Поддержка одаренной молодежи в системе высшего образования России
Поддержка одаренной молодежи в системе высшего образования России
Support for gifted youth in the Russian higher education system
Авторы:
Астахова Любава Геннадиевна
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия.
e-mail: AstahovaLG@tksu.ru
Astakhova Liubava Gennadievna
Tsiolkovskiy Kaluga State University, Kaluga, Russia.
e-mail: AstahovaLG@tksu.ru
Лукьянова Анастасия Сергеевна
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия.
e-mail: nast.sha2013@gmail.com
Lukyanova Anastasiya Sergeevna
Tsiolkovskiy Kaluga State University, Kaluga, Russia.
e-mail: nast.sha2013@gmail.com
Аннотация: Статья посвящена работе, направленной на развитие одаренной молодежи – абитуриентов и студентов вузов России. В рамках данной темы проанализированы основные средства поддержки одаренных студентов: стипендии и гранты, привилегии при поступлении в университет, школы и курсы при вузах. Уделено внимание вопросу специального консультирования (наставничеству) талантливой молодежи.
Abstract: The article is devoted to the work aimed at the development of gifted youth – applicants and students of Russian universities. Within the framework of this topic, the main means of supporting gifted students are analyzed: scholarships and grants, privileges for admission to the University, schools and courses at universities. Attention is paid to the issue of special counseling (mentoring) of talented youth.
Ключевые слова: одаренная молодежь, стипендии, гранты, школы, наставничество.
Key words: gifted youth, scholarships, grants, schools, mentoring.
Тематическая рубрика: Высшая школа.
Требования современного мира, интенсивно развивающегося в условиях информатизации и глобализации, заключаются в сохранении и преумножении такого важного ресурса общества, как интеллектуальный потенциал. Знания и новаторский подход являются необходимыми стимулами прогресса во всех сферах деятельности общества. Настоящая действительность остро нуждается в самостоятельно мыслящей личности, которая на шаг опережает время и умеет мобильно действовать в быстро изменяющихся условиях. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства является поддержка одаренной молодежи, как мощного потенциала развития будущего страны.
Очевидность актуальности данной темы прослеживается не первое столетие как в России, так и за рубежом. В нашей стране благодаря работе психологов сформировался теоретический компонент, освещающий решения главных проблем одаренности: определения понятия, виды феномена и др. На основе данных позиций группы отечественных ученых (Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, В.С. Юркевич, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова и других) разработана «Рабочая концепция одаренности» [2, с.191].
В России поддержка одаренной молодежи координируется законодательно на федеральном уровне. Главным документом, регулирующим рамки мероприятий по выявлению и поддержки одаренной молодежи, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Цели и ожидаемые результаты в области выявления одаренных детей прописаны в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [3, с.2].
Высоким потенциалом для развития одаренной молодежи обладает система высшего образования. На это указывает уровень квалификации специалистов вузов, характеризующийся наиболее высокой степенью компетентности в специальных и профильных дисциплинах. Организация процесса образования с углубленным содержанием имеет академическую основу, что активизирует успешное развитие одаренного ребенка [2,
с. 190].
Поддержка молодых талантов может реализоваться с помощью различных форм. Основные из них: стипендии и гранты, преференции при поступлении в высшее учебное заведение, школы и курсы при вузах, наставничество [3, с. 5-9].
Среди стипендиальных программ, существующих в России, выделяются: стипендии Президента Российской Федерации; стипендии Правительства РФ; персональные стипендии имени видных деятелей науки и политики и другие. Стипендии предоставляется на основе конкурса среди кандидатов, имеющим значительные достижения в области проведения конкурса [4, с. 42-43].
Победителям и призерам Всероссийской олимпиады выплачивается президентская стипендия (60 тыс. руб. и 30 тыс. руб. соответственно). Также могут утверждаться губернаторские и муниципальные стипендии из местных бюджетов [3, с. 5].
Вместе с тем, у победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников есть возможность поступить в организацию высшего образования без вступительных экзаменов (в случае соответствия направления подготовки с профилем) или результаты олимпиады могут быть засчитаны как 100 баллов по единому государственному экзамену по данному предмету (в случае не соответствия профилю) [3, с. 5].
Кроме того, в нашей стране набирает популярность система грантовой поддержки, наиболее распространенной среди аспирантов и молодых ученых. Суть данной формы состоит в субсидировании реализации какого-либо проекта (исследовательского, социального или иного) с последующим отчётом использования. Примером может являться «Всероссийский конкурс молодежных проектов», реализуемый на федеральном уровне [4, с. 43].
В связи с модернизацией системы образования у организаций высшего образования расширились возможности сотрудничества со школами. Увеличивается количество как школ при вузах, так и профильных классов, где ведется работа по профориентации. Функционируют специализированные учебно-научные центры МГУ им. М.В. Ломоносова, лицей НИУ ВШЭ, предуниверситарий РГГУ и другие [3, с. 6].
С конца XX века начала практиковаться система наставничества в университетском образовании. Даная форма поддержки позволяет студенту обучаться по индивидуальной образовательной траектории. Выстраивание образовательного процесса происходит с учетом потребностей, возможностей и интересов обучающегося. Наставник помогает студентам организовать самостоятельную учебную деятельность, подобрать учебные пособия и информационные ресурсы, способствует развитию у обучающегося самоанализа [1, с. 71].
В нашей стране функционирует Межрегиональная тьюторская ассоциация, участники которой заинтересованы в развитии индивидуализированного образования [3, с. 9].
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в России система поддержка одаренной молодежи находится на этапе становления. Несмотря на сформированность государственной политики по отношению к молодым талантам в правовом и организационном отношении, недостает механизмов реализации данного направления работы. Однако на сегодняшний день успешно функционируют такие элементы поддержки, как стипендии и гранты, школы при вузах, тьюторское движение.
Список литературы:
1. Вяльцева М.В. Тьюторская модель в системе подготовки бакалавра социальной работы в вузах США // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. №1 (33). С.69 -78.
2. Золотарева А.В. Модель взаимодействия вуза и образовательных учреждений в процессе поддержки одаренных детей и подростков // Ярославский педагогический вестник.-2011. №3. С.190-195.
3. Княгинина Н.В., Янбарисова Д.М. Поддержка талантливой молодежи: опыт России и зарубежных государств // Образовательная политика. 2016. № 4 (74). С. 1-14.
4. Никольский В.С. Основные формы поддержки талантливой молодёжи // Научно-практический и аналитический журнал ИнноЦентр. 2014. № 4 (5). С. 42-46.