Работа с текстом на уроках русского языка как способ формирования УУД

Дата публикации: 2020-07-19 17:16:03
Статью разместил(а):
Яндыбаева Елена Владимировна

Работа с текстом на уроках русского языка как способ формирования УУД

Working with text in Russian lessons as a way to form universal learning actions

 

Автор: Яндыбаева Елена Владимировна

МОУ «СШ № 31 Красноармейского района Волгограда», Волгоград, Россия

e-mail: elenayand88@yandex.ru

Yandybaeva  Elena Vladimirovna

School № 31, Volgograd, Russia.

 e-mail: elenayand88@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются виды заданий и упражнений при работе с текстом на уроках русского языка.

Abstract: The article discusses the types of tasks and exercises when working with text in the lessons of the Russian language.

Ключевые слова: общеучебные умения, формирование умений, универсальные учебные действия.

Keywords: general training skills, skill formation, universal training activities.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации становится актуальным вопрос подготовки такого члена общества, который будет быстро и адекватно реагировать на потребности, предъявляемые временем и, используя непрерывное образование и самообразование, сможет реализовать себя как конкурентоспособный работник.

Научить на всю жизнь в наше время невозможно. Поэтому очень важно развить в человеке такие способности, которые помогут ему всесторонне реализоваться в социуме.

Таким образом, на первый план в школьном образовании выдвигаются задачи не простой передачи знаний, умений  и навыков ученику, а  формирование у учеников желания, умения и потребности учиться. Поэтому главной для учащихся должна стать задача – учиться и заниматься самообразованием. Чтобы достигнуть этой цели, необходимо создать условия для формирования  универсальных учебных действий. Новые образовательные стандарты обусловлены требованием времени: системно-деятельностный подход в обучении ставит целью научить ребенка учиться, развить личность с  четкой гражданской и нравственной позицией.

Понятно, что необходимо переориентировать учащихся на продуктивную образовательную деятельность, продолжить процесс  обновления содержания образования, наполнить его новыми приоритетами. Все это  требует  от современного  педагога  поиска новых подходов к преподаванию русского языка и литературы.

На мой взгляд, формирование универсальных учебных действий наиболее продуктивно реализуется через осуществление  различных видов практической деятельности на уроках. Коммуникативные учебные действия как одна из составляющих УУД характеризуются речевой направленностью (обучением через общение); функциональностью (выполнением коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют); ситуативностью (ролевой организацией учебного процесса). Им также свойственна новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения); принцип по «нарастающей»: от простого к сложному; личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).

Мной используются активные средства для формирования УУД: работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, кластера, подготовка доклада и написание реферата, работа в группах и  парах, различные виды самостоятельной  работы с учебной  и справочной литературой.

Работа с текстом играет важнейшую роль в формировании УУД. Навык осмысленного, продуктивного чтения считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – это сложный и многогранный процесс, который предполагает  решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, рефлексия и др.

Главной целью работы с текстом на уроке становится деятельность по знакомству с различными ресурсами языка: фонетическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими и стилистическими. Благодаря этому учащимися постигаются общие закономерности построения текста в соответствие с нормами. Для достижения  этих целей в своей деятельности я использую следующие  виды работы: собирание текста из фрагментов, озаглавливание, деление на абзацы, нахождение границ предложений, восстановление деформированного текста, составление текстов разных стилей на определенную тему и т.д. Также важной считаю предварительную грамматическую работу, способствующую развитию общеучебных навыков.

Остановлюсь на конкретных упражнениях, которые использую для формирования УУД  при работе с текстом. Подготовка к созданию текста является важным умением. Для этого ведется работа по обогащению словарного запаса, по обучению выбору слов и синтаксических конструкций. Это помогает учащимся в осмыслении темы текста и учит отбирать материал по теме. Учащиеся учатся составлять план расположения отобранного материала, выбирать языковые средства, редактировать текст.

Полезным упражнением, предназначенным для усвоения норм и предупреждения морфологических ошибок в речи, является работа по образованию форм слова. Например, предлагаю учащимся образовать формы родительного падежа от существительных: апельсины, грабли, драгуны, чулки, сапоги и др.; образовать формы сравнительной степени от прилагательных: красивый, глубокий, сладкий, горький и др.; образовать форму повелительного наклонения от глаголов: лечь, класть, положить, ехать и др.

Чтобы помочь учащимся овладеть нормами согласования, управления, построения предложений разных видов, обогатить речь детей разнообразием синтаксических конструкций, предлагаю им упражнения по составлению словосочетаний и предложений. Такой вид деятельности способствует специальной подготовке к написанию творческих работ: сочинений и изложений, что, несомненно, реализует работу по подготовке к итоговой аттестации. В ходе предварительной работы  выбираю из текстов  необходимые для анализа синтаксические конструкции, которые и становятся дидактическим материалом. Предложенные в ходе урока учителем и переконструированные учащимися синтаксические конструкции впоследствии  используются ими для создания своих творческих высказываний на предложенную тему.

В своей работе я использую такие упражнения: составление синтаксических конструкций с использованием в них слов в определенном значении, с учетом сочетаемости данных слов с другими словами. Предлагаю ребятам подобрать слова на ту  конкретную тему. Данное упражнение  включаю как элемент в творческие диктанты, в иные творческие  работы по опорным словам. Такое  задание способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяя тем самым возможности по подготовке к ГИА.

Несомненно, также, что работа по подбору синонимов к данному слову обеспечивает усвоение учащимися семантики и отличительных особенностей в употреблении изучаемых слов, что развивает познавательные умения учащихся. Ребята также составляют словосочетания и предложения с данными словами, анализируют тексты, в которых встречаются эти слова.

Важнейшим лексико-семантическим упражнением считаю задание-эксперимент. Ребятам предлагаю текст с незавершенными предложениями. Учащиеся должны выбрать подходящие  слова в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами. Такого рода задание помогает выработке у учащихся регулятивных и познавательных умений.

Работа с тестом стала обязательной и неотъемлемой составляющей в урочной  деятельности. Практическая грамотность, речевая и языковая компетентность являются конечной целью в обучении русскому языку. Задачей педагога становится  работа  по формированию и развитию практических умений и навыков грамотного письма  и речевой деятельности учащегося. Текст как основная дидактическая единица  занимает главное место в формировании и развитии функциональной грамотности учащихся.

 

Список литературы:

  1. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Рус. яз. в шк. - 1993.- № 3.
  2. Баранов М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку//Русский язык в школе. – 1981. - №3.
  3. Острикова Т.А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: история, теория и практика диктанта: учеб. пособие. – Абакан, 2016.
  4. Методика преподавания русского языка: учеб./М.Т.Баранов, Н.А.Ипполитова , Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов; ред. М.Т.Баранов .- М.,2000.