Информационно-образовательная среда в Омском филиале РАНХиГС
Информационно-образовательная среда в Омском филиале РАНХиГС
Information and educational environment in Omsk branch of RANEPA
Авторы:
Романчугова Наталья Анатольевна
Омский филиал РАНХиГС, г. Омск, Россия
e-mail: nat.romanchugova@mail.ru
Romanchugova Natalya Anatolievna
Omsk branch of RANEPA, Omsk, Russia
e-mail: nat.romanchugova@mail.ru
Трушакова Елена Александровна
Омский филиал РАНХиГС, г. Омск, Россия
e-mail: eatrushakova@mail.ru
Trushakova Elena Aleksandrovna
Omsk branch of RANEPA, Omsk, Russia
e-mail: eatrushakova@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена описанию структуры информационно-образовательной среды Омского филиала РАНХиГС, которая способствует качественной и системной реализации образовательных программ по специальности «Банковское дело».
Abstract: The article is devoted to the description of the structure of the information and educational environment of the Omsk branch of the RANEPA, which contributes to the high-quality and systematic implementation of educational programs in the specialty “Banking”.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, 1С: электронное обучение, электронные образовательные ресурсы.
Keywords: information and educational environment, local area network, 1C: e-learning, Omsk branch of the RANEPA.
Тематическая рубрика: Высшая школа.
В век цифровых технологий очевидно, что трансформацию общества необходимо начинать с образования, с широкого применения в образовательном процессе информационных технологий.
Создание современной информационно-образовательной среды и постоянное ее обновление - очень сложная задача для учебных заведений любого уровня. Это не разовая акция, а постоянная и системная работа, которая требует серьезных финансовых и кадровых затрат. Основополагающий нормативный акт об образовании устанавливает, что электронная информационно-образовательная среда должна включать электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивать освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Формирование электронной информационно-образовательной среды в Омской банковской школе Центрального банка Российской Федерации (в 2017 году правопреемником банковской школы стал Омский филиал РАНХиГС) началось в начале 90-х годов в сложный переходный период нашего государства Данная необходимость, главным образом, была связана с спецификой специальности «Банковское дело», которая предполагает свободное владение компьютерной техникой и банковскими автоматизированными системами. Сегодня база Омского филиала отвечает всем современным требованием для подготовки специалиста банковского дела.
Все компьютерное оборудования используемое в образовательном процессе установлено в семи компьютерных классах, учебных аудиториях, комнатах самостоятельной подготовки учебного корпуса и общежития. Остальное оборудование находится на рабочих местах сотрудников, преподавателей и серверных комнатах филиала.
Локальная сеть Омского филиала РАНХиГС объединяет компьютеры, установленные в учебном корпусе (связанные между собой на скорости до 1000 Мбит/с), и компьютеры, установленные в общежитии (связанные между собой на скорости 1000 Мбит/с) по волоконно-оптическому каналу связи со скоростью доступа 50 Мбит/с.
Структурированная кабельная система позволяет произвести подключение компьютерной техники к локальной сети в любой аудитории филиала и проводить занятия с использованием компьютерных технологий.
Все сотрудники, студенты и слушатели на время работы или обучения становятся пользователями Интернет сети филиала. Каждый пользователь получает уникальное имя, пароль для доступа в сеть и возможность использовать, в зависимости от уровня доступа, следующие электронно-информационные сервисы и системы: персональный доступ к ресурсам Интернет; персональные файловые хранилища; файловые хранилища преподавателей для размещения учебно-методического материала для студентов; электронная доска объявлений.
Интернет порталы с возможностью поиска информации, организации доступа к почтовым ящикам и системе дистанционного образования включают:
- Электронный библиотечный каталог с системой поиска информации;
- Сборник электронных HTML пособий;
- Информационно-справочные и справочно-правовые системы;
- Система дистанционного образования и тестирования;
- Система управления компьютерным классом;
- Система удаленного консультирования сотрудников и преподавателей;
- Централизованная система антивирусной защиты;
- Учебные автоматизированные рабочие места (далее – АРМ).
В актовом зале и во всех учебных аудиториях к преподавательским компьютерам подключены стационарно установленные мультимедиа проекторы либо жидкокристаллические панели с диагональю 130 см. Для проведения мероприятий в необорудованных помещениях (столовая) используется мобильная система - мультимедиа проектор, экран, ноутбук. В холле на первом этаже размещены два жидкокристаллических телевизора, которые служат средством отображения актуального расписания и информационных сообщений для студентов.
Для проведения занятий и семинаров с большим количеством слушателей используется актовый зал, оборудованный системой аудио и видео сопровождения. При необходимости в актовом зале может быть развернут мобильный компьютерный класс, состоящий из ноутбуков, объединенных беспроводной сетью Wi-Fi, и с помощью WEB-камеры осуществлена трансляция информации в локальную сеть. Для аудио сопровождения вне актового зала используется мобильная система, состоящая из аудиоцентра, радиомикрофонов, микшера и активных акустических систем.
В каждом компьютерном классе функционирует программная система управления компьютерным классом NetopVisionPro, дающая возможность управлять компьютерами студентов, проецировать на них информацию с экрана компьютера преподавателя, рассылать файлы, корректировать и координировать работу студентов.
Компьютерные классы используются для проведения занятий по дисциплинам, связанным с изучением информационных технологий, и для проведения практических занятий по профессиональным модулям, а также для обучения и тестирования студентов, по другим учебным дисциплинам с помощью тестовых и обучающих программ. В рамках дистанционных образовательных технологий в Интранет сети функционирует системы дистанционного образования (далее СДО) и «1С: Электронное обучение. Образовательная организация», пользователями которой являются все студенты, получающее персональные логины и пароли на вход в систему.
Все участники образовательного процесса имеют доступ к справочно-правовым системам «Гарант», «КонсультантПлюс». Учебно-методические комплексы по дисциплинам и профессиональным модулям преподавателей филиала, а также материалы, поступающие из других источников доступны через файловые хранилища в локальной сети.
Для создания собственных электронных образовательных ресурсов приобретена конфигурация «1С: Электронное обучение». Образовательная организация». Данная конфигурация предназначена для организации и проведения электронного обучения студентов образовательных организаций. Продукт представляет собой единую среду взаимодействия для всех участников процесса обучения с использованием электронных ресурсов: студенты, преподаватели, методисты, организаторы учебного процесса и т.д.
Для моделирования профессиональной деятельности на практических занятиях и учебной практики используется специализированное программное обеспечение
1С: АБС «Управление кредитной организацией» автоматизирует:
- безналичные расчёты между юридическими лицами;
- операции с наличной и безналичной валютой;
- расчётные операции;
- кассовые операции;
- операции с депозитами;
- операции с ценными бумагами;
- внутренние операции и учёт в банке -ТМЦ, МБП;
- кредитование юридических и физических лиц.
1С: АБС «Управление кредитной организацией» позволяет качественно подготовить молодых специалистов к работе с АБС в таких подразделениях кредитных организаций, как отдел обслуживания клиентов, отдел валютных операций, кредитный отдел, отдел платежей и расчётов, отдел кассовых операций, отдел платёжных карт и вкладов и другие.
Особенность электронной информационно-образовательной среды Омского филиала РАНХиГС заключается в том, что на всех пользовательских компьютерах установлено программное обеспечение аналогичное рабочему месту банковского специалиста.
Стоит отметить, что формирование информационно-образовательной среды происходило поэтапно и планомерно, основным критерием, которой являлось соответствие применяемым информационным технологиям в банковском деле.
Таким образом, существующие условия реализации цифрового образования в Омском филиале РАНХиГС в целях подготовки конкурентноспособных специалистов банковского дела соответствуют современным требованиям системы образования и банковской сферы.