обучающий акцент сделан на экологическую составляющую благодаря разделам: "Понимаем природу", "Сохраняем природу", "Учимся у природы экономии энергии", "Учимся у природы безотходному производству", "Природа - это система". Формирование исследовательских умений на примере экологических сюжетов способствуют не только воспитанию гражданской позиции обучающихся, но и помогает в выборе тематики проектно-исследовательских работ. 

В учебном пособии отражена экологическая направленность всего материала. В теме "Ответственность человека за прирученных животных" посредством большой работы по созданию гипотетической ситуации, что в доме живет собака, формируется целый ряд сложных исследовательских умений "моделирование", "умение делать выводы и умозаключения", "умение оформлять результаты (схемы, таблицы, чертежи)", "устанавливать причинно-следственные связи", "предсказывать результат деятельности". Несмотря на возраст обучающихся авторы пособия формируют такие умения как "видение проблемы", "умение использовать символы", "работа с метафорами". При всем многообразии формируемых исследовательских умений авторы курса не ставили перед собой задачи планомерного формирования исследовательских умений обучающихся 5-6 классов.

Вывод. Ни один из проанализированных современных курсов естественнонаучной направленности не решает вопроса планомерного и систематического формирования исследовательских умений. Вместе с тем, на наш взгляд, целенаправленная работа по формированию исследовательских умений в интегрированном курсе внеурочной деятельности по  естествознанию для обучающихся  5-7 классов позволит усилить функциональный подход в обучении, который заключается не только в освоении содержания естественнонаучного знания, но и в понимании разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также применение методов естественнонаучного исследования в учебных и жизненных ситуациях, умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

 

Список литературы:

1. Алексашина И.Ю. Моделирование методики преподавания интегративного курса "Естествознание"/ Монография/ - Санкт-Петербург: Научные школы Академии, 2015, -177с.,  С. 20.,С. 35 

2. Алексашина И.Ю., О.И. Лагутенко. Чему природа учит человека? /Учебное пособие для общеобразовательных школ/ -М, Прсвещение, 2019

3. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак, Естествознание. Введение в естественнонаучные предметы. Учебник 5-6 класс. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак.  - М. Дрофа, 2019.

4. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак.  Естествознание. Введение в естественнонаучные предметы. /Рабочая тетрадь 6 класс/.  - М. Дрофа, 2019

5. Плешаков А.А., Н.И. Сонин. Естествознание. Введение в естественнонаучные предметы. /Учебник./- М. Дрофа, 2017

6. Плешаков А.А., Н.И. Сонин. Естествознание. Введение в естественнонаучные предметы. Рабочая тетрадь - М. Дрофа, 2017