Методическая разработка по выполнению научно-исследовательской (проектной) работы
Методическая разработка по выполнению научно-исследовательской (проектной) работы
Methodological development for the implementation of research (design) work
Автор: Фунтикова Елена Юрьевна
учитель МБОУ СОШ № 19, г. Междуреченск, Россия
e-mail: sate.f@yandex.ru
Funtikova Elena
teacher MBEU SOCH № 19, Mezhdurechensk, Russia
e-mail: sate.f@yandex.ru
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для учащихся основной школы при выполнении научно-исследовательской (проектной) работы.
Abstract
This methodological development is intended for students of the main school in the performance of research (design) work.
Ключевые слова: исследование, проект, деятельность
Keywords: research, project, activities
Тематическая рубрика: Средняя школа
Исследовательская деятельность - образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное следование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста. В процессе исследовательской деятельности учащиеся получают субъективно новые знания с помощью научного метода.
Исследование и проект. В чем разница?
Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу ) направлен на создание того, чего еще не существует и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулирует соответственно: создать, построить, достичь.
Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании. Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца разрешена без применения технологии проектирования – последовательного движение к поставленной цели.
Именно поэтому структура и исследования включает в себя все типично проектные этапы:
1. Постановка проблемы.
2. Изучение теории, посвященной данной проблеме.
3. Подбор методик исследования.
4. Научный комментарий.
5. Анализ и обобщение материала.
6. Сбор собственного материала.
7. Выводы.
Виды исследовательских работ:
- доклад;
- научная статья;
- научный отчет;
- реферат;
- монография.
Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта:
Учащийся |
Учитель |
Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования |
Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности заключается в достижении главной цели образования-повышения качества образования. |
Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объективность, т.е. принципиальная воспроизводимость результата |
Научно-организационный подход, потому что главный смысл деятельности сводится к созданию условий, раскрывающих исследовательские способности учащегося |
Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ:
Проект |
Исследование |
Умение целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельства. |
Максимально вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу |
Оценивать успешность выполнения проекта по максимальному соответствию реальной и планировавшейся деятельности |
Оценивать успешность выполнения исследования по степени достоверности полученных результатов |
Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенного проекта |
Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюдениями, понимая, что это материал для будущих исследований |
Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.
Объект исследования - это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию.
Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск.
Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования.
Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы. Она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект». В теме отражается проблема в ее характерных чертах.
Ряд практических шагов-приемов, помогающих самостоятельно выбрать тему:
- Аналитический обзор достижений той или иной научной области под авторством компетентных специалистов.
- Руководство принципом повторения. Этот принцип подразумевает следование теме, логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их.
- Поисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой новейшими работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формирование темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин.
- Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов. Отправным пунктом для выбора и формулирования темы могут послужить ранее выдвинутые в науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и доказательстве.
Поиск информации осуществляется по следующим этапам: проведение поиска нужной информации, составление предварительного списка изданий; непосредственная работа с интернет источниками.
Определив тему и проблему своей работы, исследователю следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимым с выбранной объектной областью. Возможно, описать основные понятия и логистические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначить границы его возможных значений и применения. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определить сферу их использование в исследовании.
Определение актуальности исследования.
Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учётом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.
Гипотеза - определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Это утверждение вида: «если А, то В», которое описывает, как намереваемся разрешить проблему.
Основные свойства гипотезы: неопределенность истинного значения; направленность на раскрытие данного явления; выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы; возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.
Требования к гипотезе:
1. Она не должна включать слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше.
2. Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме.
3. Проверяемость.
4. Должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений (лучше избегать ценностных суждений).
Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.
Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, она конкретизируется и развивается в задачах.
Цель соответствует теме исследования. Можно поставить целью: выявить; установить; обосновать; уточнить; разработать.
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением природы, структуры изучаемого объекта (она связана с анализом взглядов на предмет исследования). Вторая задача - с анализом реального, современного состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий политики. Третья задача - со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая задача - с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объемом.
Метод - это способ достижения цели исследования; путь достижения, познания истины, сущности предметов и явлений.
Теоретические методы характеризуются обобщённостью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям: анализ и синтез, сравнение абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование.
Общенаучные методы: наблюдение, анализ, индукция, эксперимент, синтез, дедукция, моделирование и др.
Эмпирические методы. Предмет эмпирического познания- практика и результаты ее исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов об объекте, их анализ и систематизация.
Математические методы: статистические методы; методы и модели теории графов и сетевого моделирования; методы и модели динамического программирования; методы и модели массового обслуживания; метод визуализации данных (функции, графики).
Научно-исследовательская работа имеет определённую структуру:
- Титульный лист.
- Оглавление.
- Введение.
- Основную часть по разделам, главам.
- Выводы по каждой главе.
- Заключение.
- Библиографический список.
- Приложение.
Основные требования к выступлению:
1. Оно должно строго соответствовать заявленной теме.
2. Ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту тему?»
3. Раскройте её актуальность и значимость для себя и для слушателей. Обоснуйте это.
4. Предъявите гипотезу.
5. Представьте цель и задачи работы.
6. Назовите, какие методы исследования использованы Вами и как его проводили.
7. Сообщите, что самого важного и интересного принесла Вам работа.
8. Чётко сформулируйте выводы.
Пожелания выступающему:
- Говорите убеждённо, чётко и громко.
- Сообщая наиболее важную информацию, говорите: “Я подчёркиваю. Хотел бы заметить, что. Я акцентирую Ваше внимание, что…“
- Ваше исследование – это совместный труд с научным руководителем, поэтому говорите чаще: “Наше исследование. Мы пришли в выводу... Нами было сделано...”
- Интересно, когда выступающий говорит о мыслях возникших после завершения работы. Озвучивает “последействие“.
- Приветствуйте слушателей и жюри в начале и благодарите за внимание в конце речи.
- Не уходите от заданной темы.