Право на образование в мире
Право на образование в мире
The right to education in the world
Автор: Жигулин Андрей Алексеевич
кандидат психологических наук, доцент, Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», г. Воронеж, Россия.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Zhigulin Andrey Alekseevich
candidate of psychological Sciences, associate Professor, Voronezh branch of «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», Voronezh, Russia.
e-mail: zhigulin1980@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается право на образование, которое является одним из основных прав человека, признаваемых международным правом и закрепленных на уровне международных договоров.
Abstract: The article examines the right to education, which is one of the basic human rights recognized by international law and enshrined in international treaties.
Ключевые слова: право, образование, право на образование, международный уровень.
Keywords: law, education, right to education, international level.
Тематическая рубрика: Высшая школа.
Исследование права на образование через анализ современного состояния международно-правового механизма обеспечения его реализации позволяет наиболее полно раскрыть природу этого права и существующие теоретические и практические проблемы понимания и воплощения этого права.
В настоящее время в механизм реализации норм международного права на разных уровнях встраивается дополнительный элемент, который не выделялся ранее, а именно, элемент интеграции, которая в большей или меньшей степени затрагивает различные сферы общественной жизни.
Для составления наиболее полной картины необходимо определить место, которое интеграция занимает в механизме обеспечения реализации права на образование. При этом интеграционный элемент можно проследить как в международном, так и во внутригосударственном механизмах обеспечения реализации права.
Особенно интересно комплексно проанализировать его развитие на обоих уровнях, поэтому помимо международно-правового механизма фрагментарно в работе будет освещен внутригосударственный механизм обеспечения реализации права на образование на примере Российской Федерации.
С каждым годом возрастает количество международно-правовых актов, регулирующих вопросы права на образование и его реализации, вопросы сотрудничества государств и учебных заведений в сфере образования, вопросы признания квалификаций и иностранных документов об образовании. Международно-правовые акты по вопросам образования принимаются на всех уровнях: на универсальном, на региональном, на уровне двустороннего взаимодействия. При этом понимание права на образование динамически развивается.
Содержание, которое в настоящее время вкладывается в понятие права на образование, имеет существенные отличия от того содержания, которое подразумевалось при заключении первых международных договоров, касающихся сферы образования. Внутригосударственное регулирование старается учитывать тенденции, развивающиеся в международном регулировании, при этом эффективность и целесообразность внутренних реформ требуют особого анализа.
Особое место в ряду международных документов занимают акты Болонского процесса и иных интеграционных процессов в сфере образования. Государства проявляют заинтересованность в гармонизации образовательных законодательств, в определенных регионах процессы образовательной интеграции разворачиваются последовательно, в иных еще идет поиск оптимальных моделей взаимодействия.
Сегодня возникает необходимость дать уточненное определение праву на образование, установить, что собой представляет образовательная интеграция и определить ее положение как в международно-правовом механизме обеспечения реализации права, так и во внутригосударственном механизме обеспечения реализации права на образование.
Массив международно-правовых актов, закрепляющих право на образование неоднороден как по содержанию, так и по юридической силе. Существуют две противоположные тенденции: с одной стороны, государства стремятся урегулировать большое количество вопросов на межгосударственном уровне, начиная с двусторонних соглашений о сотрудничестве и заканчивая многочисленными многосторонними договорами на региональном и универсальном уровнях; с другой стороны, государства, очевидно, не готовы принимать на себя большое количество обязательств, связанных с конкретными шагами по реализации права на образование. Именно эти противоположные тенденции стали причиной существования значительного количества рекомендательных актов, актов «мягкого права», на всех уровнях международно-правового регулирования сферы образования и обусловили их эффективность [1].
Проанализировав весь массив актов, можно сделать вывод о безусловном количественном преобладании актов «мягкого права» в регулировании сферы образования.
Исходя из содержания международно-правовых актов, закрепляющих право на образование, можно предложить следующее определение права на образование как одного из прав в системе международных стандартов прав человека.
Право на образование – это гарантированная государством возможность любого лица удовлетворять свои образовательные потребности и непрерывно развивать потенциал личности на протяжении всей жизни, посредством получения качественного образования на основе свободного и равного доступа к существующим в данный момент образовательным учреждениям и официального признания законченного образования.
Границы права на образование отдельного субъекта – вся человеческая жизнь. Первоначально в международно-правовых документах право на образование подразделялось на три основных вида: право на начальное, право на среднее и право на высшее образование. Содержание права на образование существенно изменялось в зависимости от вида. Однако понимание права на образование активно развивается и в настоящее время разграничение содержания права на образование в зависимости от уровня образования еще имеет место в отдельных международно-правовых актах, но уже не является принципиальным.
Общая схема международно-правового механизма обеспечения реализации права представляет собой совокупность конвенционного механизма, в который входит правообеспечительное нормотворчество, результаты контрольной деятельности и правоприменительные акты, как судебные, так и квазисудебные, и институционального механизма, представляющего собой совокупность органов, организаций и самих государств, которые осуществляют деятельность, направленную на реализацию права. Данная общая схема применима к обеспечению реализации любых прав, в том числе права на образование [2].
Достижение цели повышения качества образования, заявленной в качестве одной из Целей устойчивого развития, принятых Организацией Объединенных Наций, а также эффективность разработки сопоставимых критериев и методологий благодаря реформам Болонского процесса, остаются спорными. На примере выполнения международных обязательств Российской Федерации, особенно в отношении юридической профессии, можно выявить массу противоречий. Россия стремится сохранить фундаментальность и академичность юридического образования, а двухуровневая система до сих пор не получила должную проработку, позволяющую обеспечить повышение качества образования.
Список литературы:
1. Бушмелева Д.Б. Направления сотрудничества государств в сфере образования / Д.Б. Бушмелева // Российский юридический журнал. – 2015. – № 2 (101). – С. 189.
2. Черниченко С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Том 1: Современные теоретические проблемы / С.В. Черниченко. – М.: Издательство «НИМП», 2018. – С. 49.