Опыт применения подвижных игр с предметами на уроках физической культуры в 7 классе
Опыт применения подвижных игр с предметами на уроках физической культуры в 7 классе
Experience of mobile games with subjects in physical education lessons in 7th grade
Авторы:
Андросова Ксения Александровна
ОГБОУ "Лицей № 9", г. Белгород, Россия.
E-mail: androsova.ksjuscha@yandex.ru
Androsova Ksenia
Lyceum No.9, Belgorod, Russia
E-mail: androsova.ksjuscha@yandex.ru
Адонин Александр Александрович
ОГБОУ "Лицей № 9", г. Белгород, Россия.
E-mail: androsova.ksjuscha@yandex.ru
Adonin Aleksandr
Lyceum No.9, Belgorod, Russia
E-mail: androsova.ksjuscha@yandex.ru
Золотарева Анжела Михайловна
ОГБОУ "Лицей № 9", г. Белгород, Россия.
E-mail: androsova.ksjuscha@yandex.ru
Zolotareva Angela
Lyceum No.9, Belgorod, Russia
E-mail: androsova.ksjuscha@yandex.ru
Аннотация: Авторы пишут о применении подвижных игр с предметами на уроках физической культуры.
Abstract: The authors writes about the use of mobile games with objects in physical education lessons.
Ключевые слова: подвижные игры, физическая культура, спортивные игры.
Keywords: mobile games, physical culture, sports games.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Актуальность исследования в общеобразовательных учреждениях России применение различных народных и подвижных спортивных игр имеет давнюю историю. Игры включаются в содержание учебных программ по физической культуре. Показательны, например, программы по физической культуре для общеобразовательных школ, появившиеся в нашей стране. В программе по физической культуре, например, выпущенной в 2012 году на примере содержания уроков в 5-11-х классов указано, что основная идея применения игр для 4-6 классов, это включение элементов четырех и наиболее популярных спортивных игр (волейбола, футбола, баскетбола, гандбола).
Применение подвижных игр к 7-му классу заканчивается. Из числа указанных спортивных игр каждая школа выбирает для себя не меньше двух и начиная с 7 класса – выбирает только одну основную спортивную игру. Если в школе выбирается для занятий футбол, то девочки продолжают заниматься одной из ранее выбранных спортивных игр. Выбор спортивных игр определяется наличием необходимой базы, традиций школы, уровня подготовленности учителя. Интересно, что и в современной образовательной программе по физической культуре для школ под редакцией В.И. Ляха и А.А. Зданевича 2012г. систематическое применение подвижных игр также не предусматривается.
Проблема заключается в том, что если в младших классах обычно у детей интерес к занятиям физической культурой большой, то в среднем звене у детей интерес меняется и часто в худшую сторону (Матвеев А.П., 1997 и др.). Это, прежде всего, объясняется внутренними изменениями в организме, в психике, в поведении школьников, которые происходят в период полового созревания. Игры, как достаточно эффективное средство физической культуры в школе, должны в данной ситуации сыграть важную педагогическую роль.
Иными словами в среднем звене учащихся возникает проблема преемственности, проблема перехода от одних средств физической культуры к другим. В частности, на наш взгляд, актуален вопрос о соотношении подвижных и спортивных игр при переходе школьников в среднее звено. Кроме того, актуальность данного исследования объясняется необходимостью повышения эффективности образовательного процесса в школах в Белгородской области, повышения уровня показателей физической культуры учащихся - укрепления их здоровья, повышения мотивации, уровня знаний и умений в области физической культуры, улучшения показателей физического развития, физической подготовленности на основе применения народных, подвижных и спортивных игр.
При изучении данной проблемы по нашим наблюдениям установлено, что учащиеся 7-х классов (в отличие от учащихся 8-х классов) еще тяготеют к подвижным играм, наряду со спортивными играми. В то же время в спортивные игры дети этого возраста еще не научились играть в полную силу, еще не овладели в полной мере техникой и тактикой игр ( баскетбол, волейбол, футбол, гандбол).
После изучения вопроса по данным литературы и собственным педагогическим наблюдениям возникла идея – экспериментально в рамках естественного педагогического процесса по физической культуре в школе № 7 Белгорода, а также в гимназии № 5 Белгорода попробовать проведение подвижных игр с предметами среди учащихся 7-х классов для того, чтобы:
во-первых, удовлетворить двигательные потребности детей в занятиях подвижными играми;
во-вторых, обеспечить плавный переход в занятиях от подвижных игр к спортивным играм за счет проведения комплекса подвижных игр с предметами, что будет способствовать моделированию элементов некоторых спортивных игр для их успешного освоения в дальнейшем в старших классах;
в-третьих, с помощью применения игрового метода поддерживать и развивать интерес у школьников к занятиям физической культурой.
Для реализации этой идеи первоначально были подобраны предметы для применения в играх. После выявления мнения учащихся обоего пола было установлено, что их в большей степени интересуют такие предметы, как скакалки, мячи, обручи и кегли. Затем в соответствии с этими предметами были подобраны подвижные игры: 1) подвижные игры с мячом – «Мяч среднему», «Горячая картошка», «Одиннадцать», «Передал-садись»; 2) подвижные игры со скакалкой – «Невод», «Часы пробили ровно час»; 3) подвижные игры с кеглями – «Городки», «Собери сам»; 4) подвижные игры с обручем – «Поймай в обруч». Кроме того, были подготовлены различные игры-эстафеты, в которых применялись указанные предметы.
Указанные игры и игры-эстафеты применялись регулярно в процессе эксперимента в течение 2015-2016 учебного года в подготовительной части уроков физической культуры. Они применялись таким образом, чтобы в содержании и организации урока была преемственность с материалом в основной части урока. После построения и подготовительных упражнений разминочного характера игры и игры-эстафеты проводились примерно по 10 минут, после чего осуществлялся переход к основной части занятия.
В заключительной части урока также применялись различные игры, но малой подвижности в течение примерно 3 минут. Здесь мы включали игры на концентрацию внимания, переключение внимания, на постепенное снижение физической нагрузки и восстановление учащихся. Чаще всего применялись такие игры, как «Запрещенное движение», «Нос-ухо-нос», «Быстрее становись!», «Испорченный телефон», «Семья».
В результате проведенного эксперимента предварительно сформулированные предположения в основном подтвердились: систематическое применение подвижных игр с предметами положительно повлияло на физическое состояние учащихся 7-х классов, их отношение к занятиям подвижными играми и к физической культуре, как учебной дисциплине в целом. Конкретно результаты эксперимента выразились в том, что:
- посещаемость занятий по физической культуре достигла 100% уже к середине учебного года;
- заметно повысилась активность и интерес учащихся на занятиях;
- в 7-х классах осталась только основная медицинская группа (большинство детей) и подготовительная, но нет специальной медицинской группы;
- имеются достоверные сведения о том, что дети стали играть в подвижные игры с предметами в своем дворе и летом во время каникул. Таким образом, игры с предметами могут быть эффективным средством для всестороннего развития учащихся в 7-х классах, особенно в рамках регионального компонента программы по физической культуре в общеобразовательных учреждениях.
Литература:
- Комплексная Программа физического воспитания. 1-11 классы / В.И. Лях, А.А. Зданевич. 3-е издание. – М.: Просвещение, 2017. – 127 с.
- Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» ив общеобразовательной школе / А.П.
- Матвеев: Дис. …д-ра п.н. в форме науч. докл. – М., РГАФК, 2017. – 92 с.
- Физическая культура для учащихся ΙV-X классов. Программа средней школы. Подготовлено НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. – М.: Просвещение, 2020. – 32 с.