Метод «Стандартизованного пациента» в формировании клинического мышления студентов

Дата публикации: 2021-03-18 04:35:01
Статью разместил(а):
Наумова Марианна Владимировна

Метод «Стандартизованного пациента»  в формировании клинического мышления студентов

The "Standardized Patient" method in shaping students' clinical thinking

 

Автор: Наумова Марианна Владимировна

КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж», г. Владивосток, Россия.

E-mail: vbmk_do@mail.ru

Naumova Marianna

Vladivostok Basic Medical College, Vladivostok, Russia.

E-mail: vbmk_do@mail.ru

 

Аннотация: В статье представлен методический материал, обосновывающий эффективность применения метода «Стандартизованный пациент» в формировании коммуникативных и профессиональных навыков обучающихся, позволяющий получить им первый опыт клинической работы.

Abstract: The article presents a methodical material justifying the effectiveness of the standardized patient method in the formation of communication and professional skills of students, allowing them to get their first experience of clinical work.

Ключевые слова: метод «Стандартизованный пациент», клинический сценарий, контрольно-оценочные листы.

Keywords: Standardized Patient Method, Clinical Scenario, Scorecards.

Тематическая рубрика: СПО.

 

Для подготовки конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов в сфере здравоохранения немаловажную роль играют активные и интерактивные формы и методы обучения.

В краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Владивостокский базовый медицинский колледж» (далее - КГБПОУ «ВБМК»)   активно используется метод обучения «Стандартизированный пациент» (далее - СП) на примере разыгрываемых клинических сценариев с привлечением пациентов - студентов старшего курса или обучающихся группы.

Данный метод внедрен на практических занятиях в симуляционном отделении колледжа. Материально-техническое обеспечение  отделения предусматривает наличие учебных кабинетов, максимально приближенных к реальным клиническим условиям с необходимым медицинским оборудованием.

Сущность метода СП заключается в организации обучающего игрового процесса, в котором изображается конкретная клиническая ситуация и каждый из участников выполняет собственную роль.

Стандартизированный пациент – это специально подготовленный студент, который принимает участие в формировании и оценке компетенций обучаю­щегося. Он инсценирует (симулирует) клинический случай согласно заданному клиническому сценарию и конкретным установкам от преподавателя.

Клинический сценарий – это сценарий, связанный с конкретным   заболеванием пациента, демонстрируемый в искусственной среде [2].

Контрольно-оценочные листы, используемые в методике «Стандартизированный пациент», позволяют оценить различные навыки обучающегося  и дать максимально объективную оценку действиям участников клинической ситуации. Целесообразно разрабатывать контрольные листы для оценки деонтологических навыков работы с пациентом, профессиональных навыков, самостоятельной работы с пациентом и другие, в зависимости от условий клинического сценария. Выполнение задания разбивается на отдельные этапы или действия. Чтобы получить представление об уровне компетентности претендента по данному навыку, оценивается каждый этап навыка.

Таким образом, оставаясь «один на один» с пациентом, обучающийся нахо­дится под перекрестным контролем: с одной стороны, за его действиями на­блюдает студент-эксперт, с другой стороны – преподаватель. Деятельность СП регламентирована в отношении контроля обучающегося, исполняющего роль медицинского работника. В своей оценке он исходит из четкой фик