Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Социально-педагогическая профилактика алкоголизма у подростков в условиях общеобразовательной школы

Дата публикации: 2022-03-31 19:35:43
Статью разместил(а):
Кудинова Елена Андреевна

Социально-педагогическая профилактика алкоголизма у подростков в условиях общеобразовательной школы

Socio-pedagogical prevention of alcoholism in adolescents in a secondary school

 

Автор: Кудинова Елена Андреевна 

ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, Россия

e-mail: lena.kudinova.1999@mail.ru

Kudinova Elena Andreevna

DSTU, Rostov-on-Don, Russia

e-mail: lena.kudinova.1999@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье рассматривается социально-педагогическая профилактика алкоголизма у подростков.  

Annotation: This article discusses the socio-pedagogical prevention of alcoholism in adolescents.

Ключевые слова: профилактика алкоголизма, подросток, школа, социальный педагог.

Keywords: prevention of alcoholism, teenager, school, social teacher.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Масштабы и темпы распространения алкоголизма в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье детей и подростков. Особенно тревожным является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков. Алкоголизация подрастающего поколения рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микро-социальной среды. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространённости и характера ранней алкоголизации.

Социально-педагогическая профилактика - это система мер, направленная на изучение особенностей развития и воспитания детей, условий их воспитания и обучения, использование полученных данных в деятельности по предупреждению трудностей в обучении и социальных отклонений в воспитании.

Социально-педагогическая деятельность по профилактике алкоголизма у подростков представляет собой совместную деятельность педагогов и родителей. Большую роль в такой деятельности призван сыграть социальный педагог, так как именно он выполняет роль социального регулятора в решении жизненных проблем ребёнка в семье, школе, различных социальных группах. Осуществляя свою профессиональную деятельность, социальный педагог обеспечивает: формирование у учащихся комплекса социальных знаний и умений, необходимых для самопознания; формирование нормативного социального поведения, оптимального выстраивания своих отношений с окружающими; социально-педагогическую профилактику отклоняющегося поведения; программирование деятельности, адекватной возможностям подростка; организацию взаимодействия социальных институтов в решении наиболее острых социально-педагогических проблем.

Данная профилактическая деятельность включает следующие основные принципы:

1) Принцип дифференцированности реализуемых программ и методов педагогической профилактики по возрасту, по степени вовлеченности подростков в данную ситуацию;

2) Принцип аксиологичности (ценностной ориентации), предполагающий формирование у подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ, законопослушности, уважения к человеку, государству, окружающей среде;

3) Принцип многоаспектности, основанный на сочетании различных аспектов целевой профилактической деятельности. Целевая направленность образовательного аспекта профилактической деятельности – информационное обеспечение предупреждения алкогольной зависимости;

4) Принцип последовательности предусматривает, что цели и задачи программы профилактики должны быть разделены на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно, по типу разовой кампании.

Подростки проводят много времени в образовательных учреждениях. Следовательно, цель социально-педагогической деятельности по профилактике вредных привычек у подростков – создание в школьной среде условий, препятствующих распространению таких вредных привычек среди подростков как детский алкоголизм, становление активно отрицательной позиции по отношению к ним у большинства учащихся. В школах создана атмосфера нетерпимости в отношении возможной алкоголизации. В тоже время дети уверены в том, что они всегда получат необходимую консультацию, помощь в случае возникновения у них проблем, связанных с алкоголем.

В случае добровольного обращения учащихся за помощью должны строго соблюдаться принципы доверия, уважения, врачебной тайны, педагогической этики. В целях повышения эффективности вся профилактическая работа нуждается в психологической и социальной разработке, научно-методической экспертизе. Информация об алкоголе, поданная без учета детской психологии, может возбудить нездоровый интерес у слушателей и даже побудить их к употреблению наркотических средств. Поэтому при организации педагогической профилактики должны быть учтены следующие методические принципы: комплексный характер педагогической профилактики; актуальность: содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными аспектами алкоголизма; содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний об алкоголе и формирование отношения к ним;  опережающий характер: целевая подготовка подростков должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для подростка становится реальным; конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих подростку успешную социальную адаптацию – показать подростку, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой; принцип запретной информации, когда полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес подростков к алкоголю, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о специфических свойствах различных одурманивающих веществ, способах из применения).

Одним из главных требований организации профилактической работы выступает максимальное исключение возможности обратного эффекта – «повышенного интереса», т.е. сообщаемая информация не должна вызвать «поисковой активности» подростка, желание на собственном опыте проверить достоверность приводимых фактов. До настоящего времени акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Но эта технология не учитывала социально-психологических и возрастных особенностей подростков. Существующие профилактические программы различаются по основному объекту воздействия и стратегии профилактической работы.

Задачами первичной профилактической деятельности в образовательной среде являются: изменение ценностного отношения подростков к алкоголю; сдерживание вовлечения подростков в приеме алкоголя за счет пропаганды здорового образа жизни и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательного учреждения.

Вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогического воздействия является одним из центральных вопросов, связанных с проведением работы по профилактике вредных привычек среди подростков в школьной среде. Таким образом, стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, а на потенциал здоровья – освоение и раскрытие психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.

В основе профилактической деятельности социального педагога должно быть изменение поведения ребенка, выработка здорового поведенческого и жизненного стиля.

Программы по профилактике для подростков должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях тренингах и т.д. Программа профилактики должна включать работу с родителями или авторитетными взрослыми, которые могут помочь детям узнать новые факты относительно употребления наркотиков, легальных и нелегальных веществ. В некоторых случаях в программе должны быть учтены мероприятия по оказанию психологической помощи самим родителям.

Меры профилактики, сосредоточенные на семье в целом имеют больший эффект чем, адресованные только детям или только родителям.

Программа по профилактике должна быть долговременной, с элементами повторения и преемственности от одной возрастной группы к другой. Технология профилактики – направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения. Как правило, представлена групповыми и массовыми формами работы или индивидуальными беседами и консультациями. Содержание той или иной социально-педагогической индивидуальной работы определяется конкретной проблемой ребенка.

При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для подростков группы риска. Одной из таких проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Очевидно, что решение этой проблемы, которая уже приобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов государственной сферы, но и государственных структур, средств массовой информации, общественности и др. однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу. Этот специалист может обеспечить в образовательном учреждении:

- профилактику опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической);

- оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями.

Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки, дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения потребления любых психоактивных веществ. Третичная профилактика алкоголизма направлена на восстановление личности и её эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики – снижение вреда от употребления алкоголя у тех, кто ещё не готов полностью отказаться от него. Объектом работы социального педагога является, первичная и частично вторичная профилактика.

Таким образом, профилактика – это устранение причин, способных вызвать нежелательные последствия. Социально-педагогическая профилактика алкоголизма в подростковом возрасте предусматривают координацию деятельности многих субъектов. Их основной целью является предотвращение распространения алкоголизма, оздоровление подростковой среды в целом. Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, а на потенциал здоровья – освоение и раскрытие психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.

 

Список литературы:

1. Рудакова И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальгевская. –Ростов –на - Дону: «Феникс», 2005. – 156 с.

2. Селиванова Н.В. Вечные проблемы школьного воспитания // Социальная педагогика. 2001. № 4. c. 26.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN