Причины возникновения и решение конфликта на групповом занятии в вокальном объединении
Причины возникновения и решение конфликта на групповом занятии в вокальном объединении
The reasons for the occurrence and resolution of the conflict at the group lesson in the vocal association
Автор: Кадырова Алсу Ильсуровна
МБУДО «Центр внешкольной работы», г. Казань, Россия
E-mail: cvrmosko@mail.ru
Kadyrova Alsu Ilsurovna
Center of extracurricular work, Kazan, Russia
E-mail: cvrmosko@mail.ru
Аннотация: В статье описаны конфликтные ситуации и методы их разрешения на групповом занятии вокального объединения. Количество учеников до 10 человек, в возрасте от 6 до 11 лет.
Abstract: The article describes conflict situations and methods of resolution at a group lesson of vocal association. The number of students is up to 10 people, aged from 6 to 11 years.
Ключевые слова: дополнительное образование, разрешение конфликта.
Keywords: additional education, resolution conflict.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Конфликт (лат. conflictus - столкнувшийся) – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. [1]
Мне как педагогу вокального объединении «The Best» пришлось встретиться на занятиях с двумя видами конфликта.
1. Учитель-коллектив.
Причина возникновения конфликта: новая окружающая обстановка (актовый зал) для учеников, отсутствие дисциплины и правил поведения на репетиции, отсутствие знаний о степени важности данного репетиционного дня. Решение проблемы. Увеличение количества посещений в новое для учеников помещение, для того чтобы обстановка стала знакомой и привычной, не вызывала огромное количество эмоций. Выучить отдельно с каждым учеником «3 правила поведения в зале». Заблаговременно (за неделю до предстоящей репетиции в новом помещении) озвучить важность предстоящей репетиции, почему важно слушать педагога и придерживаться правил. Перед входом в новое помещение попросить учеников рассказать о правилах, чтобы о них вспомнить.
Таблица «3 правила поведения в зале»
|
Правило |
Действие ученика |
Результат |
1. |
«Молчим» |
Услышав данную фразу от педагога, нужно прекратить любое общение. |
Привлечение внимания учеников для дальнейшей деятельности. |
2. |
«Слушаем» |
Услышав данную фразу от педагога, нужно максимально акцентировать свое внимание к тому что говорит педагог. |
Концентрация внимания на задании. |
3. |
«Сидим» |
Услышав данную фразу от педагога, нужно выбрать себе одно комфортное местоположение и находиться в нем до отмены данной фразы. |
Дисциплина местонахождения и физической активности ученика. |
Очень важно, во время озвучивания правила, успеть посмотреть в глаза каждому ученику, для установления зрительного контакта. Выбор интонации стоит остановить на низком, благородном тоне. Крик и истерика только напугают детей. Применив данные правила, следующая репетиция в тех же условиях прошла продуктивнее, дисциплина была на уровень выше. Во время репетиции без лишних слов удалось возвращать внимание коллектива к педагогу.
2. Ученик-ученик.
Отрицательный пример поведения педагога вовремя конфликта ученик-ученик:
- обесценивание произошедшего конфликта;
- игнорирование разногласий между учениками;
- дистанцирование учеников друг от друга – в некоторых случаях, дистанцирование учеников необходимо.
Данные действия педагога могут привести к следующим последствиям: повтор произошедшей ситуации с усугублением отрицательных последствий; ухудшение взаимоотношений между учениками; отсутствие приобретения опыта выстраиванию благоприятного диалога; отсутствие приобретения опыта благоприятного решения конфликта. Педагог по сравнению с учениками имеет больший жизненный опыт. Во время конфликта должен вести себя как третья сторона, которая направляет участников конфликта на благоприятный исход произошедшей ситуации. В этом поможет активное слушание, а также знакомство учеников с методом «Я-высказывание». При активном слушании на первый план выступает отражение информации.
Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов [2]. Я-высказывание - форма высказывания, когда человек говорит о своих намерениях, своем видении, своем состоянии и своих чувствах, стараясь не задевать и не обвинять окружающих. Это хороший прием, смягчающий конфликт и предупреждающий конфликтные ситуации. [3] Метод «Я-высказывание» поможет научить ученика ясно доносить свою мысль до собеседника. А также акцентировать свое внимание на том, почему ваш собеседник совершил то или иное действие, по отношению к вам.
Конфликт может быть тяжелым в эмоциональном плане, несмотря на это абсолютно любой конфликт несет за собой огромный потенциал для развития. Задавать самому себе вопросы о том, почему произошла та или иная ситуация, что еще можно улучшить в системе. Именно такое отношение, принятия ситуации и разумный подход к его разрешению, благоприятно повлияет на развитие личности, коллектива, обучения.
Список литературы:
1. Г.И. Козырев Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. - М.: Владос, 2020. - 176 c.
2. Голдсмит Джоан Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий / Голдсмит Джоан. - М.: Pretext, 2016. - 847 c.