Межпредметные связи в средней школе (на примере уроков русского языка и физической культуры)
Межпредметные связи в средней школе (на примере уроков русского языка и физической культуры)
Intersubject relations in secondary schools (on the example of russian language and physical education lessons)
Авторы:
Валиева Чулпан Рушановна
МБОУ «Гимназия № 4», Казань, Россия.
e-mail: valieva.chul@yandex.ru
Valieva Chulpan Rushanovna
Gymnasium № 4, Kazan, Russia.
e-mail: valieva.chul@yandex.ru
Аюпов Рамис Рауфович
МБОУ «Гимназия № 4», Казань, Россия.
e-mail:ramis.ayupov93@yandex.ru
Ayupov Ramis Raufovich
Gymnasium № 4, Kazan, Russia.
e-mail: ramis.ayupov93@yandex.ru
Аннотация: умение устанавливать межпредметные связи на уроках – важный аспект современной школы. Ведь на уроках обучающиеся должны получать обширные знания по тому или иному предмету, но при этом понимать значимость данного предмета через призму иных школьных предметов.
Abstract: the ability to establish intersubject connections in the classroom is an important aspect of modern schools. After all, in the classroom, students should receive extensive knowledge of a particular subject, but at the same time understand the significance of this subject through the prism of other school subjects.
Ключевые слова: межпредметная связь, русский язык, физическая культура, современная школа.
Keywords: interdisciplinary communication, Russian language, physical education, modern school.
Тематическая рубрика: средняя школа.
Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть приобретение знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением.
Поэтому задача учителя — не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, так как только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни. Как же этого достичь?
Ответ на этот вопрос сегодня дают Федеральные государственные образовательные стандарты, которые считают, что ученики будут владеть универсальными учебными умениями информационно-логического, организационного характера, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века. Результатом межпредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
Смена целевых ориентиров в образовании обусловила необходимость серьёзных изменений как в содержании, так и в технологии образовательной деятельности, поэтому всё чаще в профессиональном словаре современного педагога появляются понятия «межпредмет», «межпредметное обучение», «межпредметный подход», «метадеятельность»».
Что же это такое? Все эти слова и понятия объединяет иноязычная приставка "мета", синонимичная русским «за», «над», «через», и придающая этим понятиям значение «всеобщее», «интегрирующее», «универсальное».
Результатом межпредметного обучения является развитие:
- теоретического мышления (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыков переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критического мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческого мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивного умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности).
В исследованиях известных ученых-педагогов И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина и других, межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.
В школе есть два таких, на первый взгляд, разных предмета как русский язык и физическая культура. И, как кажется, на уроках этих предметов невозможно установить межпредметную связь. Но это только на первый взгляд. Давайте поразмышляем над этим вопросом.
Физическая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей в области физического воспитания. Она тесно связана с другими предметами, и этот момент должен учитываться при проведении уроков. Это и математика, и физика, и биология, и химия, и русский язык (лингвистика). Межпредметная связь обеспечивает: эмоциональную составляющую урока, более легкую степень усвоения материала, усиление воспитательного момента, что влияет на формирование инициативы, самостоятельности, дисциплины, воспитанию нравственных и волевых качеств, а также усилению мотивации к занятиям физической культурой и спортом, что в свою очередь подготавливает детей к успешному выступлению в спортивных соревнованиях за честь школы.
Межпредметная роль русского языка в школьном образовании осознавалась давно (достаточно вспомнить слова Ф.И. Буслаева, который называл русский язык предметом предметов в школе), однако сегодня она должна рассматриваться с учетом изменившейся социокультурной ситуации в стране и в мире в целом, а также с учетом достижений современной науки и практики.
Изучение русского языка как родного в общеобразовательной школе является важным этапом в формировании личности ребенка, необходимым для его дальнейшего полноценного и гармоничного существования в обществе. На уроках русского языка, помимо специальных, формируются общеучебные умения и осваиваются универсальные учебные действия, помогающие в изучении других предметов школьной программы: умение формулировать цель своей деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, извлекать и обрабатывать необходимую информацию из различных источников. Это даёт основание говорить о межпредметности в изучении русского языка.
Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Русский язык язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Возникает вопрос: «Как реализовать данный подход в практической деятельности учителя». В преподавании русского языка и литературы появилось новое понятие «универсальные учебные действия». Одной из существенных особенностей его ориентированность на формирование, развитие, проверку и оценивание не только предметных, но и межпредметных результатов образования, которые тесно связаны с понятием функциональной грамотности. Она понимается как способность человека получать, понимать, осваивать, перерабатывать хранить, передавать, эффективно использовать информацию (прежде всего - тестовую) в ежедневной бытовой, учебной, профессиональной и общественной жизни.
Межпредметные связи русского языка с предметами естественного, художественно-эстетического цикла также интересны. Проходим термины - ребята вспоминают определения различных наук: биологии, географии, химии, физической культуры.
Подбор занимательного материала по терминологии, связанной со спортом, физическими упражнениями должен способствовать дальнейшему запоминанию этих терминов. Изучение спортивно-оздоровительной терминологии может быть связано с изучением русского языка. Например, на уроках русского языка мы можем предложить учащимся написать сочинение про любимый вид спорта, про урок физической культуры.
К примеру, при изучении темы «Глагол» в 5 классе (под редакцией Т.А. Ладыженской) есть упражнение 79, в котором нужно описать картинку, а которой изображен урок физической культуры. Без знаний терминологии и названия инвентаря, написать сочинение сложно, как раз-таки именно здесь мы должны вспомнить все знания, которые учащиеся получили на уроках физкультуры.
Еще одним примером межпредметной связи может послужить ситуация, когда на уроках физической культуры обучающиеся изучают теоретический материал по теме. Так, например, при изучении темы «Легкая атлетика». Учащиеся знакомятся с рядом новых терминов для них: старт, фальстарт, эстафета, спринт, стайер, финиш. И чтобы точно понять смысл этих слов и раскрыть их смысл, конечно же стоит обратиться к словарям русского, иностранного языков. То есть на уроке физической культуры затрагивается раздел русского языка под названием «Лексика и лексикология».
Таким образом, современные уроки должны строиться во взаимосвязи друг с другом. Только при условии межпредметной связи может состояться полноценный урок. Это говорит о том, что учителя разных циклов и дисциплин должны работать сообща и принимая опыт друг друга.
В практике образования учащихся используются межпредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.
Список литературы:
1. Рукосуева Е.В. Межпредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения. – М: Издательство: «Свет-И»,2018г.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Просвещение», 2006.
3. Чердакова Л.М. Развитие речи на уроках русского языка и литературы с опорой на межпредметные связи с целью создания фундаментальной основы межпредметного образовательного процесса в условиях введения ФГОС. – М: Издательство «Таймс», 2017г.
4. Янцен М.А. Формирование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности. . – СПБ: Издательство «Лен-М», 2019г.
5. \\