Причины возникновения и решение конфликта на групповом занятии в вокальном объединении

Дата публикации: 2021-12-15 08:59:24
Статью разместил(а):
Кадырова Алсу Ильсуровна

Причины возникновения и решение конфликта на групповом занятии в вокальном объединении

The reasons for the occurrence and resolution of the conflict at the group lesson in the vocal association

 

Автор: Кадырова Алсу Ильсуровна

МБУДО «Центр внешкольной работы», г. Казань, Россия

E-mail: cvrmosko@mail.ru 

Kadyrova Alsu Ilsurovna

Center of extracurricular work, Kazan, Russia

E-mail: cvrmosko@mail.ru 

 

Аннотация: В статье описаны конфликтные ситуации и методы их разрешения на групповом занятии вокального объединения. Количество учеников до 10 человек, в возрасте от 6 до 11 лет. 

Abstract: The article describes conflict situations and methods of resolution at a group lesson of vocal association. The number of students is up to 10 people, aged from 6 to 11 years.

Ключевые слова: дополнительное образование, разрешение конфликта.

Keywords: additional education, resolution conflict.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Конфликт (лат. conflictus - столкнувшийся) – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. [1]

Мне как педагогу вокального объединении «The Best» пришлось встретиться на занятиях с двумя видами конфликта.

1. Учитель-коллектив.

Причина возникновения конфликта: новая окружающая обстановка (актовый зал) для учеников, отсутствие дисциплины и правил поведения на репетиции, отсутствие знаний о степени важности данного репетиционного дня. Решение проблемы.  Увеличение количества посещений в новое для учеников помещение, для того чтобы обстановка стала знакомой и привычной, не вызывала огромное количество эмоций. Выучить отдельно с каждым учеником «3 правила поведения в зале». Заблаговременно (за неделю до предстоящей репетиции в новом помещении) озвучить важность предстоящей репетиции, почему важно слушать педагога и придерживаться правил. Перед входом в новое помещение попросить учеников рассказать о правилах, чтобы о них вспомнить.

Таблица «3 правила поведения в зале»

 

Правило

Действие ученика

Результат

1.

«Молчим»

Услышав данную фразу от педагога, нужно прекратить любое общение.

Привлечение внимания учеников для дальнейшей деятельности.

2.

«Слушаем»

Услышав данную фразу от педагога, нужно максимально акцентировать свое внимание к тому что говорит педагог.

Концентрация внимания на задании.

3.

«Сидим»

Услышав данную фразу от педагога, нужно выбрать себе одно комфортное местоположение и находиться в нем до отмены данной фразы.

Дисциплина местонахождения и физической активности ученика.

 

Очень важно, во время озвучивания правила, успеть посмотреть в глаза каждому ученику, для установления зрительного контакта. Выбор интонации стоит остановить на низком, благородном тоне. Крик и истерика только напугают детей. Применив данные правила, следующая репетиция в тех же условиях прошла продуктивнее, дисциплина была на уровень выше. Во время репетиции без лишних слов удалось возвращать внимание коллектива к педагогу.

2. Ученик-ученик.

Отрицательный пример поведения педагога вовремя конфликта ученик-ученик:

- обесценивание произошедшего конфликта;

- игнорирование разногласий между учениками;

- дистанцирование учеников друг от друга – в некоторых случаях, дистанцирование учеников необходимо.

Данные действия педагога могут привести к следующим последствиям: повтор произошедшей ситуации с усугублением отрицательных последствий; ухудшение взаимоотношений между учениками; отсутствие приобретения опыта выстраиванию благоприятного диалога; отсутствие приобретения опыта благоприятного решения конфликта. Педагог по сравнению с учениками имеет больший жизненный опыт. Во время конфликта должен вести себя как третья сторона, которая направляет участников конфликта на благоприятный исход произошедшей ситуации. В этом поможет активное слушание, а также знакомство учеников с методом «Я-высказывание». При активном слушании на первый план выступает отражение информации.

Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов [2]. Я-высказывание - форма высказывания, когда человек говорит о своих намерениях, своем видении, своем состоянии и своих чувствах, стараясь не задевать и не обвинять окружающих. Это хороший прием, смягчающий конфликт и предупреждающий конфликтные ситуации. [3] Метод «Я-высказывание» поможет научить ученика ясно доносить свою мысль до собеседника. А также акцентировать свое внимание на том, почему ваш собеседник совершил то или иное действие, по отношению к вам. 

Конфликт может быть тяжелым в эмоциональном плане, несмотря на это абсолютно любой конфликт несет за собой огромный потенциал для развития. Задавать самому себе вопросы о том, почему произошла та или иная ситуация, что еще можно улучшить в системе. Именно такое отношение, принятия ситуации и разумный подход к его разрешению, благоприятно повлияет на развитие личности, коллектива, обучения.

 

Список литературы:

1. Г.И. Козырев Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. - М.: Владос, 2020. - 176 c.

2. Голдсмит Джоан Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий / Голдсмит Джоан. - М.: Pretext, 2016. - 847 c.