Актуальные проблемы инженерно–технического образования в России

Дата публикации: 2018-10-31 11:56:31
Статью разместил(а):
Ехлакова Елена Александровна

Актуальные проблемы инженерно-технического образования в России

Actual problems of engineering education in Russia

 

Автор: Ехлакова Елена Александровна

кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмента ФГБОУ ВО КГЭУ

e-mail: G-V@mail.ru

Ekhlakova Elena Aleksandrovna

candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management, Kazan State Energy University

e-mail: G-V@mail.ru

 

Аннотация: Люди технических специальностей играют важную роль в развитии экономики государства. Создание отечественных передовых технологий определяет рост экономики и безопасность государства. Предпосылками их создания являются развитие научного знания и подготовка выпускников инженерных специальностей, готовых и способных к конструированию и проектированию. Сфера образования выполняет важную функцию подготовки будущих специалистов, которые смогут нестандартно и творчески решать научные и практические проблемы, разрабатывая современные высокие технологии. Именно поэтому проблемам в этой сфере необходимо уделять особо пристальное внимание.

Abstract: People of technical specialties play an important role in the development of the state economy. The creation of domestic advanced technologies determines the growth of the economy and the security of the state. Prerequisites for their creation are the development of scientific knowledge and training of graduates of engineering specialties, ready and able to design and engineering. The sphere of education performs an important function of education and training of future specialists who will be able to solve scientific and practical problems in a non-standard and creative way in the future, developing modern high technologies. That is why the problems in this area should be given special attention.

Ключевые слова: инженер, инженерное образование, высшее образование, техническая специальность, промышленность.

Key words: engineer, engineering education, higher education, technical specialty, industry.

Раздел: Обучение в высшей школе.

 

Исходя из последних данных статистических исследований, в России ежегодно вузами выпускается около двухсот пятидесяти тысяч инженеров. Около пятидесяти тысяч человек начинают работать по специальности на различных предприятиях и технических производствах. При этом инженеры – специалисты осуществляют такие виды деятельности, как  изобретательство, конструирование, проектирование, инженерное исследование, разработка технологии и организации производства, эксплуатация и оценка техники и т.д. Остальные выпускники технических образовательных учреждений либо не востребованы вовсе, либо работают по другой специальности.  Альтернативные профессии для  инженеров–выпускников более привлекательны с материальной точки зрения, так как  предлагают заманчивые условия труда или быстрый успех. Студенты, которые поступили на технические специальности из–за невысокого конкурса и только ради диплома о высшем образовании, совсем другая история. Как результат – многие инженерные должности остаются свободными. 

Главной проблемой повышения уровня инженерно-технического образования можно считать низкий престиж профессии инженера, невысокий статус этой специальности в обществе. Наряду с кризисом демографии это приводит к тому, что постоянно уменьшается число абитуриентов, желающих поступать на технические специальности, а среди поступающих есть и те, кто имеет невысокие баллы по ЕГЭ.

Так какие же проблемы существуют на сегодняшний день в системе российского инженерного образования?

Первая проблема это отрыв преподавателей вузов от производства и задач, которые оно ставит перед новоиспеченными инженерами. Очень часто преподаватели, обучающие будущих инженеров, никогда не работали в промышленности, знают о производстве понаслышке, не выполняли НИОКР заказы. Знания, которые они дают студентам касаются лишь традиционных, фундаментальных подходов и технологий. Последнее время одной из тенденций в развитии вузов является привлечение в ряды преподавателей внешних совместителей с производств. Это в какой–то степени решает проблему. Люди, которые приходят с реальных рабочих мест могут дать студентам актуальные знания, подкрепленные практикой. Но здесь так же есть свои нюансы. Во–первых, подобные совместители, как правило, не имеют педагогического образования и это может создать барьер в донесении знаний и формировании компетенций обучающихся. Во–вторых, зарплаты, которые предлагает вуз подобным специалистам, мизерные. Отрывать себя от основного вида деятельности ради того, чтобы нести знания в массы, желающих практически нет.

Второй проблемой является быстрое развитие технологий, именуемых мультидисциплинарными. Они появляются, изменяются и развиваются гораздо быстрее, чем длится традиционный цикл подготовки инженера (4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры).

Еще одной проблемой является повсеместная конкуренция. В цифровой экономике необходимо постоянно быть в лидерах для того, чтобы выдерживать конкуренцию или хотя бы уйти в отрыв с такими странами, как Индия и Китай. А  для этого нужно каждый день  повышать наукоемкость инженерных разработок.

На сегодняшний день высшее техническое образование в России имеет трехуровневую структуру. В его основании находятся инженеры по эксплуатации высокотехнологичного оборудования – 25%, далее инженеры – конструкторы, расчетчики, технологи, программисты,  экономисты (70%). Верхушку составляют специалисты, которые владеют компетенциями проектирования мирового уровня (5%).

Инженеры второго уровня испытывают на себе соперничество со стороны высококвалифицированных специалистов инженерно-технических профессий, подготовленных на основе международных стандартов WorldSkills.

В  случае если мы не изменим ситуацию в высшем техническом образовании, России будет достаточно сложно сохранить конкурентоспособность инженерной продукции на высоком уровне.

Вначале необходимо точно определиться с тем, кто нужен работодателю, и затем доучивать студентов, подготавливая их под конкретный заказ на конкретную специальность. Говоря об отраслевом разрезе, важно понимать, скольким  вузам готовить инженеров и какими компетенциями должны обладать выпускники.

Однозначно можно сказать, что стране нужны инженеры–специалисты двух видов: инженер–эксплуатационник и инженер–исследователь (инженер–конструктор, инженер–разработчик). Разделение на эти два вида должно присутствовать в программах подготовки студентов с первого курса.

Современный инженер должен обладать фундаментальными знаниями в области математики и физики. Это поможет ему за короткий срок приобрести компетенции в области передовых технологий и стать востребованным на рынке труда.  Для этого обучающимся на первых курсах должен быть представлен большой объем фундаментальных дисциплин, без которых освоение новых и современных технологий невозможно.

Далее в инженерно–технических вузах каждый семестр следует вводить изучение новых инженерных технологий мирового уровня. Именно тех технологий, которые реально используют лидеры мировой промышленности. Это позволит будущим инженерам освоить язык международного технологического общения.

На старших курсах студентов необходимо вовлекать в процесс выполнения реальных НИОКР по заказам промышленности. Сотрудники крупных технологических предприятий должны быть привлечены к учебному процессу, в соруководство бакалаврскими работами и магистерскими диссертациями, по принципу своеобразного тьютерства. Не стоит с первых курсов вовлекать студентов в выполнение реальных проектов, до тех пор, пока они не получат конкретный набор фундаментальных знаний, умений и навыков.

Подводя итоги вышесказанному, следует заметить огромную важность взаимосвязи технических вузов с конкретными производственными компаниями. Подготовку инженеров необходимо начинать со школы, а для этого высшим учебным заведениям необходимо регулярно обращаться  к шефству над средними учебными заведениями (школами и колледжами). Принимая во внимание то, что в прошлом году около двадцати  вузов не смогли осуществить достойный набор студентов на технические специальности, эта работа будет иметь успех.

Так же необходимо учесть следующие моменты:

1.    Жизненно необходимо сохранить остатки  трехуровневой советской системы высшего образования, давая бакалаврам возможность стать специалистами, а специалистам переходить на программу магистратуры. 

2.    Главные проблемы высшего технического образования в России кроются не в статусе профессии инженера, а непосредственно в самой системе инженерного образования. 

3.    Реформу инженерного образования следует осуществлять параллельно с программой промышленного развития страны. 

4.    Предоставить налоговое послабление или налоговые каникулы предприятиям, которые вкладывают деньги в образование, в том числе инженерное. 

5.    Повышать статус и компетентность педагогов, подготавливающих дипломированных инженеров. Без этого реформа инженерного образования не будет успешной.

6.    Повышать статус студентов технических специальностей. 

7.    Сократить, но не ликвидировать гуманитарные факультеты в технических вузах, так как они дают студентам общенаучное  развитие и приносят в вуз до половины бюджета.

8.    Не превращать негосударственные ВУЗы в СПО в ПТУ. Обеспеченное население не отдаст своих детей в училища, а те, у кого денег нет, не смогут учить детей на платной основе.

Только в этом случае успех и престиж специальности "инженер", на наш взгляд, будет обеспечен.

 

Список литературы:

1. А.Ю. Рожик. Проблемы инженерного образования  

2. Развитие инженерного образования и его роль в модернизации.

3. Проблемы инженерного образования.

4. Развитие инженерного образования и его роль в модернизации.