Формирование навыков работы на контурной карте

Дата публикации: 2021-02-22 03:42:37
Статью разместил(а):
Копылова Елена Вячеславовна

Формирование навыков работы на контурной карте

Building skills on a contour map

 

Автор: Копылова Елена Вячеславовна

МБОУ «Сангарская гимназия», пгт. Сангар, Республика Саха(Якутия), Россия.

e-mail: kopylova-elena@mail.ru

Kopylova Elena Biacheslavovna

Sangarskaya gymnasium, urban-type settlement Sangar, Republic of Sakha (Yakutia), Russia

e-mail: kopylova-elena@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор описывает значимость процесса формирования навыков работы с контурными картами при изучении географии. Автор приводит конкретные примеры положительной динамики освоения учебного материала на основе формирования навыков работы с контурными картами. Материал дополнен разработанной автором памяткой для обучающихся, которая включает алгоритм выполнения работы и особенности оформления.

Abstract: In this article, the author describes the importance of the process of developing skills in working with contour maps in the study of geography. The author gives specific examples of the positive dynamics of mastering educational material based on the formation of skills in working with contour maps. The material is supplemented by a memo developed by the author for students, which includes an algorithm for performing the work and design features.

Ключевые слова: географическое образование, географическая карта, памятка работы на контурной карте.

Keywords: geographical education, geographical map, memo work on a contour map.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Современное образование претерпевает серьезные изменения. И это очевидно, и неизбежно.

Очевидно, потому что мы видим подготовку сегодняшних выпускников. Как учителю с 30-летним стажем, мне больно сталкиваться со случаями вопиющего незнания своей страны, страны в которой ты живешь.

Неизбежно, потому что наступил век цифровых технологий, которые все плотнее входят в нашу жизнь. Современная молодежь использует различные цифровые программные продукты для передвижения по местности. Но даже при их использовании нужно уметь правильно определить направление для движения. Знание карты и умение работать с ней в современном мире не менее важно, чем знание языка и математики

География и географические карты – это две неразделимые части одного целого. Изучение географии без навыков работы с географической картой, просто невозможно.

Хочу поделиться своими размышлениями по поводу значения работы с картой на уроках. География отвечает на вопросы: что, где находится? когда и как сформировалось? Многие учителя сейчас отказываются от использования контурных карт на уроках географии. Не считаю это правильным. Мой многолетний опыт показал, что игнорировать работу в контурных картах нельзя.

Сегодня в современной школе существует проблемы научить детей понимать, добывать, интерпретировать, использовать информацию. Формирование у учащихся пространственных представлений очень важный фактор обучения. Как раз этому процессу и способствует работа с географической картой. Работа с картой является неотъемлемым элементом урока географии, учащиеся должны ориентироваться в пространстве географической карты, уметь читать её. Ученикам при работе с контурной картой должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к бездумному перерисовыванию с образца. В своей деятельности они под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное. Роль контурной карты значительна помогает: повторять изученный материал по теме, развивает исследовательские умения и навыки, способствует развитию их практических умений. Учащиеся становятся более инициативными и самостоятельными. Эта работа даёт результат лишь в том случае, если она ведётся целенаправленно и систематически.

Одна из главных задач географического образования - формирование пространственных представлений у учащегося. С первых уроков изучения географии в 5 классе объясняю, какую роль играет географическая карта в изучении предмета. Очень важно использовать на уроках одновременно большую карту (я использую интерактивную) и атласы, которые должны быть у учащегося на парте.

Именно в 5 классе определяется уровень знаний и умений, необходимых для работы картой. Пятиклассники в начале работы с картой действуют по образцу, находят тот или иной объект, границы страны, на карте, атласах учебника, показанные учителем на большой карте; повторяют словесное описание местонахождения той или иной страны и др. Затем учащиеся самостоятельно: 1) находят объект на карте по словесному описания данному учителем; 2) определяют словами местонахождение показанного на карте и названного учителем объекта. Кроме того, пятиклассники учатся пользоваться картой как источником знаний: на основе легенды карты извлекать информацию о географическом положении различных стран и вытекающих из неё занятий людей; описывать границы государства, климатические особенности расположения территории и т.д.

Еще на этапе планирования я закладываю время на формирование навыков работы с картой. Еще один урок я использую для объяснения как работать с контурной картой, чтобы впоследствии учащиеся могли выполнять задания самостоятельно.

Для того, чтобы сформировать умение работать на контурной карте, придать этим умениям системный характер, я создала памятку – алгоритм для учащихся. Всем пятиклассникам еще в начале учебы раздаю распечатанный вариант памятки, чтобы он всегда был с ними. Ребята вклеивают его в сборник контурных карт. Раздача таких памяток в старших классах обычно не требуется, за исключением вновь прибывших учеников. Но знаю, что многие в старших классах имеют фото этой памятки в своих телефонах.

Последние два года веду статистику навыков работы с контурной картой. Анализ статистики показывает повышение качества усвоения изучаемого материала по географии с 43% до 82%. Вывод: если есть положительная динамика, значит я все делаю правильно.

И еще один положительный аспект в данной методике: в связи с последними веяниями и введением дистанционного обучения, дети вынуждены обрабатывать большой объем информации самостоятельно. Анализ показал, что те учащиеся, которые владеют навыками работы с географической и контурной картами, намного легче справляются с поставленными задачами.

Памятка для работы на контурной карте

1. ПОМНИ: на контурной карте работаем аккуратно!!!

2. Открой заданную карту. Внимательно прочитай задание, привязанное к контурной карте, или задание, данное учителем.

3. Открой соответствующую карту в атласе (контурная карта и карта атласа должны совпадать по названию или изображению)

4. Сначала найди на карте атласа тот объект, который описан в задании. Изучи его расположение. Найди на контурной карте местоположение этого объекта (можно ориентироваться по другим объектам, например, рекам) и подпиши его.

5. Посмотри, все ли в задании ты выполнил? Если нет, то выполни до конца и переходи к следующему заданию.

6. Если что-то непонятно, спроси у учителя.

7. КАК ПОДПИСЫВАТЬ ОБЪЕКТЫ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ:

1) Все надписи наносятся печатными буквами. Размер букв не должен быть большим. (обрати внимание как объект подписан в атласе). Для разных заданий можно использовать разную форму шрифта (растянутый, вытянутый, наклонный и т.п.)

2) Надписи делаем ручкой, а не карандашом. Для разных заданий можно использовать разные цвета пасты. Обязательно это отмечаем в легенде карты (условных обозначениях). Обрати внимание, как это сделано в атласе.

НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФЛОМАСТЕРЫ. Используем только ручку и цветные карандаши.

3) Название географического объекта, имеющего территорию (горы, равнины, моря, страна и т.п.) не должно выходить за пределы территории географического объекта (сравнивай с картой атласа). Если территория маленькая и подписать объект невозможно, на месте объекта ставится цифра и делается сноска с названием объекта в легенде карты.

4) Если объект на карте отмечен точкой (город, гора, мыс и т.п.), то на контурной карте мы ставим эту точку в соответствии с положением на карте и подписываем объект рядом с точкой (над, под, слева, справа). Надпись располагается горизонтально. Если подписывается столица страны – то обязательно подчеркивается.

5) Реки подписываются по нарисованному руслу.

6) Есть географические объекты, которые обозначаются с указанием вида объекта: например, Озеро Виктория подписывается на карте как оз. Виктория, водохранилище Рыбинское – вдх. Рыбинское, водопад Анхель – вдп.Анхель, вулкан Котопахи – влк. Котопахи, гора Эльбрус – г. Эльбрус и т.д.

7) Полезные ископаемые наносятся с помощью специальных общепринятых знаков, которые расшифровываются в легенде карты.

8) Промышленность наносится цветовой гаммой. Каждый вид промышленности имеет свой цвет, это общепринятые правила. Например, машиностроение всегда отмечается красным цветом, а химическая промышленность – голубым, пищевая – желтым и т.д.

9) Штриховка – это параллельные аккуратные линии, расположенные друг от друга на расстоянии не более двух миллиметров. Штриховка может быть горизонтальной (линии располагаются горизонтально), вертикальной (линии располагаются вертикально), диагональной (линии – по диагонали) – зависит от наклона вправо или влево. При выполнении задания бывает, что на один объект приходится два пояснения с разными штриховками. Тогда они накладываются друг на друга аккуратно. Штриховка накладывается ручкой или цветным карандашом. Пояснения в легенде карты обязательны.

10) Если заданный объект имеет границы, то она проводится по уже нанесенным пунктирным линиям. Обратите внимание, что пунктирные линии разные и на каждый вид пунктирной линии надо применять разный цвет карандаша. Например, государственная граница страны и внутригосударственные границы должны быть отмечены по-разному.