Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Освоение художественно-выразительных средств в процессе обучения хоровому пению

Дата публикации: 2022-03-20 22:13:58
Статью разместил(а):
Амельченкова Ирина Анатольевна

Освоение художественно-выразительных средств в процессе обучения хоровому пению

Mastering of artistic and expressive means in the process of learning choral singing

 

Автор: Амельченкова Ирина Анатольевна

МБУ ДО ДШИ «Камертон», г. Тольятти, Россия

E-mail: valirina21@rambler.ru

Amelchenkova Irina Anatol'evna

Children's Art School "Kamerton", Togliatti, Russia

E-mail: valirina21@rambler.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются методы работы над художественно-выразительными средствами вокальных произведений в детском хоровом коллективе. Комплекс навыков, приобретённых в процессе данной работы, способствует не только приобретению профессиональных исполнительских навыков учащимися, но и развивают их эстетический вкус, формируют творческую активность.

Abstract: The article deals with the methods of work on artistic and expressive means of vocal works in a children's choir. The complex of skills acquired in the process of this work contributes not only to the acquisition of professional performing skills by students, but also develop their aesthetic taste, form creative activity.

Ключевые слова: выразительные средства, хоровое исполнение, голосоведение, метроритм, фразировка, музыкальная форма.

Keywords: expressive means, choral performance, voice study, metrorhythm, phrasing, musical form.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Введение.

Хоровой коллектив – это многообразие участников с эмоционально- эстетическими взглядами, в котором каждый ценен своим неповторимым духовным миром.  

Хоровое пение – дисциплина, имеющая определенные задачи: обучение коллективному творчеству, формирование эмоциональной личности учащегося. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются музыка, слово, эмоциональная восприимчивость. 

Овладение вокально-хоровыми навыками, правильное представление эмоционального настроения исполняемого произведения является одной из задач музыкального развития учащихся. 

Создание художественного образа хорового произведения с неизбежностью требует решения множества задач. Сюда входят как профессиональные, технические задачи, такие как работа над звуковедением, певческим дыханием, артикуляцией, дикцией, ансамблем и т.д., так и художественные задачи: творческое прочтение хорового произведения - интерпретирование художественного образа, осмысление средств художественной выразительности в контексте данного произведения; кроме того, педагогические задачи - обучение определенным навыкам пения, верному интонированию; расширение представлений о хоровой музыкальной культуре; задачи психологические: развитие творческого мышления, творческого воображения певцов хора, формирование художественно-эмоциональной активности, развитие эстетического вкуса учащихся. 

Каждому виду искусства присущи свои выразительные средства. Музыка в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроения идей и мыслей.  

Творческий поиск выразительных средств, следует направлять на решение главной задачи: осмысленное интонирование каждого мелодического оборота и всей мелодии в целом. Для решения данной применяются различные специфические выразительные средства исполнения.

Музыкально-выразительные средства ансамблевого (хорового) исполнения. 

Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира. 

В процессе работы с учащимися необходимо развивать эстетическое восприятие, которое помогает им овладеть средствами художественной выразительности, формирует музыкально-образное мышление, способность к музыкально-образным представлениям, помогающим понимать содержание музыкальных произведений.

В этой связи встает вопрос о музыкально-выразительных средствах ансамблевого (хорового) исполнения: динамике, нюансировке, артикуляции, фразировке, текстового осмысления, без которых пение будет безликим, невыразительным. От того насколько хорошо владеют исполнители приемами передачи качеств музыкальных звуков, зависит яркость, музыкальность художественного образа.

1. Голосоведение.

В работе над произведениями следует использовать все главные приемы певческого голосоведения (legato, non legato, staccato).

Легато (legato) - непрерывное связное пение - основная форма звуковедения. Русская вокальная музыка имеет в своей основе русскую народную песню, для которой характерна широкое, протяжное пение – распев, чем по сути является кантилена. Кантилена, т.е. непрерывно льющийся звук, составляет основу пения. Она образуется только тогда, когда все выпеваемые звуки соединяются между собой, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливаются» из него.

Упражнения на Legato являются основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным равномерным, правильно организованным выдохом. Legato лучше всего удается в пении на гласных звуках, поэтому особое внимание следует уделять согласным звукам, добиваясь как можно более короткого, но четкого и мягкого произношения не звучащих согласных, особенно «б», «п», «к», «д», «т».

При исполнении мелодии non legato звуки не связываются между собой. Разделение звуков производится кратковременной задержкой (без возобновления) дыхания перед новым звуком. В момент задержки дыхания голос быстро и чётко перестраивается на новый звук, который начинается без подъездов, имея готовую форму. 

Прием non legato предусматривает некоторое подчеркивание мелодии без нарочитых акцентов. Во время исполнения того или иного певческого штриха, следует обратить особое внимание учащихся на взаимосвязь голосоведения с дыханием, мышцами брюшного пресса, диафрагмы.

При staccato звук исполняется коротко, после чего следует пауза. Как и при других штрихах, дыхание берётся на границах музыкальных фраз. Поток звуков при staccato должен составлять единую линию. Атака звука происходит посредством дыхания толчком диафрагмы и мягкой, гибкой, очень активной реакции гортани. Паузы между звуками не следует производить с помощью замыкания голосовой щели. Голос на staccato должен звучать упруго, легко, светло, но не громко. Работа над staccato способствует воспитанию гибкости голоса, точности атаки звука, исправлению интонации, уничтожению «подъездов».

2. Метроритм, темп.

Огромное художественное значение в ансамблевом пении имеет метроритмическая и темповая организация. С помощью этих средств можно передать самые разнообразные настроения. Чтобы передать характер, настроение той или иной песни, необходимо выбрать наиболее приемлемый темп, соответствующий содержанию, наиболее полно раскрывающий смысл исполняемого произведения.

Достижению метроритмической устойчивости помогает текст произведения, правильно расставленное ударение, смысловая логика. Много времени следует уделять работе над синкопированным и пунктирным ритмом, использовать ряд приемов для точного исполнения того или иного ритмического рисунка.

В разучиваемых произведениях необходимо придерживаться авторского замысла композитора в использовании таких средств выразительности как ritenuto, portamento, rubato и т.д.

Фермата - остановка движения музыки, является выразительным агогическим средством. Чаще всего ферматы находятся в конце произведения или части его. Иногда ферматы можно встретить внутри музыкального построения на ноте, на паузе, а также - очень редко - на тактовой черте и между нотами «на цезуре».

Продолжительность ферматы зависит от характера произведения, его стилевой направленности, а кроме того, от исполнительского вкуса. Принято считать, что фермата вдвое увеличивает длительность ноты. Однако в исполнительской практике протяженность ферматы обратно пропорциональна длительности этой ноты. Иначе говоря, если фермата расположена над целой нотой - ее протяженность увеличивается в два раза, тогда как фермата над четвертью или восьмой удлинит ноту более чем в два или в четыре раза.

Фермата обычно предваряется некоторым замедлением темпа, «подготавливается», являясь неизбежным следствием замедления. Встречаются иногда ферматы неожиданного свойства, без предварительной подготовки. В хоровых произведениях - романтической и песенной музыке - с неустойчивым или свободным темпом (teмpo rubato). 

3. Тембр.

Вокальное обучение начинается с формирования у учащегося представления о том звуке, который ему предстоит воспроизвести. При объяснении качеств певческого звука, его тембра широко применяются образные определения. При этом используются определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными и даже вкусовыми ощущениями (глухой, звонкий, яркий, светлый, темный тембр; мягкое, жесткое, зажатое, вялое, близкое, далекое, высокое, низкое звучание; вкусный – доставляющий удовольствие звук и т.п.). Это ассоциативные связи, которые образуются в головном мозге между центрами различных органов чувств, в связи с тем, что пение является средством выражения эмоциональных состояний человека. Возникли и характеристики звука, связанные с эмоциями (радостный, ласковый, лиричный, драматический звук и т. п.).

Тембр можно изменить, меняя форму рта, перенеся точки звуковых волн в твердое небо. Даже преображение мимики, выражения лица поющего способно повлиять на тембр. Замечено, что у некоторых детей, способных эмоционально увлекаться при исполнении, голос сам принимает оттенки, диктуемые содержанием текста.

4. Динамика.

Другим выразительным средством являются динамические оттенки. Шкала градаций, по существу, бесконечна. Надо научить учащегося пользоваться всей динамической амплитудой. Среди динамических нюансов отметим некоторые. Рiano (р) - если оно применяется в нижнем регистре, оставляет впечатление мягкое, но несколько приглушенное; в среднем - приобретает довольно спокойное и ровное звучание; при переходе в верхний регистр делается легким и нежным.

Нюанс pianissimo самый сложный. Звучание оставляет впечатление чрезвычайной нежности, невесомости, таинственности и может быть доведено до полного замирания. Рianissimo всегда сопряжено с многими певческими и ансамблевыми трудностями, такими как дыхание, опора. 

Forte в нижнем регистре звучит тяжеловестно, грузно, в среднем - твёрдо, уверенно, в верхнем - напряжённо. Fortissimo, подобно нюансу pianissimo, относят к сложным. Чрезмерная звуковая перегрузка, излишняя напряжённость приводят к тому, что певцы не слышат друг друга, поэтому не могут контролировать себя во время пения. Кроме перечисленных оттенков применяются ещё два - mezzo forte и mezzo piano и значение, и их звуковая точность может быть установлена при наличии выработанного основного forte или piano. 

Акцентирование является ярким средством выразительности. Это динамическое подчёркивание звука или аккорда. Техническое выполнение этого оттенка заключается на основе сокращения начальной силы звука. 

Sforzando—внезапное, неожиданное ударение на одном звуке или аккорде. В вокальной музыке также встречается люфт-пауза. При этом дыхание не возобновляется, а задерживается на короткий момент. 

5. Артикуляция.

В науке о языке под термином «артикуляция» подразумевается степень ясности, расчлененности слогов при выговаривании слова. 

Работая над художественным образом произведения, необходимо помнить о значимости слова и важности артикуляции прочтения исполнителем литературного текста с соответствующими художественному образу интонациями. Для того чтобы почувствовать всю интонационную глубину мелодии вокального произведения, важно научиться осмысленно и определённо произносить текст исполняемых произведений. В период от замысла к воплощению художественного образа вокального произведения одним из способов познания образа персонажа является разбор текста для понимания и лучшего постижения внутреннего мира героя. В результате исполнителю легче эмоционально настроиться и попасть в резонанс с предлагаемыми обстоятельствами для удачного воплощения образа.

6. Фразировка.

Музыкальную фразировку обычно сравнивают с выразительной речью, в основе которой лежит смысловая логика. Владеть фразировкой – значит, уметь осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения (мотив, фразу, предложение, период), связывая их в единое целое, в законченную мысль.

Музыканту важно владеть искусством фразировки, разбираться в строении мелодии, особенностях её развития, обнаруживая в каждой фразе, мотиве наиболее выразительно значимые звуки (интонационные точки), выявление которых в исполнении придаёт звуко-высказыванию осмысленность, подобно смысловым акцентам речи. 

Обычно стремление выделить главное слово, основную мысль фразы становится определяющим фактором выразительного пения. Для достижения выразительной фразировки используются все ранее упоминавшиеся средства музыкального выражения: агогика, динамика, а также дыхание, тембр, цезуры.

7. Музыкальная форма.

Это одна из сторон музыкальной выразительности, одно из важнейших средств воплощения идейно-эмоционального содержания музыки. Из целого ряда музыкальных форм чаще всего встречаются полифонические – канон, гомофонические – двух и трехчастная, куплетная формы. Форма баллады. Самое главное, чтобы исполняемое произведение воспринималось как законченная целостная композиция. Важно в итоге создать форму в целом.

Заключение.

Звуковая ткань хорового произведения является сложным структурным образованием, в котором взаимодействуют слово и музыка. Осмысление поэтического текста в хоровом произведении, его звуко-красочной насыщенности, особо значимой в контексте музыки, является одной из существенных сторон художественного освоения хоровой партитуры.

Каждое хоровое произведение в известном смысле есть определенный «звуковой сюжет», обладающий звуковой индивидуальностью и требующий от исполнителей новых творческих решений, а значит, осмысления всех средств музыкальной выразительности стиха. Так же, как в музыкальной практике, помимо акустической и ладовой теории интонирования существует понятие о художественном интонировании. В технике произнесения поэтического слова также необходима определенная система дифференцирования звуков не только на уровне произносительной, артикуляционной техники, но и на уровне художественного осмысления всех и каждого звука, создающем звуковой образ хорового произведения.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN