Использование метода проектов при изучении предметной области «Технология»
Использование метода проектов при изучении предметной области «Технология»
Using the project method when studying the subject area of "Technology"
Автор: Мусаев Эдуард Эдуардович
МБОУ "Лицей № 2", г. Красноярск, Россия.
e-mail: licey2.m@gmail.com
Musaev Eduard Eduardovich
Lyceum № 2, Krasnoyarsk, Russia.
e-mail: licey2.m@gmail.com
Аннотация: Использование метода проектов при изучении предметной области «Технология» способствует развитию творческого потенциала учащихся и учителя, ведет к саморазвитию личности.
Abstract: Using the method of projects in the study of the subject area "Technology" contributes to the development of the creative potential of students and teachers, leads to self-development of the individual.
Ключевые слова: проектная деятельность, творческое саморазвитие, творческие способности, стратегии для развития личности.
Keywords: project activity, creative self-development, creativity, strategies for personal development
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
В современном образовательном процессе важная роль отводится развитию творческих способностей учащиеся. Благоприятной средой для этого является изучение образовательной предметной области «Технология». Проектный метод обучения в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения знаниям, умениям и навыкам. Во главу угла выходит мотивация и понимание цели выполняемой работы имеющей жизненную значимость для учащихся. В свою очередь, проектная деятельность помогает учителю обеспечить единство процесса обучения, проверить содержание и точность изучения тем и разделов программы, подобрать и систематизировать предполагаемый к изучению материал с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Одним из средств достижения цели на уроках технологии являются творческие проекты учащихся.
Основные этапы работы над проектом:
- постановка цели: выбор темы проектного задания; актуальность; формулировка задач;
- оценка интеллектуальных, материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта;
- сбор и обработка информации;
- разработка идеи выполнения, с учётом требований дизайна и эргономики; консультативная помощь учителя;
- результаты и выводы;
- защита проекта; анализ.
При организации работы учащихсяя я чаще использую групповую работу. Именно она:
- предполагает возможность объединения по интересам;
- дает возможность «примерить» разные роли в процессе обучения;
- воспитывает ответственность выполнения задания в срок;
- предоставляет возможность принимать чужую точку зрения и аргументировать свою.
Тематика проектов может относиться к теме программы курса «Технология» с целью углубления знаний учеников, например «Разработка и построение собственной модели в программе Компас 3D». В своей работе использую творческие проекты актуальные для учащихся, для жизни, а также включающие интеграцию предметов. Например для выполнения проекта по воссозданию исторического облика Центрального района г. Красноярска учащиеся должны выполнить математические расчеты, владеть черчением и программой Компас 3D, уметь работать в программе по 3d моделированию Blender, рисованием.
Работа над проектом для учителя имеет определенные трудности, такие как, время, используемое на индивидуальную работу с учащимися. Но в тоже время это и работа над творческим потенциалом учителя, от проекта к проекту задачи обучения усложняются, и поэтому имеется необходимость в пополнении знаний по теме проектов.
Проектная технология - отличная альтернатива классно-урочной системе, но нельзя говорит о полном ее вытеснении. На сегодняшний день существует трудность в интеграции проектных заданий и образовательного стандарта. Мой опыт внедрения проектной деятельности на уроках «Технологии» показал эффективность для развития творческого потенциала учащихся, в дальнейшей жизни они смогут применить стратегии для развития личности и достижения профессиональной успешности.