Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Наставничество с одарёнными и талантливыми детьми

Дата публикации: 2022-03-03 09:29:12
Статью разместил(а):
Скирдина Елена Михайловна

Наставничество с одарёнными и талантливыми детьми

Mentoring gifted and talented children

 

Автор: Скирдина Елена Михайловна

МАУ ДО "Омутинская ДШИ", Тюменская область. Россия.

e-mail:skirdina.70@yandex.ru

Skirdina Elena Mikhailovna

 Omutinskaya Children's Art School, Tyumen region. Russia.

e-mail:skirdina.70@yandex.ru

 

Аннотация: Наставническая деятельность в сфере дополнительного образования ориентирована на создание эффективной системы индивидуальной поддержки каждого одарённого ребёнка. В статье представлен опыт наставничества в рамках реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» и инициативы «Кадры будущего для регионов».

Annotation: Mentoring in the field of additional education is focused on creating an effective system of individual support for each gifted child. The article presents the experience of mentoring in the framework of the implementation of the Federal project "Success of every child" of the national project "Education" and the initiative "Personnel of the future for the regions" 

Ключевые слова: Одарённый ребёнок, наставники педагогов, наставники детей, эффективность наставничества. 

Keywords: Gifted child, teachers' mentors, children's mentors, effectiveness of mentoring.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Государственная политика в сфере дополнительного образования, в настоящее время, ориентирована на создание эффективной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодёжи. Наибольшей ценностью в обществе на данный момент стала неповторимая человеческая личность с её наклонностями, предпочтениями, дарованиями. И это понятно, ведь эпоха, в которую мы живём – эпоха перемен, инноваций, эпоха интеллекта диктует свои условия жизни, выдвигает новые требования к человеку. Сейчас недостаточно просто выявить таланты, надо сохранить каждый, помочь выстроить путь его дальнейшего развития. Очень часто бывает так, что ребёнок проявил себя, но самостоятельно личностно развиваться и совершенствоваться в своём творчестве не способен. Для этого нужны благоприятные условия, непосредственная помощь и поддержка взрослых.

Индивидуальное сопровождение одарённого ребёнка осуществляет тьютор (наставник, инструктор, личный куратор – так можно перевести на русский язык это слово). На Западе услуги таких специалистов востребованы уже давно, а в российской образовательной системе они появились чуть больше 20 лет назад.

Наставник – это специалист по индивидуализации в образовании, посредник между учеником и образовательной системой. Его базовая задача

– помочь ребёнку проявить себя и лучше узнать в процессе обучающей деятельности, научить его делать выбор, осознавать свои поступки и их последствия, найти свой интерес и его реализовывать. Личный куратор анализирует интересы и проблемы своего подопечного, отмечает, к чему у него есть склонности, а что даётся ему с трудом. Задача такого специалиста – помочь другому человеку превратить обучение в продуктивный и интересный процесс. Учёба в школе, выбор будущей профессии, переориентация на другую специальность, реализация исследовательской работы – во всех этих случаях куратор может стать консультантом и хорошим помощником.

Если говорить об одарённых детях, то бывает так, что они быстро развиваются и достигают успехов в одном направлении, при этом всё остальное – и не только учёба – остается «за бортом». Наставник помогает ребёнку понять, как ему реализовать свою одарённость не в ущерб другим дисциплинам и личной жизни, как найти баланс и гармонично выстроить образовательный процесс. Детям, у которых есть проблемы с обучением, наставник помогает гармонизировать этот процесс, создать комфортную среду. Он в индивидуальном порядке разъясняет какие-то темы, поддерживает стремление к учёбе, учит решать возникающие проблемы.

Во главу угла всегда ставится интерес ребёнка. Наставник анализирует его жизнь, его учебу, пространство, в котором ребёнок живет, чтобы помочь ему самому найти ответы на эти вопросы.

В то же время, психологи говорят: «Сопровождать – не значит вести за руку, решать всегда за ребёнка, оберегать от всех возможных опасностей. Это значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, сорадоваться успехам, помогать преодолевать возникающие трудности».

Индивидуальное сопровождение одарённого ребёнка – это помощь в реализации его личностного и творческого потенциала, это обеспечение возможности самореализации одарённой личности в каком-либо виде деятельности.

Актуальность практики наставничества в рамках реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» и инициативы «Кадры будущего для регионов».

В целях создания дополнительных условий для эффективного развития  творческих способностей детей в Омутинской ДШИ осуществляется конкурсная и  постконкурсная поддержка и сопровождение одарённых детей. На примере своего класса, я развиваю с 2014 года, систему наставничества с одарёнными детьми, благодаря чему двое выпускников класса и школы продолжают успешно заниматься в ССУЗах и ВУЗах. В данный период в моем классе обучается по предпрофессиональным программам ДПОП в области музыкального искусства «Народные инструменты» занимается 11 учащихся. Семь ребят являются победителями и призёрами конкурсов и различной направленности не ниже регионального уровня в возрасте от 7 до 18 лет. Вдохновляет ребят наращивание технического и исполнительского мастерства игры на инструменте, конкурсных и концертных выступления, как сольно, так и в таких формах как ансамбль(дуэтах) и коллективных работах Инструментального ансамбля «Удальцы».

В Тюменской  области создана Региональная база данных талантливых детей и молодежи (к сожалению, последние годы даже по результатам приоритетных конкурсов, проходящих через Систему АИС ЭДО, регистрируемых через Новигатор ДОП. Образования, данные не обновляются и ребята - Лауреаты не появляются в системе). По прошлым годам, вплоть до 2019 года, из моего класса Мартынов Сергей, Конак Михаил, Осинцев Андрей находились в базе талантливых детей и молодежи Тюменской Области. Для одарённых и высокомотивированных детей, которые участвуют и становятся победителями в ежегодно проводимых конкурсах, необходима  система целенаправленной поддержки и специальной подготовки к конкурсам, нужна мотивирующая среда для дальнейшего развития одарённых детей. Поэтому, важна наставническая работа по созданию благоприятной среды для стимулирования творческой активности детей. Педагог не просто осуществляет обучение детей, но и становится для них наставником, сопровождающим их развитие.

Наставники для детей:

- выстраивают траекторию развития одарённого ребёнка;

- способствуют повышению уровня мотивации и творческой активности детей;

- побуждают к поиску уникальных решений;

- вдохновляют ребёнка на новое дело и участвуют в его реализации от планирования до воплощения идеи;

- осуществляют психолого-педагогическую поддержку.

Задачи и функции наставников:

- содействие личностному становлению и творческому развитию детей в постконкурсный период;

- содействие в создании благоприятной среды в окружении ребёнка, в том числе в образовательной организации и в семье;

- содействие получению углублённых знаний в профессиональной деятельности;

- повышение мастерства в выбранном виде деятельности у профессиональных мастеров.

Для решения данных задач, по-моему мнению, наставники выполняют следующие функции:

- оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки одарённому ребёнку;

- помощь в социализации и адаптации к различным жизненным ситуациям;

- помощь в формировании коммуникативных навыков;

- помощь в личностном и профессиональном самоопределении;

- содействие повышению конкурсной активности;

- помощь в получении углублённого образования;

- помощь в психолого-педагогическом  просвещении родителей по вопросам воспитания и развития способностей детей в условиях семьи.

- осуществление поддержки детей за рамками образовательного процесса.

Механизмами и инструментами наставничества с одарённым ребёнком являются:

- Обучение и воспитание детей в процессе образовательной деятельности (индивидуальный подход к каждому ребенку, возможность дополнительных занятий-репетиций, открытые уроки, воспитание-становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с людьми, природой, обществом, государством, на основе общепринятых гуманистических ценностных ориентации);

- Разработка индивидуального плана поддержки и сопровождения одарённого ребёнка с включением в него мероприятий популяризирующих творческие достижения детей, психологических тренингов, реабилитирующих и социализирующих мероприятий (Творческие отчеты, сольные концерты, выступления на сценических площадках ДШИ и муниципального района, среди них учащиеся класса задействованы в проектах школы искусств «Дети-детям», «Неделя детской музыки», «Я талантлив!» «Вперед, искусство!», в мероприятиях к празднованию «Дня Победы в ВОВ», концертах  в рамках муниципальных  мероприятий: на предприятиях села, в рамках Месячника пожилого человека, Дня работника сельского хозяйства, Дней славянской письменности и культуры,  «Широкая масленица» и др. Освещение результативности и успешности ребенка в СМИ, сети –Интернет, сайт Омутинской ДШИ);

- Проведение просветительской работы в семье ребёнка и в его социальном окружении (тематические встречи- беседы с родителями, родительские собрания, участие ребят в мероприятиях проекта школы «СемьЯ», популяризация инструмента  и современных исполнительских школ страны в социальных сетях, информативность;

- Организация стажировок и обучающих занятий у мастеров- профессионалов. Наставник помогает подопечному встречаться с людьми, которые профессионально занимаются тем, что его интересует. Это даёт ребёнку возможность получить информацию о профессии из первых уст. Важно создать такой формат работы, чтобы у ребёнка была возможность взглянуть на себя со стороны, самому заметить, что ему нравится, чтобы он прислушивался к себе, анализировал свой прогресс, учился понимать, что для него действительно важно и интересно.(посещения мастер-классов: Мастер-класс профессора кафедры нар.инструментов Челябинского института культуры Герасимова Виктора Геннадьевича;  Мастер – классы Юрия Шишкина, профессора Ростовской консерватории; Мастер- класс Преподавателя кафедры народных инструментов ТГАКИСТ - Сергея Алексеевича Окорокова; Хоменко Валерии Михайловны - профессора кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов, преподаватель народных инструментов (баян, аккордеон) колледжа искусств ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры»,  Заслуженный работник культуры РФ.)

- Развитие формы профессиональной навигации детей, моделирование их профессиональной деятельности (поступления в ССУЗы и ВУЗы. 

Мне кажется, очень важным является сознательное желание создать для способных и талантливых детей  условия для их дальнейшего развития.

Показатели оценки эффективности наставничества.

Эффективность наставнической деятельности прослеживается через следующие показатели:

- количество наставляемых одарённых детей;

-динамика участия одарённых детей в конкурсных мероприятиях;

 

Всего по школе

Дуэты, солисты-класс

Инструментальный ансамбль «Удальцы»-

2020

220

43

10

2021-по сентябрь 

 

35

13

 

- динамика результативности участия в конкурсных мероприятиях;

 

Всего по школе

Дуэты, солисты-класс

Инструментальный ансамбль «Удальцы»-

2020

173

38

9

2021-по сентябрь 

 

26

13

    

- развитие личностных качеств одарённых детей (терпеливость, целеустремленность, трудолюбие, уверенность в себе, волевые качества, конкурентоспособность и т.д.);

- количество родителей, включённых в систему поддержки одарённых детей (добровольные пожертвования, помощь в организации выездных конкурсов).

Литература:

1. Гализина Е.С. Работа с одарёнными детьми / Е.С.Гализина // Дополнительное образование и воспитание. – 2017. – №4. – С.7-10.

2. Максимова С.В. Система психологического сопровождения развития творческой активности младших школьников / С.В.Максимова, Н.В.Фоменко // Внешкольник. – 2015. – №6. – С.31-36.

3. Михайлова И.М. Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей в УДО / И.М.Михайлова // Методист. – 2017. – №8.– С.29-33. 

4. Подкопаева С.А. Система работы с одарёнными детьми / С.А. Подкопаева // Методист. – 2015. – №2. – С.56-58.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN