Теоретические аспекты применения компьютерных технологий в процессе взаимодействия педагогов с родителями

Дата публикации: 2021-10-13 17:48:34
Статью разместил(а):
Чернушко Лариса Николаевна

Теоретические аспекты применения компьютерных технологий в процессе взаимодействия педагогов с родителями учащихся

Theoretical aspects of the use of computer technology in the process of interaction between teachers with parents

 

Автор: Чернушко Лариса Николаевна

МБОУ "СОШ № 1", г. Лосино-Петровский, Россия.

e-mail: chernushkol_77@mail.ru

Chernushko Larissa Nikolaevna

School № 1, Losino-Petrovskiy, Russia.

e-mail: chernushkol_77@mail.ru

 

Аннотация: статья посвящена одной из основных задач, которые стоят сейчас перед образовательными учреждениями в соответствии с вступлением в силу нового Федерального закона «Об образовании», а именно, вопросу налаживания продуктивного сотрудничества родителей, учителей и детей. В статье освещены традиционные формы работы с семьей, и большое внимание уделяется нетрадиционным формам работы школы с семьями учащихся с использованием компьютерных технологий.

Annotation: article focuses on one of the major challenges now facing educational institutions in accordance with the entry into force of the Federal Law "On Education", namely, the issue of productive cooperation of parents, teachers and children. The article highlights the traditional forms of work with a family and a lot of attention is paid to non-traditional forms of school work with the families of students using computer technology.

Ключевые слова: семья, школа, сотрудничество, традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества, компьютерные технологии.

Keywords: family, school, partnership, traditional and non-traditional forms of cooperation, and computer technology.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами.

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и школьников.

Практически все исследователи вопросов информатизации образования (А.А. Андреев, Б.С. Гершунский, Э.И. Кузнецов, М.П. Лапчик, Е.И. Машбиц, С.В. Панюкова, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.) приходят к единому выводу о высокой эффективности использования ИТ. Эффективность обусловлена следующими возможностями: незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИТ; компьютерная визуализация информации; архивное хранение больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкий доступ пользователя к банкам данных; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения. Кроме того, компьютерные телекоммуникации создают уникальную среду интерактивного взаимодействия представителей различных групп пользователей независимо от их места нахождения. Таким образом, можно говорить, что компьютерные технологии способны стать серьезным помощником педагогов в организации диалога с родителями. Однако на сегодняшний день недостаточно разработан алгоритм применения компьютерных технологий в организации процесса взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Возникает проблема: каково содержание, формы и методы применения современных компьютерных технологий в процессе взаимодействия педагога с родителями учащихся? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Взаимодействие с семьёй – важная и сложная сторона деятельности учителя и других работников школьного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

- ознакомление родителей с жизнью и работой школьного учреждения;

- педагогическое просвещение родителей;

- установление единства в воспитании детей;

- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания.

На основе анализа литературы [8] можно выделить следующие традиционные формы работы с семьей: посещение на дому, групповые родительские собрания, общие собрания родителей, индивидуальные беседы, консультации, дни открытых дверей, открытые просмотры; школа молодых родителей; лектории и университеты педагогических знаний; педагогические кружки; уголок для родителей; библиотечка для родителей; папка – передвижка; классный стенд и др.

Эти общеизвестные формы работы начали создаваться в 20-е годы XX столетия и получили широкое распространение в практике общественного школьного воспитания (поэтому они и называются традиционными). Они подразделяются на:

- Коллективные формы работы: родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности определенного класса, встречи с родителями ("Давайте познакомимся!"), вечера вопросов и ответов, заседания "круглого стола", занятия тренингового характера, основная цель которых помочь родителям правильно строить общение и совместную с ребенком – школьником деятельность, совместные с детьми, родителями и воспитателями праздники и развлечения, выставки совместных работ родителей и детей, школы для родителей, родительские конференции, совместные педсоветы или домашние педсоветы, которые проводятся у родителей дома.

- Индивидуальные формы работы: индивидуальные беседы и консультации, посещение семьи.

Наглядно-информационные формы работы: выставки детских работ, фотомонтажи, дни открытых дверей, реклама книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания, педагогические информационные стенды ("Уголки для родителей"), папки – передвижки с материалами по различным вопросам [8].

Традиционные формы помогают организовать содержательную и целенаправленную работу с родителями. Однако использование этих форм не всегда способствует возникновению интереса у родителей к вопросам педагогики и психологии детей.

В настоящее время практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества школьного учреждения с родителями, желая разнообразить и усовершенствовать эту работу.

Хотя в педагогической литературе нет такого определения, эти формы успешно входят в жизнь школьных учреждений. Как отмечает О.Л. Зверева, они построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к школе, на установление неформальных контактов.

Смысл нетрадиционной работы педагогов с родителями – не только в установлении контактов, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи.

На современном этапе общение с родителями в школе строится на основе диалога, главный принцип этого общения – партнерство, равенство психологических позиций. Как отмечает О.Л. Зверева, к принципам общения педагога с родителями относятся: открытость, искренность в общении, понимание, умение быть самим собой, умение видеть проблему глазами собеседника, признать его точку зрения, эмоционально отзываться на неё, отказ от судейской позиции. Общение строится на основе отказа от критики собеседника, на умении не сводить общение к оцениванию "правильно – неправильно". Специалисты рекомендуют педагогам помнить, что родители – не ученики, а партнеры по общению, и должны осуществлять к ним подход как к субъектам воспитания. "Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей, и то, что мы предлагаем родителям, должно быть интересно и полезно".

Еще одним из новых путей взаимодействия является применение компьютерных технологий. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества, так как они не только создают большие удобства, но снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете. В дополнение ставшим уже традиционными средствам связи (телефон, телеграф радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи.

Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические. Информация (informatio) – разъяснение, осведомленность, изложение. Информация – ценнейший ресурс наряду с такими традиционными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.

Информационные технологии (ИТ) – это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями учащихся.

В современной школе наиболее распространенными остаются коллективные формы взаимодействия учителя с родителями (проведение родительских собраний, психолого-педагогических лекториев, дни открытых дверей, организации Школы молодого родителя). Педагогами используются также групповые (групповые консультации, тренинги, практические занятия) и индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы, проведение совместных с родителями и детьми трудовых десантов, спортивных соревнований. Использование средств мультимедиа в организации деятельности учителя с родителями позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечет больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Специалисты раскрывают несколько путей применения компьютерных технологий в процессе взаимодействия педагогов с родителями учащихся. В качестве таких путей выделяют:

- применение программы Power Point

- применение программы Move Maker

- организация on-line взаимодействия (Zoom, Сферум, Skype).

Охарактеризуем возможности, предоставляемые каждым из этих путей.

Во время проведения родительских собраний большую помощь могут оказывают компьютерные презентации, составленные в Power Point. Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам успеваемости, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в классе и школе. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усвоится и сохранится в памяти гораздо дольше, поскольку она оказывается продублированной через различные сенсорные пути: аудиальные и визуальные.

Использование информационно-коммуникационных технологий в организации совместной деятельности родителей и детей позволяет значительно расширить возможности воспитательного процесса.

Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. Специалисты предлагают несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:

- телемост

- телекоммуникационный проект

- дистанционные конференции

- создание информационно-методического журнала on-line

- создание сайта школы, класса

Рассмотрим каждый из них.

Современные Интернет-ресурсы позволяют проводить телемост, посвященный современным проблемам подрастающего поколения, в режиме on-line между семьями разных классов.

Телекоммуникационный проект – это игра-соревнование между группами родителей с использованием электронной почты для связи.

Работа над проектом делится на несколько этапов:

- этап получения и обсуждения задания;

- этап поиска решений или необходимой информации;

- этап подготовки информации на компьютере.

Задача педагога – организовать участников, направить в нужное русло, распределить правильно время и силы: одновременно идёт поиск информации и подготовка на компьютере. Это связано обычно с ограничением по времени. Но все решения участники должны принимать самостоятельно после коллективного обсуждения.

Дистанционные телеконференции могут проводиться как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки. Охарактеризуем их.

Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью её предварительной подготовки. Создание координатором тематического расписания чат-конференции позволяет содержательно наполнить отдельные её этапы и провести с участниками подготовительную работу. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от ведущего требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.

Координатору необходимо придерживаться заявленного им расписания. Так как связь у отдельных участников может прерываться, и они входят в окно разговора, теряя из виду нить конференции, координатор через определённое время повторяет ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на конференции, для вновь подключающихся участников. Ведущий и участники дистанционной конференции заметно повысят эффективность своей работы, если будут владеть способами формулирования вопросов разных типов.

Необходима разработка типологии вопросов для дистанционной конференции: сущностные, поясняющие, провокационные и т.п., поскольку от формы вопроса зависит и достижение участниками образовательных результатов.

В чат-конференции работа ведущего возможна как со всеми участниками конференции, так и одновременно в отдельной комнате с теми участниками, которые пожелали обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим.

Точно так же участники конференции могут начать беседу между собой в частном режиме. Возникающая при этом проблема утраты со стороны ведущего функций контроля над деятельностью участников решается при наличии у координатора контрольных вопросов, тестов и заданий, направленных на создание участниками итогового образовательного продукта на конференции.

У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени – больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями. В чат-конференции из-за ограниченного времени трудно избежать малосодержательных реплик. Кроме того, по электронной почте участники могут высылать иллюстративный материал, мультимедийную информацию, которую в обычных чат-программах представить пока невозможно.

Другой эффективной формой взаимодействия с семьей является выпуск в образовательном учреждении информационно-методического журнала on-line для родителей. Каждый номер посвящен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и образовательном учреждении. Статьи могут писать не только педагоги, но и специалисты различных служб. Тема номера определяется проблемами, которые волнуют родителей больше всего. Открытие подписки на электронный вариант журнала позволит родителям знакомиться с новыми материалами издания, получая свежий номер по электронной почте.

Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога несет в себе создание сайта школы. На школьном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ОУ, общешкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в ОУ событий.

На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса.

Как правило, на сайтах ОУ и класса администраторы размещают не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. Родители, интересующиеся современными информационными технологиями, порой сами предлагают свою помощь в создании сайта класса, тем самым активно участвуют в жизни школы.

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Заключение.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах школьной педагогики и психологии. Полноценное воспитание школьника происходит в условиях одновременного влияния семьи и образовательного учреждения.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками учителей, необходимо вовлечь их в жизнь школы. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями учащихся. И тогда на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические педагогические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, экономить время.

Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.

Использование педагогами современных компьютерных технологий во взаимодействии с родителями учащихся будет эффективным при соблюдении следующих условий:

- компетентности педагогов при использовании информационно компьютерных технологий;

- учете при отборе содержания материалов интересов, запросов, актуальных образовательных потребностей родителей;

- возможности установления "обратной связи" педагогов с родителями.

 

Литература:

1. Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – с.42.

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Карапуз, 2002

3. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости. – М.-Л.: 1949

4. Арнаутова Е.П., Иванова В.И. Общение с родителями: Зачем? Как? М., 1993.

5. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. – М., 1984.

6. Богоявленская Д.Б. Диагностика творческих способностей // Проблема компьютеризации дошкольного воспитания. Серия 9: Экономика и система управления. М.: ЦНИИ"Электроника", 1989. С. 13-16.

7. Брусенцов Н.П., Владимирова Ю.С., Рамиль Альварес Х.Компьютеры и обучение // Мир ПК. 2005. № 1.

8. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.В. Загик, Т.А. Марковой. – М., 1989.

9. Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии 2002. №3.

10. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями //Дошкольное воспитание. – 1998. – № 9.