Формирование информационных компетентностей в учебной и внеурочной деятельности обучающихся
Формирование информационных компетентностей в учебной и внеурочной деятельности обучающихся
Formation of information competencies in the educational and extracurricular activities of students
Автор: Титанакова Елена Валерьевна
ГБПОУ РХ ЧГСТ, г. Черногорск, республика Хакасия, Россия.
e-mail: pmalaxova10@mail.ru
Titanakova Elena Valerevna
GBPOU RH CHST, Chernogorsk, Republic of Khakassia, Russia.
e-mail: pmalaxova10@mail.ru
Аннотация: В этой статье автор рассказывает о том, как формируются компетенции обучающихся на уроках и занятиях внеурочной деятельности.
Abstract: In this article, the author talks about how the competencies of students are formed in the classroom and extracurricular activities.
Ключевые слова: компетенции, применение знаний, внеурочная деятельность, обучающиеся, средняя школа.
Keywords: competencies, application of knowledge, extracurricular activities, secondary school.
Тематическая рубрика: средняя школа, СПО.
Компетенция (от лат. competentia - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом) - знания, опыт человека, людей в определенной области, сфере, дающие им возможность глубоко понимать сущность событий, явлений, экономических и социальных процессов.
Главные ключевые компетенции, которые формирует преподаватель:
• Общекультурные
• Учебно-познавательные
• Коммуникативные
• Ценностно-смысловые
• Социальные
• Информационные
• Компетенции личностного самосовершенствования.
Внеурочная деятельность в значительно большей мере зависит от личности учителя, от его интересов, склонностей и т.д., (типа профессионального педагогического характера). Компетенции, формируемые на конкретном занятии по предмету, предполагают не только знание данного материала. Но и его расширенное применение в других областях, «перенос» в другую ситуацию.
Рассмотрим типы профессионального педагогического характера. Это деление условно, что оно имеет в виду лишь характеристику доминирующей черты, проявляемой в профессиональной педагогической работе со школьниками:
- Интеллектуальный тип характеризуется склонностью к научной работе, в области своего предмета, к чтению литературы, ведению записей, наблюдений, к анализу своей деятельности, к созданию новых форм внеурочной работы и т.д.
- Волевой тип педагога характеризуется четкостью и организованностью в работе, императивным тоном в отношениях, повышенной властностью, постоянной требовательностью к себе и к ученикам.
- Эмоциональный тип педагога отличается повышенной способностью чувствовать переживания ученика, его духовный мир, настроения, сопереживать в этом ученику. Его доминирующая профессиональная черта - тонкость восприятия эмоциональной жизни воспитанников.
- Организаторский тип - наиболее универсальный, очень ценный для любой педагогической работы, особенно внеурочной. Как известно, педагогическая деятельность - есть прежде всего организаторская, ибо, организуя жизнь и деятельность учеников, педагог тем самым обеспечивает в заданном направлении их развитие.
В младших классах преобладают эмоциональный и организаторский тип, в средних - волевой, а в старших - интеллектуальный. В целом же среди педагогов общеобразовательной школы господствует волевой тип, в СПО преобладает как интеллектуальный тип, так и волевой и организаторский. На занятиях по предметам обучающиеся применяют полученные знания ранее в новых ситуациях, расширяют свой кругозор.
Внеурочная деятельность может быть организована в виде олимпиад, заочных, дистанционных, конкурсов и мероприятий. При таком виде деятельности обучающиеся не только повышают свой уровень образования, но и видят свой результат по сравнению с другими, выявляют свои способности. Другим направлением по организации внеурочной деятельности может быть организация, подготовка к проведению праздников, мероприятий. Обучающиеся не только заняты конкретным видом работы, но и познают различные способы её выполнения, а затем могут выполнить её в других условиях. Например, при подготовке к новогоднему празднику в группе обучающиеся могут показать свои способности в виде поделок своими руками, показать другим мастер-класс по их изготовлению, учиться презентовать свою работу, другие выполнить стенгазету - поздравление или открытку, третьи - смонтировать ролик-поздравление и т.д.
Следующий вид внеурочной деятельности - сами мероприятия. В них используются разнообразные виды заданий: на внимательность, смекалку, скорость, использование знаний по предмету, способствовали формированию навыков групповой работы, взаимовыручки, творческого подхода, а также способствовали повышению интереса к предмету, самому мероприятию.
Компетентность проявляется в различных видах деятельности, сочетая в себе знания, умения, навыки, социальный опыт и личностные качества обучаемого.
Внеурочная деятельность способствует формированию потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Таким образом, внеурочная деятельность - необходимое условие формирования социальных компетенций, вооружение учащихся навыками адаптации к социальным ролям в изменяющейся экономической среде, воспитания ценностных установок в поведении.
Литература:
1. Сасова И.А. Социально-экономическое образование и воспитание учащихся // Народное образование. - 2017. - № 10.
2. Пробст Л.Э. Профессиональное школьное образование в современных условиях // Экономика. Вопросы школьного образования. - 2017. - № 4.
3. Максимова В.И. Формирование навыков предпринимательства в школе // Экономика в школе. - 2017. - № 4.
4. Любимова Л.А. // Экономика в школе, 2018 - №3.