Сравнение и классификация по заданным критериям, как результат формирования познавательных УУД
Сравнение и классификация по заданным критериям, как результат формирования познавательных УУД
Comparison and classification according to specified criteria, as a result of the formation of cognitive universal educational actions
Автор: Чащина Вера Александровна
МБОУ города Иркутска "Лицей № 3", г. Иркутск, Россия.
E-mai: vach2010@mail.ru
Chashchina Vera
Lyceum No. 3, Irkutsk, Russia.
E-mai: vach2010@mail.ru
Аннотация. В статье представлен пример типового задания по формированию универсальных учебных действий на уроках физики в школе, задание может быть использовано в учебном процессе.
Annotation. The article presents an example of a typical task for the formation of universal educational actions in physics lessons at school, the task can be used in the educational process.
Ключевые слова: Универсальные учебные действия, физика.
Key words: Universal learning activities, physics.
Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия:
· обеспечивают учащемуся возможность: самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
· создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться»;
· обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
В более узком смысле этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- уметь осуществлять синтез, как составление целого из частей;
- уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики предметов, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержания познания.
Задачей сравнения является определение внутренних связей и существенных свойств объектов; оно принимает форму рассуждения с опорой на логические принципы и предметные абстракции. Приёмом развития сравнения является и противопоставление, т.е. подчёркивание специфики изучаемого явления, связанного в некотором отношении с другими. Обучение сравнению является важным условием умственного, сенсорного и нравственного воспитания.
Целью использования приема сравнения является формирование умения учащихся сравнивать, а назначением – выработать единый подход к рассмотрению различных явлений.
Объектом сравнения в курсе физики средней школы могут быть предметы окружающей действительности: тела, явления и процессы, протекающие в природе, специальные опыты, а так же понятия, системы единиц измерения физических величин и др.
Приемы сравнения и противопоставления могут быть применены: при изучении нового материала, при решении задач, в лабораторных работах, самостоятельных и творческих работах, в домашних заданиях, во внеклассных и дополнительных занятиях и т.д.
Универсальное учебное действие «Сравнение» можно успешно развивать у учащихся при изучении физики.
1. Название умения: Сравнение.
2. Предмет: Физика. Класс: 7 класс.
3. Тема: «Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов».
4. Место задания в структуре урока: объяснение явлений на основе нового знания.
5. Описание задания. Задание 1.Налейте в пластмассовую бутылочку воды и закройте крышкой. Попытайтесь сжать в ней воду. Затем вылейте воду, снова закройте бутылочку. Теперь попробуйте сжать воздух. Объясните результаты опыта.
Учитель | Учащиеся |
На уроке мы познакомились с различием в молекулярным строении твёрдых тел, жидкостей и газов. Прочитайте задание в учебнике. Учитель демонстрирует заполненную пластмассовую бутылочку с водой, затем выливает воду. В бутылочке сначала была вода, а затем воздух. Назовите агрегатное состояние веществ, в бутылочке. | Читают задание. Выполняют опыт. Отвечают на вопросы учителя. Вода – жидкое состояние вещества. Воздух - газообразное состояние вещества. |
Как расположены молекулы в жидком состоянии? | Молекулы жидкости колеблются около положения равновесия, не могут свободно перемещаться по всему объему вещества, но возможны переходы молекул на соседние места. |
Как расположены молекулы в газообразном состоянии вещества? | Газы характеризуются полной беспорядочностью расположения и движения молекул. |
Перечислите свойства жидкостей и газов | Жидкости имеют определенный объем, но не имеют своей формы, они принимают форму сосуда, в котором находятся. |
Перечислите свойства газов | Газы не имеют постоянного объема и занимают весь объем сосуда, в котором они находятся. |
Как взаимодействуют молекулы жидкостей? | Молекулы жидкости расположены близко друг к другу. Расстояния между каждыми двумя молекулами меньше размеров молекул, притяжение между молекулами значительное. При сближении молекул заметно проявляется отталкивание. |
Как взаимодействуют молекулы газов? | Молекулы слабо притягиваются друг к другу, так как расстояния между молекулами в десятки раз больше размера молекул. |
Что общего в свойствах жидкостей и газов? | Нет общего свойства |
Назовите различие в свойствах жидкостей и газов. | Жидкости сохраняют объём, газы не сохраняют объём. Газы легко сжимаются, жидкость не сжимается. |
Сожмите наполненную бутылочку с водой, а затем пустую бутылочку. Объясните результаты опыта | После обсуждения и проведения опыта формулируют и записывают вывод. Вода – жидкое состояние вещества. Жидкость не сжимается, так как при сближении молекул проявляются силы отталкивания. В пустой пластмассовой бутылке находится воздух - это газообразное состояние вещества, молекулы находятся на значительном расстоянии друг от друга. При сжатии, уменьшается расстояние между молекулами, поэтому пустая бутылочка легко сжимается. |
Список литературы:
1. Вершинин В.Н. Педагогический процесс в условиях вечерней школы. Цикл лекций: учебное пособие.
2. Давыденко В.А, Давыденко О.В. Применение приёма сравнения на уроках физики и истории.
3. Лукиных Г.И. Развитие универсальных учебных действий на уроках физики.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М.: Академия, 2003.
5. Перышкин А.В.Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа 2018.
6. Романовский М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск, 2006.
7. Румбешта Е.А., Мидуков В.З. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся при обучении физике и оценки ее сформированности // Вестник Томского государственного.
8. Смольянина Г.Н. Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.