Оптимизация преподавания истории, за счет использования информационно-коммуникативных технологий
Оптимизация преподавания истории, за счет использования информационно-коммуникативных технологий
Optimize the teaching of history through the use of information and communication technologies
Автор: Витушкина Ольга Викторовна
ГБОУ "СОШ № 3", г. Новокуйбышевск, Самарская область, Россия.
e-mail: vitushkina.olga@yandex.ru
Vitushkina Olga
Middle School № 3, Novokuybyshevsk, Samara Region, Russia.
e-mail: vitushkina.olga@yandex.ru
Аннотация: Использование ИКТ-технологий на уроках истории в системе способствует формированию у учащихся умения ориентироваться в потоке интернет-информации, повышает уровень мотивации учащихся к изучению истории, повышает уровень освоения учебного материала.
Abstract: The use of ICT-technology in history lessons in the system helps to develop the ability of students to navigate the flow of Internet information, increases the level of motivation of students to study history, increases the level of learning material.
Ключевые слова: преподавание истории, информационно-коммуникативных технологии, компьютерные учебники, интерактивные тесты.
Keywords: Presentations, computer tutorials, interactive tests.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира оказывает мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров, гаджетов. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации.
Использование ИКТ в образовании может помочь в решении этих задач.
Необходимо создание системы работы использования информационно-коммуникативных технологий на уроках истории. Для реализации этой цели нужно сделать следующее: применять активные методы ИКТ для повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; адаптировать информационные технологии обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; совершенствовать программно-методического обеспечения учебного процесса.
Я применяю презентаций. Их удобно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу.
Ученики проявляют устойчивый интерес к данной форме работы по следующими причинами:
- необычностью предложения, которое само по себе привлекательно;
- возможностью работы с компьютером, без которого нельзя создать презентацию;
- возможностью использовать широкое информационное поле, в том числе и Интернет;
- публичность защиты, работа оценивается не только учителем.
Преимущества презентаций:
1. Преподаватель сам конструирует урок.
2. Возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудио фрагменты и т.д.).
3. Чередование различных видов деятельности: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране.
4. Активизируются различные каналы восприятия, что способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
5. Урок становится более ярким!
Компьютерные учебники (компьютерные обучающие программы) позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом, персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов.
Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:
1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.
2. Учебный материал излагается в доступной форме.
3. Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.
4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран.
5. Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.
Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Данная проблема решается в этом случае очень просто: электронный учебник предоставляет нам фотографии, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения и т.д. Работать с источником, извлекать из него информацию, анализировать его приходится не только на олимпиадах, но и при подготовке к ЕГЭ. Причем, на уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран.
Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. Достаточно было на уроке, посвященном окончанию Великой Отечественной войны, показать видеоролик о возвращении с фронта солдат, их встречу с родными, близкими под «Марш славянки», как на глазах детей появились слёзы … И больше не надо было никаких слов: очень яркое, эмоциональное завершение урока. Ученики 10 класса уже после урока просили ещё раз повторить песни времён Великой Отечественной войны… Так на уроке воспитывается любовь к родине, гордость за свой народ, формируется чувство национального самосознания, сопричастности ко всему, что происходило в твоей стране. Ценны и видео ролики с выступлениями руководителей государства, эпизоды из жизни людей того или иного времени.
Т.о. я не только достигаю образовательных целей, поддерживаю мотивацию к получению знаний, но и одновременно участвую в развитии, становлении личности. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика. Но есть и существенный недостаток данного ресурса – стоимость.
В период осуществления дистанционного обучения, я столкнулась с проблемой объективной оценки знаний учащихся. Я попробовала при помощи ресурсов интернета использовать интерактивные тесты. Но столкнулась с другой проблемой, они просты и к тому не все аспекты там представлены.
Я стала составлять свои интерактивные тесты в Google формы, которые сразу выдают результат. Это требует некоторого опыта, знаний, умений. Дает возможность в задания вставлять работу с картами, историческими источниками, иллюстрациями. У учащихся есть возможность посмотреть на свой ответ, провести самоанализ.
Вы создаете собственную электронную базу тестов. Разумеется, используются уже составленные сборники тестов.
Система использования ИКТ при изучении внутренней и внешней политики Александра II:
№ |
Тема урока |
Этап урока |
Форма использования ИКТ |
1 |
Накануне отмены крепостного права |
Изучение нового материала |
Работа в группах, поиски в интернете мнений историков на причины отмены крепостного права |
2 |
Крестьянская реформа 1861 г. |
Изучение нового материала |
Работа в группах, поиск в Интернете предложений помещиков различных губерний об условиях освобождения крепостных крестьян |
3 |
Либеральные реформы 60-70-х гг. |
Изучение нового материала |
Составление общей таблицы «Содержание реформ». Работа в парах, через анализ документов. |
4 |
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права |
Опрос д/з Изучение нового материала |
Интерактивный тест Представляются слайдовые презентации о состоянии отраслях экономики в отдельности. (индивидуальная работа) |
5 |
Общественные движения: либералы и консерваторы |
Объяснение нового материала |
Представление презентации составленной учителем |
6 |
Внешняя политика Александра II |
Объяснение нового материала |
Совместное составление таблицы о направлениях и результатах внешней политики Александра II. |
Активное использование проблемно-поискового метода, самостоятельная работа учащихся, демонстрация результатов своей деятельности, участие всех учащихся в процессе работы на уроке.
Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь стать более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и творческой работе – отвечать на “каверзные” вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться “расшевелить”, “подтянуть” самых слабых и пассивных. Параллельно работающий “автоматизированный обучающий конвейер” — это лишь еще один педагогический инструмент.
Создание системы работы даст гораздо больший результат, чем эпизодическое использование ИКТ на уроках.