Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Исследовательская деятельность школьников – когда и с чего начинать

Дата публикации: 2021-10-13 16:15:25
Статью разместил(а):
Глебова Светлана Валентиновна

Исследовательская деятельность школьников – когда и с чего начинать

Research activities of schoolchildren when and where to start

 

Автор: Глебова Светлана Валентиновна

ГБУ ДО КО «Областной эколого-биологический центр», г. Калуга, Россия

e-mail: biokonkyrs@mail.ru

Glebova Svetlana Valentinovna

Regional Ecological and Biological Center, Kaluga, Russia

e-mail: biokonkyrs@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор размышляет на тему в каком возрасте следует начинать с детьми заниматься исследовательской деятельностью, какие эксперименты проводить с младшими школьниками.

Abstract: In this article, the author reflects on the topic at what age should one start doing research with children, what experiments to conduct with younger schoolchildren.

Ключевые слова: младшие школьники, исследовательская деятельность, талантливые школьники, экспериментальная работа с детьми.

Keywords: junior schoolchildren, research activity, talented schoolchildren, experimental work with children.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Одно из направлений в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" связано с  выявлением и поддержкой талантливых детей. Решение этой задачи связывают с  расширением системы олимпиад и конкурсов школьников, различного рода ученических конференций и семинаров; отмечается необходимость отработки механизма учета индивидуальных достижений обучающихся (ученических портфолио) при приеме в вузы. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь провозглашается  важнейшим условием формирования здорового образа жизни [2].

Одним из основных факторов раскрытия и развития талантов детей является их включение в научно-исследовательскую деятельность. Известны определённые, достаточно чёткие  критерии данного вида деятельности: решение задач с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, искусства, техники; научная новизна исследования.  Существуют также определённые требования к содержанию осуществляемой деятельности: раскрытие актуальности темы исследования, постановка целей и задач исследования, формулирование гипотезы, описание хода исследования с обоснованием полученных выводов, апробация  и защита проведённого исследования, выделение практической значимости и внедрение результатов исследования.

При этом в рамках школы речь идёт скорее о выполнении ученических научно-исследовательских работ, в рамках которых учащиеся ограничены в формировании новых знаний, однако приобретают непосредственный опыт организации подобного вида деятельности. Когда же целесообразно начинать подобного рода деятельность?

Первый опыт поисковой деятельности ребёнок получает уже в дошкольном возрасте и связан он с познанием окружающей действительности, установлением взаимосвязей между человеком и окружающим миром, различными объектами окружающего мира. Ребёнок учится наблюдать и описывать (за поведением насекомых, развитием растений, сменой времён года), сравнивать и классифицировать (по размеру, форме, цвету и другим признакам), формулировать вопросы и делать выводы.

В рамках организации самостоятельного экспериментирования и ориентировочно-поисковой деятельности, постановки разного рода творческих задач, создании "ситуации поиска" несомненна ведущая роль взрослого – педагога или родителя, способствующего формированию у ребенка эмоциональной мотивации, побуждающей к творческой деятельности. Так, чтобы заинтересовать детей можно интересно подойти к тому, чтобы  стимулировать их мыслительную деятельность. Запретить детям ходить в парник, где проводятся опыты, через некоторое время принёсти оттуда бутыль с узким горлом, внутри которой находится толстый огурец и спросить, «а как же он туда попал?».

Самостоятельное экспериментирование должно быть организовано так, чтобы ребёнок мог исследовать явление со всех сторон. Например, изучая свойства различных тканей, необходимо обеспечить как наличие разных видов тканей, так и факторов, с помощью которых можно было бы провести исследование (ножницы, ёмкости с водой).

Предлагая новые темы для исследования, следует, с одной стороны, отталкиваться от непосредственных интересов детей, то есть тех вопросов, которые они задают. Например, почему горит огонь. С другой стороны, следует создавать искусственные ситуации, которые бы позволили детям задуматься о том, о чём бы они не задумались сами: как потушить свечу, не прикасаясь к пламени и не задувая её.

Результатом экспериментальной работы с горящей свечой, емкостями без дна и стеклянными банками разного размера должно стать осознание того факта, что для горения нужен кислород. Детям, которые знакомы с измерением времени, можно дополнительно предложить определить, за какое время гаснет свеча в банках разного размера.

Опыт поисковой деятельности применительно к младшим школьникам развивается уже в рамках проектной и исследовательской деятельности. Дети учатся проводить экспериментальную работу по плану, используя и развивая полученные ранее навыки мыслительной деятельности. Выявляются интересы, склонности и предпочтения учащихся. Дети учатся взаимодействовать с другими субъектами в рамках проводимой ими проектной или исследовательской деятельности.

Чуть позднее, после того как сформировался навык осознанного чтения, дети учатся работать с различного рода литературой, в том числе и с научной, знакомятся со способами поиска информации через Интернет. Таким образом, с отдельными составляющими научно-исследовательской деятельности учащиеся знакомятся в рамках обычной учебно-воспитательной работы.

Однако первый опыт действительно научной, хотя и учебной  деятельности ученик может получить только в рамках специализированных проектов. Так, во многих регионах в настоящее время проводят конференции для школьников «Старт в науку», к участию в которых привлекают и младших школьников.

Участник конференции должен не только провести исследование, но и оформить его надлежащим образом, подготовить выступление (чаще всего с использованием презентации), а затем и выступить. Таким образом дополнительно формируются навыки презентации своей деятельности и навыки публичного выступления. Учащиеся слышат оценку своей деятельности со стороны компетентных специалистов, их замечания, пожелания, напутствия.

Слушая выступления других участников конференции, учащиеся знакомятся и с их опытом: как можно сформулировать тему исследования, как организовать исследование, как правильно построить выступление. Участие в таких конференциях является весомым вкладом в личное портфолио ученика.

Как же формулировать тему для исследования? Несомненно, следует отталкиваться от интересов самого ребёнка. При этом можно опираться на вопросы, сформулированные Волковой М.В. [1]. Например, что мне интересно, о чём хотелось бы узнать больше и т.д. Далее следует осознавать, что темы могут носить как монопредметный (в рамках одного учебного предмета), так межпредметный (предполагает использование знаний по двум и более предметам) и надпредметный характер (на стыке областей знаний, выходит за рамки учебных предметов). Волкова М.В. предлагает помимо традиционных теоретических (изучение и обобщение информации полученной из различных источников) и экспериментальных (связанных с проведением собственных наблюдений, опытов, экспериментов) тем исследований выделять ещё фантастические темы исследования (изучение несуществующих объектов или явлений).

Формулируя конкретную тему для исследования, не стоит забывать, что объект исследования должен быть доступным для наблюдения (особенности поведения воробьёв, голубей, муравьёв, но не медведя или волка). Всегда актуальны исследования,  связанные с изучением родного края.

Далее следует рассмотреть, какие межпредметные и надпредметные связи можно было бы реализовать в рамках данного исследования. Так, изучение жизни муравьёв  может вылиться в  познание геометрических закономерностей, связанных со строением муравейников или сопоставлением размеров и силы  муравьёв с размерами и силой человека.

В заключение следует отметить, что если при обучении  младших школьников приоритетным является формирование мотивации к дальнейшему обучению, то организация научно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов носит пропедевтический характер. Это связано с тем, что осуществляется первичное знакомство с содержанием научно-исследовательской  деятельности, выявляются интересы и склонности ребёнка, формируются отдельные навыки, связанные с осуществлением научного исследования.

 

Литература:

  1. Волкова М.В. Презентация “Исследовательская деятельность” // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  2. Проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» // Живое пространство образования.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN
technologi.site