Развитие скоростно-силовых способностей у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры
Развитие скоростно-силовых способностей у школьников 14-15 лет на уроках физкультуры
Developed speed-strength abilities in schoolchildren 14-15 years in physical education lessons
Авторы:
Андросова Ксения Александровна
ОГБОУ "Лицей № 9", г. Белгород, Россия.
E-mail: androsova.ksjuscha@yandex.ru
Androsova Ksenia
Lyceum No.9, Belgorod, Russia
E-mail: androsova.ksjuscha@yandex.ru
Адонин Александр Александрович
ОГБОУ "Лицей № 9", г. Белгород, Россия.
E-mail: androsova.ksjuscha@yandex.ru
Adonin Aleksandr
Lyceum No.9, Belgorod, Russia
E-mail: androsova.ksjuscha@yandex.ru
Золотарева Анжела Михайловна
ОГБОУ "Лицей № 9", г. Белгород, Россия.
E-mail: androsova.ksjuscha@yandex.ru
Zolotareva Angela
Lyceum No.9, Belgorod, Russia
E-mail: androsova.ksjuscha@yandex.ru
Аннотация: В этой статье авторы пишут о повышение уровня скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет.
Abstract: In this article, the author writes about the increase in the level of speed-strength abilities in young men 14-15 years old.
Ключевые слова: скоростно-силовые способности, физическая культура, ГТО, динамические усилия.
Keywords: speed-strength, physical culture, TRP, dynamic efforts.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
Актуальность исследования объясняется необходимостью повышения эффективности образовательного процесса в Белгородской области, повышения уровня показателей физической культуры учащихся среднего возраста и укрепления их здоровья, повышения мотивации, уровня знаний и умений в области физической культуры, физической подготовленности, сдачи норм комплекса ГТО на основе развития скоростно-силовых способностей и применения подвижных игр. Имеются данные о том, что традиционное содержание занятий физической культурой не вызывает большого интереса у школьников, особенно в возрасте 14-15 лет и потому специалисты начинают активно искать, разрабатывать новые подходы к модернизации содержания и организации физической культуры в школе.
Проблема заключается в том развитие скоростно-силовых качеств у школьников 14-15 лет с помощью метода динамических усилий и подвижных игр» направленно на то, что очень важно воспитывать молодое поколение физически развитым, закаленным, готовым к работе и обороны нашей Родины. Большую роль в системе физического воспитания играют уроки физической культуры, способствующие всестороннему физическому развитию, нравственному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Обобщение опыта посвящено развитию скоростно-силовых способностей. Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. К таким упражнениям, используемыми на уроках физической культуры относятся различные прыжки и метания. Для того чтобы далеко метать или прыгать, необходим высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости и умение концентрировать свои усилия.
Исходя из вышесказанного возникает проблема исследования: каковы условия достаточные и необходимые, в современное время, для повышения уровня скоростно-силовых способностей у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры.
Объект исследования - процесс физической подготовки учащихся 14-15 лет на уроках физической культуры.
Предмет исследования - методика развития скоростно-силовых способностей у школьников 14-15 лет.
Цель исследования - повышение уровня скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет.
Задачи исследования:
- Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования. Выявить исходный уровень развития скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет.
- Разработать экспериментальную методику по развитию скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на уроках физической культуры.
- Оценить эффективность экспериментальной методики по развитию скоростно-силовых способностей у школьников 14-15 лет.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие скоростно-силовых способностей юношей 14-15 лет будет протекать наиболее эффективно, если на уроках физической культуры применять метод динамических усилий в сочетании с игровым методом. В своём исследовании применялись следующие методы:
Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования.
- Педагогическое наблюдение.
- Диагностирование.
- Опытная работа.
- Метод математической статистики.
Новизна работы состояла в том, что развитие скоростно-силовых способностей школьников 14-15 лет на уроках физической культуры достигается с использованием метода динамических усилий и игрового метода выполнения упражнения.
Практическая значимость данной работы заключается в следующем: предлагаемая методика позволяет повысить уровень скоростно-силовых способностей учащихся среднего школьного возраста. Исследования проводились на базе МБОУ СОШ № 7, Белгорода с 1 октября 2015 года по 1 апреля 2016 года. В нем приняли участие учащиеся двух классов, юноши в возрасте 14-15 лет в количестве 20 человек, которые составили экспериментальную и контрольную группы по 10 человек в каждой, отнесённые по состоянию здоровья к основной группе.
Для развития скоростно-силовых способностей в экспериментальной группе применялись разнообразные упражнения для развития скоростно-силовых способностей выполняемых методом динамических усилий, а также игрового метода, с использованием подвижных игр и эстафет. Уроки по развитию скоростно-силовых способностей проводились на двух из трёх уроков недельном цикле занятий, которые повторяли в обеих группах на протяжении шести месяцев.
Упражнения выполняемые методом динамических усилий выполнялись с преодолением веса собственного тела, а также с относительно небольшой величиной отягощений (до 30% от максимума) с максимальной скоростью или темпом. Целью применения данного метода являлось развитие скоростно-силовых способностей, а именно – «взрывной силы». Количество повторений упражнений в одном подходе составляет 15-20 раз. Упражнения выполняются в 2-3 серии, отдых между ними по 5 мин.
Применялись следующие упражнения:
- Бег прыжками в различном темпе, выпрыгивание из глубокого приседа, прыжки на одной ноге с продвижением вперед, броски и ловля набивного мяча одной ии двумя руками, прыжки с возвышения 50- 70 см с последующим выпрыгиванием вверх, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с отталкиванием от опоры и другие;
- Бег прыжками в различном темпе - 3-5 раз по 2-40м;
- Бег в гору (крутизна до 20°) в среднем и быстром темпе - 3-4 раза по 15-25 м. (Обращать внимание на полное выпрямление опорной ноги).
- Прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед - 2-3 серии по 10-30 прыжков.
Выпрыгивание из глубокого приседа - 2-3 серии по 12-15 прыжков.
Прыжки на одной ноге с продвижением вперед - 2-3 раза по 15-30м на каждой ноге. (Следить за полным отталкиванием опорной ногой и высоким выносом бедра вперед).
Многократные прыжки через препятствия (гимнастические скамейки, набивные мячи, барьеры) на одной и двух ногах с акцентом на быстроту отталкивания - 2-3 серии по 30-40 прыжков.
Броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками - 10-15 раз (выполнять сначала по одному, затем в паре).
Прыжки с возвышения 50-70см с последующим выпрыгиванием вверх – 2-3 серии по 15-20 раз.
Броски набивного мяча двумя руками, из различных исходных положений: сидя, спиной вперед, от груди, из-за головы и т.д.).
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с отталкиванием от опоры - 2-3 серии по 6-8 раз на время.
На одном уроке нами применялись 1-2 упражнения выполняемых данным методом. Развитие скоростно-силовых способностей игровым методом проводилось преимущественно в зимний период времени, в течении второй и третей учебной четверти в условиях спортивного зала. Были подобраны различные подвижные игры, разработаны эстафеты с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей, включающие элементы прыжковых упражнений, метаний и бросковых движений на дальность и точность, выполняемых лично и в составе команды.
Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенный на игру; изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки; регулируя вес и количество предметов, усложнять ли упрощать правила игры и препятствия, вводить кратковременные паузы для отдыха или уточнения или анализа ошибок.
Подвижные игры применяемые в ходе исследования для развития скоростно-силовых способностей: «Снайперы», «Пятнашки», «получить мячик», «Отталкивание и приземление», «Кто выше?», «Метание в подвижную цель», «Толкание мяча в обруч», «Челнок», «Перемена мест», «Перестрелка», «Толкай из круга», «Какая команда прыгает дальше?».
Эстафеты: «Встречная эстафета с обменов набивными мячами», «Эстафета в скачках на одной ноге», «Эстафета прыжками на двух ногах», «Эстафета в приседе» и др. Продолжительность игр составляла от 10 до 15 мин. Проводились во второй половине основной части урока.
В начале эксперимента по показателям физического развития и физической подготовленности были сформированы две группы: первая - экспериментальная, а вторая - контрольная. Численность групп составила по 10 человек.
Методика тренировки экспериментальной и контрольной групп отличалась тем, что контрольная группа занималась по ранее используемой программе. Занятия в экспериментальной группе проводились по разработанной нами методике. Исходный уровень развития скоростно-силовых способностей в обеих группах мы определили по представленным тестам:
Прыжок в длину с места.
Прыжок в длину с разбега.
Бросок набивного мяча двумя руками из положения сидя.
Метание теннисного мяча на дальность.
Результаты тестирования: Тестирование показало, что исходный уровень развития скоростно-силовых способностей учащихся контрольной и экспериментальной групп на начало эксперимента не имеет существенных отличий (показываем таблицу). По окончании педагогического эксперимента было проведено контрольное тестирование.
В сравнительном анализе данных экспериментальной и контрольной групп было выявлено, что во всех четырех тестах произошли статистически достоверные изменения в пользу испытуемых экспериментальной группы.
Проведение педагогического эксперимента и полученные результаты свидетельствуют о том, что экспериментальная методика развития скоростно-силовых способностей юношей 14 -15 лет на уроках физической культуры с использованием метода динамических усилий в сочетании с игровым методом предложенная мною является эффективной.
Выводы:
1. Теоретический анализ позволил определить, что эффективным методом для развития скоростно-силовых способностей является метод «динамических усилий», а также то, что уровень скоростно-силовых способностей можно повысить посредством проведения подвижных игр на уроках физической культуры.
2. Начальный уровень тестирования показал, что экспериментальная и контрольная группы находились примерно на одинаковом уровне развития скоростно-силовых способностей (по средне групповому показателю).
3. Разработана экспериментальная методика, направленная на развитие скоростно-силовых способностей юношей 14-15 лет.
4. Результаты педагогического эксперимента позволяют судить об эффективности разработанной методики по развитию скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет. Так в тестах «Прыжок в длину с места», «Прыжок в длину с разбега», «Бросок набивного мяча двумя руками из положения сидя» и «Метания теннисного мяча на дальность» юноши экспериментальной группы имели достоверный статистически значимый прирост показателей (Р<0,05). В контрольной группе достоверного прироста нами не обнаружено (Р>0,05). Данная методика может быть рекомендована для практического применения.
Практические рекомендации:
1. Задачи развития скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет могут быть решены средствами силовой подготовки, используя метод динамических усилий, а также использования игрового метода. 2. Упражнения и игры по развитию скоростно-силовых способностей рекомендуется выполнять на 2-х уроках в трех недельном цикле. Вес отягощений и количество повторений можно корректировать, исходя из уровня подготовленности учащихся, индивидуальных особенностей.
3. В качестве средств для развития скоростно-силовых способностей использовать упражнения, выполняемые методом динамических усилий, с преодолением веса собственного тела, а также с относительно небольшой величиной отягощений (до 30% от максимума) с максимальной скоростью или темпом.
4. Применение в системе на уроках физической культуры подвижных игр, эстафет направленных на воспитание скоростно-силовых способностей, позволяет добиться повышения уровня данных способностей.
Литература:
1. Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. Здоровый образ жизни и его составляющие. Москва, издательство Академия, 2017.
2. Цабыбин. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Москва, издательство Учитель, 2019.