Современный урок как возможность развития личности обучающегося

Дата публикации: 2021-02-21 09:29:21
Статью разместил(а):
Щербакова Ольга Владимировна

Современный урок как возможность развития личности обучающегося

Modern lesson as an opportunity for the development of the student's personality

 

Автор: Щербакова Ольга Владимировна

ФКП "Образовательное учреждение № 57", г. Калуга, Россия.

E-mail: olgasherbackova@yandex.ru 

Shcherbakova Olga

Educational institution No. 57, Kaluga, Russia.

E-mail: olgasherbackova@yandex.ru

 

Аннотация: статья посвящена современному уроку в соответствии с требованием ФГОС и профессиональных стандартов. Особое внимание уделяется системно-деятельностному подходу.

Abstract: The article is dedicated to the modern lesson in accordance with the requirements of the FGOS and professional standards. Special attention is paid to the system-activity approach.

Ключевые слова:  урок, ФГОС СПО, системно-деятельностный подход.

Keywords: lesson, FGOS SPO, system-acting approach

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 57 реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения. Наши педагогические работники активно начали использовать на уроках современные технические средства обучения, пытаясь внедрить на практике новые подходы к обучению.

Среди них самый эффективный системно-деятельностный подход, взятый в настоящее время за основу Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором обучающийся является активным субъектом педагогического процесса. 

Главная цель данного подхода в обучении - пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью обучающего и педагога. В этой связи современному преподавателю необходимо постоянно учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать обмен профессиональным опытом. 

Сегодня во ФГОС СПО прописаны следующие виды учебных занятий: 

лекция,

семинар,

• практическое занятие,

• лабораторное занятие,

урок,

консультация.

Основной дидактической единицей учебного процесса уже более 500 лет является урок. За столетия многое изменилось, но урок остаётся сегодня основой формой обучения (тем более это касается нашего учреждения, т.к. мы обучаем детей-инвалидов, и такие виды учебных занятий, как лекция и семинар в чистом виде, не совсем приемлемы для наших студентов). Однако в условиях преобразований, происходящих в современном образовании, понятие «урок» нуждается в новом методологическом наполнении. И какие бы инновации не вводились, именно на уроке встречаются главные участники образовательного процесса: преподаватель и обучающийся. 

Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что преподаватели, которые многие годы работали по традиционной методике и использовали элементы современных технологий, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Конечно, требуется время. Но много зависит от желания и характера преподавателя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. 

Итак, что же такое Урок? 

На первый взгляд кажется, что ничего нового мы с вами не изобретаем, тем не менее, элементы урока каждый раз складываются по-разному. Но каждая конструкция прочна, если элементы подходят друг другу. Так и урок. 

1. Это организованная преподавателем активная познавательная деятельность студентов. 

2. Это учебное  сотрудничество.

3. Это активные и интерактивные формы работы.

4.Самостоятельность и самодеятельность студента (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов).

5. Это хорошо спланированная организаторская роль преподавателя (консультант).

6. Это реализация триединой цели (ТЦУ) урока (развитие, обучение, воспитание).

Однозначно сформулировать определение урока сложно. В педагогической науке есть ряд его определений. Одно из них такое: 

Урок— это такая форма организации педагогического процесса, прикоторой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы обучающихся  с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развитияпознавательных способностей и духовных  сил обучающихся (по А.А. Бударному). 

И в чем же состоит наша задача как преподавателей? Как необходимо строить учебные занятия, чтобы они были эффективными? Какие требования необходимо соблюдать?

По-моему мнению, следует знать требования, носящие общий характер: дидактические (образовательные), воспитательные, организационные, гигиенические.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

Дидактические: 

четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием ФГОС и профессиональных стандартов и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;

- прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий успешного обучения студентов.

Психологические:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы);

- индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности.

Организация познавательной деятельности обучающихся: 

- четкая формулировка цели, постановка задач и доведение их до обучаемых;

- построение обучения как системы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия;

- выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых и методов обучения в соответствии с поставленными задачами;

- система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности;

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности обучающихся; 

- разнообразие средств организации учебной деятельности;

- учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, и дидактическая подготовленность к их преодолению;

- оперативная корректировка учебной деятельности.

Требования  к технике проведения урока: 

- урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

- темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и студентов завершенными;

- необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и студентов; должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

- на уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

- по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

- преподаватель должен обеспечить активное учение каждого студента.

Гигиенические требования к уроку: 

- соблюдение температурного режима;

- необходимость проветривания учебного кабинета;

- соблюдение нормативов освещения рабочего места обучающегося;

- учет кризисов внимания:

Кризисы внимания (по Высоцкой СИ.)

1 - на 14 - 18-ой минуте

2 - через 11-14 минут 

3 - через 9 - 11 минут

4 - через 8 - 9 минут

- учет критических точек усвояемости учебного материала;

Однако, жизнь не стоит на месте. В настоящее время знание данныхтребований уже недостаточно. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО диктует нам свои условия проведения учебного занятия. Существуют требования, которые предъявляются к современномузанятию, без которых оно не будет результативным. Пример отличительных особенностей комбинированных уроков приведен в таблице № 1.

 Таблице № 1 

Основные дидактические требования к комбинированному уроку

Требования к уроку 

Традиционный урок 

Современный урок 

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Учитель выдвигает перед учащимися проблему

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Совместно с учениками четко сформулировать тему, цель, задачи урока по наводящим вопросам

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Совместное планирование по образцу/памятке

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся  выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Дифференцированный подход совместно с групповыми методами подготовки

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Выработать критерии проверки  совместно с учащимися (алгоритмы проверки)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

По выявленным затруднениям учеников заполняются  листы самооценки

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Заполнение листов самооценки по выбранным критериям, акцентируя внимание на объективности оценивания

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Рефлексия (инициатива исходит от ученика)

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Домашние задания должны содержать креативную составляющую, которые позволят проявить ученику свои творческие возможности (не более трети от пройденного в классе)

При анализе требований к традиционному уроку и уроку по ФГОС становится ясно, что различия касаются, прежде всего, деятельности преподавателя и студента на уроке. Студент из присутствующего и пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке традиционного типа становится главным деятелем. «Нужно, чтобы обучающиеся, по возможности, учились самостоятельно, а преподаватель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Преподаватель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем студентов. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет» 

Как же преподавателю подготовить урок современного типа? Думаю, всем преподавателям знакомы основные этапы конструирования урока традиционного типа. Технологический процесс проектирования урока по ФГОС базируется на них же: 

 

ЭТАПЫ  КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА 

1. Определяем тему учебного материала.

2. Определяем дидактическую цель темы.

3. Определяем тип урока (существуют различные типы уроков, причем разные авторы по-разному их классифицируют; я не буду подробно на этом останавливаться, по сути же все типы являются развернутыми этапами комбинированного урока. Ну и конечно, наряду с традиционными уроками существуют и нетрадиционные уроки, но наиболее перспективной считаю структуру урока, разработанную М.И. Махмутовым; он выделяет 6 типов урока):

урок изучения нового материала;

урок совершенствования знаний, умений и навыков;

• урок обобщения и систематизации знаний;

урок контроля знаний, умений, навыков;

урок коррекции знаний, умений и навыков;

комбинированный урок.

4. Продумываем структуру урока.

5. Продумываем обеспеченность урока.

6. Продумываем отбор содержания учебного материала.

7. Определяем выбор методов обучения.

8. Выбираем формы организации педагогической деятельности.

9. Продумываем оценку знаний, умений и навыков.

10. Осуществляем рефлексию урока.

Для планирования и ведения урока важно иметь соответствующее представление о наличии его структурных элементов. Ниже представлена структура каждого типа уроков по ФГОС, предложенная М.И. Пахмутовым.

СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС и ПС 

1. Структура урока изучения нового материала:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2. Структура урока совершенствования знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

3) Сообщение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в изменённой ситуации (конструктивные).

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура урока обобщения и систематизации знаний.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Формулирование выводов по изученному материалу.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

4. Структура урока контроля знаний, умений, навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений. (Выполнение заданий, которые по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого обучающегося).

4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

5. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

4) Выполнение обучающимися работы над ошибками.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Этап всесторонней проверки домашнего задания.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

5) Первичное усвоение новых знаний.

6) Первичная проверка понимания.

7) Первичное закрепление.

8) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

10) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Этапы  урока: 

1) Организационный этап.

2) Этап всесторонней проверки домашнего задания.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

5) Первичное усвоение новых знаний.

6) Первичная проверка понимания.

7) Первичное закрепление.

8) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

10) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Сергей Иосифович Гессен - русский философ, педагог, правовед, публицист, создатель собственной философии образования (преподавание не должно сводиться к трансляциифактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее; цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её самореализации), сказал: "Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него".

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения? Современный урок - это: урок с использованием техники (компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.);

урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому студенту; 

урок, содержащий разные виды деятельности; 

урок, на котором обучающемуся должно быть комфортно; урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности студента; 

современный урок развивает у обучающихся креативное мышление; 

современный урок воспитывает думающего студента; 

урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

 

Список литературы:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2010.

2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2011.

3. Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики /С. Поляков. – М., 2010 г.

4. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС / Е.В. Якушина. – М., 2012.