Педагогический такт как профессиональное качество педагога

Дата публикации: 2018-10-30 10:35:07
Статью разместил(а):
Кузьминых Анна Константиновна

Педагогический такт как профессиональное качество педагога

Pedagogical tact as a professional teacher skill

 

Автор: Кузьминых Анна Константиновна

Студент 2 курса ФГБОУ ВО “Иркутский государственный университет”, Педагогический институт, г. Иркутск, Россия

e-mail: k2012chroo@mail.ru

Kuzminykh Anna Konstantinovna

2-nd year student of FSBEU  HE “Irkutsk State University” Pedagogical Institute, Irkutsk, Russia

e-mail: k2012chroo@mail.ru

 

Аннотация: Педагогический такт представляет своеобразный свод правил, которым должен следовать преподаватель для успешного поддержания коммуникации с окружающими в рамках своей профессиональной деятельности. Это  умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями. Это способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания. Педагогический такт – это моральный регулятор педагогического процесса, который строится  на нравственно-психологических качествах учителя. Именно личность педагога – его гражданская позиция, уровень кругозора, культуры, профессионального мастерства - определяет педагогический такт, который является неотъемлемой чертой высоко квалифицированного специалиста системы образования.

Abstract: Pedagogical tact is a particular set of rules for a teacher who wants to make a successful communication in the field of professional activity. It’s a special teacher’s skill to behave with dignity and endurance in the teaching staff, with students and their parents. It’s an ability to measure teacher’s influence to the children, to find out the necessary approach and build optimal educational relations taking into account recognized principles of education. Pedagogical tact is a moral regulator of the pedagogical process, which is based on the moral and psychological qualities of the teacher. It is the personality of the teacher - his civic position, level of outlook, culture, professional skill determines the pedagogical tact, which is an integral feature of a highly qualified specialist of the educational system.

Ключевые слова:  педагогический  такт, умение педагога, эффективное  общение,  личность педагога, профессиональное мастерство

Keywords: pedagogical tact, teacher’s skill, successful communication, personality of the teacher, professional skill

Тематическая рубрика: Свободные педагогические темы.

 

Одна из самых древних профессий в мире – педагог. Появившись в сердце первобытной общины, она преодолела долгий исторический путь, прежде чем приобрести привычный для нас вид. Несомненно, одним из ключевых аспектов современного понимания профессии педагога является педагогический такт. Но почему он так важен в сегодняшнем восприятии педагогической профессии? И  что это такое, педагогический такт? Почему квалифицированный педагог сегодня должен обладать педагогическим  тактом?

Обычно тактом мы называем умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, не выходя за их границы. Следовательно, педагогический такт должен представлять собой своеобразный негласный свод правил, которым должен следовать преподаватель для успешного поддержания коммуникации с окружающими в рамках своей профессиональной деятельности. Это  умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.

Одним из главных признаков педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения. Однако было бы неправильно понимать педагогический такт только как «инструкцию к поведению», неукоснительное следование которой стопроцентно гарантирует успех на профессиональном поприще. Полное соблюдение каких-то абстрактных предписаний во взаимоотношениях педагога с коллегами, воспитанниками и их родителями невозможно в принципе, так как человеческая коммуникация всегда очень ситуативна и индивидуальна. Педагогический такт – это, прежде всего, моральный регулятор педагогического процесса, который строится  на нравственно-психологических качествах учителя. То есть именно личность педагога – его гражданская позиция, уровень кругозора, культуры, профессионального мастерства определяет педагогический такт, который является неотъемлемой чертой высоко квалифицированного специалиста системы образования.

Установление контакта между учителем и его учениками всегда важно для успеха дальнейшего процесса обучения. Авторитет преподавателя, умеющего не просто сухо подать материал, но уважительно относиться к своим воспитанникам, слышать и видеть их, несомненно, растет, так же как и производительность труда его обучающихся.

Педагогический такт может проявляться во многих аспектах: во внешнем облике педагога, в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации, в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся. И даже деловой тон обращения свидетельствует о наличии педагогического такта! Но наиболее ярко он проявляется при контрольно-оценочной деятельности педагога, где особенно важна внимательность и справедливость.   

Итак, можно выделить следующие важные характеристики педагогического такта: требовательность и уважение к обучающемуся; умение видеть и слышать не только удачи, но и проблемы учеников, подсказывать пути их решения, сопереживать, быть внимательным, чутким, уметь быстро оценивать ситуацию, но при этом не делать скоропалительных выводов о поведении и способностях учащихся, быть сдержанным в сложных ситуациях, обладать знаниями возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Не менее важно и умение преподавателя устанавливать коммуникацию с родителями своих учеников, ведь некоторые аспекты воспитательной деятельности могут быть успешно реализованы только при симбиозе представителей профессиональной и общепедагогической деятельности. Родители как никто иной оказывают большое влияние на становление личности ребенка, и именно поэтому так важно, чтобы их убеждения  не расходились с воспитательной деятельностью педагогов.

Проявление  педагогического такта в среде преподавателей самым положительным образом сказывается на профессиональной деятельности: увеличивается воспитательный эффект, оказываемый педагогическим коллективом на коллектив обучающихся. Педагогический коллектив, члены которого выстраивают взаимоотношения между собой, руководствуясь общепринятыми социальными нормами, становится более сплоченным, тем самым позитивно влияя на атмосферу коллектива ученического, который в принципе не может существовать при отсутствии коллектива преподавателей.    

Таким образом, педагогический такт – это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность сохранить меру своего влияния на воспитанников, найти к ним подход и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания. Педагогический такт базируется на личных, морально-психологических качествах преподавателя, и все его проявления напрямую зависят от уровня нравственно культуры педагога. Сегодня, в век глобализации и перемен,  педагог нового поколения должен сочетать в себе высокую гуманность, справедливость – и только тогда он сможет быть достойным примером для подрастающего поколения.

 

Список литературы:

  1. Константинова Н. А. История педагогики. - М.: Просвещение, 1992г.
  2. Подласый И. П. Педагогика. Книга 1: Общие основы.: учебник в 3 книгах/ 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Владос, 2008г.
  3. Психолого-педагогический словарь-справочник. Сост. Ю.А.Лобейко, Н.М. Борозинец - М.: Ставрополь, 2004г.
  4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. — М.: Педагогика, 1990г.
  5. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т. / Сост. С. Ф. Егоров. — М.: Просвещение, 1990г.
  6. Етерская Н. А. Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства современного учителя [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 139-141.