Использование ЭОР на уроках истории и обществознания
Использование ЭОР на уроках истории и обществознания
Use the ESM the lessons of history and social studies
Автор: Алтынбаева Рузалия Наиловна
ГБОУ "СОШ", село Новое Мансуркино, Самарская область
Altynbaeva Ruzaliya Nailovna
Middle School, Novoe Mansurkino, Samarskaya region
Наше общество становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются в нашей жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал помощником в учебе, в работе и отдыхе. Формирование мирового информационного пространства предъявляет новые требования к современному обществу. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Выпускник школы должен ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме. Главным направлением информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.
Развитие информационных технологий заставляют педагогов не просто «успевать за изменениями », а быть первыми, поскольку современное поколение учащихся с ранних лет владеет навыками компьютерной грамотности. Данный аспект является особенно актуальным в условиях формирования поколения, которое способно получать больше информации из визуальных компьютеризированных источников, а вовсе не традиционными способами – путем чтения книг. Для сегодняшнего ученика электронный способ получения информации стал естественным и самым распространённым способом.
Объем информации стремительно растет, требования к школьникам повышаются. Большинство учеников воспринимает материал не столько по принципу «трудно » или «легко», а сколько – «интересно» или «неинтересно». Поэтому обучение должно быть естественным, интересным и приятным. Использование современных электронных образовательных ресурсов дают положительный результат и позволяют облегчить объяснение материала за счет наглядности.
Какие преимущества даёт применение компьютера и мультимедиа программ на уроках истории и обществознания?
В первую очередь расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения такие, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность. Моделирование урока с использованием ЭОР (интерактивных таблиц, карт, схем, компьютерного тестирования и т.п.) повышает интерес школьников к уроку, что, несомненно, поможет активизировать как интеллектуальную, так и творческую деятельность ребят. Использование компьютера способствует повышению мотивации к изучению истории и обществознания, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся, формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др.).
Ученик приобретает знания не только с помощью учителя, но и в процессе личной самостоятельной учебной деятельности, а учитель при этом руководит этим самостоятельным трудом, дает для него необходимый материал. И здесь также на помощь учителю и ученику могут прийти ЭОР.
Компьютерные технологии можно использовать как для работы с сильными учениками, так и для занятий с отстающими учащимися: яркие иллюстрации, карты, схемы облегчают усвоение и понимание темы.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания предполагают следующие возможные варианты применения ИКТ: презентации, использование интерактивных таблиц, карт, схем, диаграмм, кроссвордов, просмотр видеофильма или видеофрагмента, ознакомление с историческими источниками, компьютерное тестирование, работа с Интернет-ресурсами.
На уроках истории и обществознания активно применяют специализированные предметные электронные ресурсы. Чаще всего информация данных сайтов разделена на модули, которые позволяют использовать ЭОР на различных этапах уроках.
Особое внимание следует обратить на формирование картографических знаний и умений учащихся.
Историческая карта это – опорный конспект, развертывающий события в пространстве и во времени с помощью условных знаков.
Представлен учебный модуль «Анимационные карты России и мира (843-1618 годы)». Данный модуль предназначен для систематизации и закрепления исторических знаний, получаемых учащимися средней школы на уроках всеобщей истории и истории России, да также для использования школьниками во время самостоятельной работы дома. Ресурс данного модуля представлен тематическими рубрикаторами:
- Историческая карта.
- История Отечества. Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий).
- Всеобщая история.
В указанном ресурсе представлена «Программа-проигрыватель «Анимационные карты России и мира (843-1618 годы)», которая позволяет проигрывать исторические события на выбранной карте.
Возможности работы с исторической картой благодаря интерактивной доске значительно расширяются, так как можно не просто показывать какие-либо объекты, но и использовать анимацию, цветные маркеры, чтобы проследить направления военных походов, показать места важнейших битв, отметить столицы государств, территориальные изменения и т.д. Можно смоделировать схемы различных сражений.
Посредством гиперссылок школьники могут связать содержание любой исторической карты с хронологическими и понятийными справками, биографическими и историографическими комментариями. Анимационные эффекты позволяют «оживить» изображение карты, разложить представленный на ней процесс или явление поэтапно, реконструировать альтернативные варианты развития той или иной ситуации.
В разделе «Методические материалы» представлен ресурс «История России XVII – XIX. Электронная библиотека». Данный ресурс предоставляет учителю материалы по курсу истории и дает возможность подготовить наглядные материалы (альбомы) к уроку. В состав электронной библиотеки входят разнообразные мультимедиа компоненты: анимации, видеоряд, звукоряд.
Электронное издание содержит: справочные материалы по персоналиям; справочные материалы по датам и событиям; список рекомендованной литературы; список интернет-ресурсов.
На уроках истории и обществознания можно использовать программу Power Point. Она даёт возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. С помощью мультимедийной презентации можно подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Использовать программу презентаций PowerPoint на уроках может не только учитель, но и ученик как наглядное дополнение к своему выступлению, демонстрируя свои дополнительные материалы на большом экране. Полезно использовать данную программу для создания опорного конспекта урока, включив туда видеофрагмент, иллюстрацию какого-либо события или портрет исторического деятеля, исторический источник, подведение итогов темы и конечные выводы и многое другое – это поможет школьнику легче усвоить новый учебный материал.
Эту программу можно применять не только на уроках первичного изложения материала, но и при обобщении большой темы. Подготовку обобщающей презентации можно поручить школьникам или разработать ее совместно на итоговом уроке как своеобразный контроль знаний учащихся по теме. При работе над презентациями в программе PowerPoint ребятам приходится проводить большую научно-исследовательскую работу, проявлять творческий подход. У них развивается логическое мышление, в процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, повышается самооценка. Презентации помогают и в подготовке к ЕГЭ. Уроки с применением презентации становятся интереснее, эмоциональнее, позволяют глубже погрузиться в изучаемый материал.
Ауди и видеоматериалы позволяют сделать урок более насыщенным и интересным. Очень оживляют уроки аудиозаписи по Отечественной войне 1812г. - это рассказы о вступлении армии Наполеона в Россию, о Бородинском сражении 26 августа 1812г..Видеоматериалы по истории Великой Отечественной войны — это запись Ю.Левитана о начале войны, фрагменты военной хроники, фрагмент из художественного фильма «Освобождение» - «Штурм Берлина», парад Победы 24 июня 1941г.
В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой - системой для создания тестов. В настоящее время таких программ-оболочек много.
Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками. Опыт работы показывает эффективность применения электронных тестов-тренажёров.
Это и серия медиауроков «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия», комплект мультимедийных уроков и электронных дидактических материалов для 5-8 классов по всеобщей истории, мультимедийное приложение к учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История России. XX в.» («Клио Софт») и т.п. При тестировании можно применять не только готовые разработки, но и самому педагогу разрабатывать свои тесты.
Исследовательская работа школьников с использованием ИКТ и Интернет-технологий, дает положительную мотивацию при изучении предметов всех школьных циклов. В интернете существует множество тематических веб-страниц, где можно взять информацию по любому предмету. Например, «Всемирная история в лицах», «Великая Отечественная война» и т.д. На уроках истории и обществознания были созданы проекты с использованием сайтов интернет: презентация «Великие реформаторы», «Ярослав Мудрый», «Отечественна войне 1812г.», «Самарцы в Отечественной войне 1812г.», «Наркотики и подросток», «Семья – ячейка общества».
Таким образом, использование ЭОР помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
- психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- идет более полное усвоение теоретического материала;
- формирует умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;
- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.