Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Проектная методика - средство организации творческой и учебной деятельности на уроках английского языка

Дата публикации: 2022-08-24 15:38:17
Статью разместил(а):
Колесникова Анастасия Андреевна

Проектная методика - средство организации творческой и учебной деятельности на уроках английского языка

Project methodology is an effective means of organizing creative and educational activities in English lessons

 

Автор: Колесникова Анастасия Андреевна

ОГБОУ "Лицей № 9", Белгород, Россия

e-mail: simirnyak@list.ru

Kolesnikova Anastasia Andreevna

Lyceum № 9", Belgorod, Russia

e-mail: simirnyak@list.ru

                                                                                                           

Аннотация: Внедрение инновационных методов, а в частности метода проектов, в учебную программу системы школьного образования является приоритетным направлением современной педагогической деятельности. Используя данную деятельность при обучении детей иностранному языку, учитель может сформировать положительную мотивацию к изучению нового учебного материала, создать благоприятные условия для полного раскрытия творческих и интеллектуальных способностей школьников, развития их познавательных интересов.

Abstract: The introduction of innovative methods, and in particular the project method, into the curriculum of the school education system is a priority direction of modern pedagogical activity. Using this activity in teaching children a foreign language, the teacher can form a positive motivation to study new educational material, create favorable conditions for the full disclosure of creative and intellectual abilities of schoolchildren, the development of their cognitive interests.

Ключевые слова: проектный метод, учебный процесс, английский язык.

Keywords: project method, educational process, English language.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого практикующего учителя вопрос о повышении эффективности обучения является основополагающим и требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать работу педагога и его учеников.

Эффективность процесса обучения, достижение высоких результатов в усвоении программного материала в общеобразовательной школе во многом зависит от заинтересованности детей. Как же сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся в отношении изучения иностранного языка, при этом, не забывая о том, что гуманизация образования призвана обеспечить условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов и потребностей.

Бесспорно, существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из них является проектная работа, преимущества которой известны уже давно и широко используются в западной и отечественной методике преподавания иностранного языка. Метод проектов– это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Проектная деятельность позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Ребенок сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником или прочитать дополнительную литературу, чтобы проанализировать и сравнить информацию, оставив самое важное и интересное.

Говоря о необходимости использования проектов при обучении английскому языку, можно отметить следующие положительные стороны этого вида работы:

1. Повышение общей мотивации учащихся.

2. Образовательная и воспитательная ценность.

3. Повышение значимости английского языка как средства общения.

4. Простор для творческой и созидательной деятельности.

5. Наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,

Для любого учителя, отправной точкой при выборе именно этого вида работы должны являться особенности возрастной психологии. Известно, что для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно ориентированным видом работы, в котором ребята пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях, создание проектов обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. При подготовке проекта они изучают интересные для себя темы.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, подбирать информацию в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать аудио- и видеозаписи. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу, что-то сделать своими руками. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов.

Изучение иностранного языка не всегда продвигается идеально. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс и мотивация для изучения иностранного языка. Таким стимулом может стать проектная работа. Стоит помнить, что вподростковом возрасте учащимся важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Поэтому очень важно, что учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который ещё недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать или владеет компьютерными технологиями.

Проектная деятельность уникальна тем, что, являясь игровым методом в младшей и средней ступени, она так же является исследовательским методом в старшей школе.Первые 2-3 года изучения английского языка учащимся предлагается выполнение микро-проектов (альбомы, коллажи, постеры и открытки). Дети знакомятся с новым для них видом деятельности, делают пробные шаги на пути реализации своих творческих идей. Это позволяет не только формировать позитивную учебную мотивацию, но и подготовить школьников к исследовательской работе в старших классах.

И.И. Мазур выделяет следующие этапы проектной работы: главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса. А при проектной работе она выходит за пределы класса. Полномасштабный проект включает четыре стадии.

I этап – планирование в классе. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта; составление интервью; способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры, иллюстрации и т.д.)

II этап – выполнение проекта. Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся берут интервью, собирают печатный и иллюстрированный материал. Важно помнить, что ребята будут использовать все четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование. Главная задача на этом этапе сбор информации. Чтобы помочь детям в организации данного процесса, посоветуйте им определиться, что они хотят узнать, как оформить полученный материал.

III этап – оформление работы. На этом этапе ученики оформляют свою проектную работу, используя ножницы, линейки, клей, картинки и фломастеры и т.д.

IV этап – презентация проекта. Способ презентации завит в значительной степени от вида конечного продукта: будет ли это схема, видеопоказ или устная презентация. Польза для учащихся очевидна. При выполнении ученик использует не только уже выученное, но и дополнительно изучает, что необходимо в связи с поставленной задачей. Это важное условие дальнейшей творческой работы. Действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.

Приведу пример работы в пятом классе над проектом “My family life”. Учащимся было предложено участие в краткосрочных проектах, упрощенных по оформлению. Класс разделился на 3 микрогруппы по 3-4 человека.

По правилам данной технологии были выделены следующие этапы:

1. Этап планирования и накопления материала.

2. Этап выполнения проекта.

3. Этап презентации проекта.

На первом уроке были разобраны цели и план работы над выбранным нами проектом. Каждая группа выбрала для себя семьи, которые они хотели бы показать. Первая группа выбрала семью из детского мультфильма “The Simpsons”, вторая группа решила показать королевскую семью Великобритании, третья группа выбрала семью из мультфильма “The Incredibles”. Далее ребята объяснили выбор данных семей и обсудили особенность каждой.

На втором уроке в классе была проработана лексика по теме, ребята составили диалоги и микро-рассуждения, описания каждого члена семей. Во время работы над проектом дети ищут фотографии выбранных семей, делают необходимые рисунки и заготовки, готовят костюмы. Опираясь на аутентичные тексты, дети стараются узнать больше о выбранных персонажах.

На презентации мини-проектов дети пригласили своих одноклассников из параллельной группы. Ребята оделись в заготовленные костюмы, которые им помогли сделать на уроке труда. С помощью красочных коллажей и презентаций, ребята рассказали о каждом персонаже, применяя выученный материал по темам “My family”, “Appearance” и “Famous People”. После каждого выступления, ребята организовывали небольшую викторину с участием гостей. В конце было проведено небольшое голосование, где гости решали, чья семья была показана более реалистично.

В старших классах проекты усложняются соответственно по форме и содержанию, практикуется научный подход к их оформлению, при этом, конечно, увеличивается время на подготовку.

Таким образом, благодаря проектной методике занятия по иностранному языку отличаются коммуникативно-прагматической направленностью, самостоятельностью и творчеством учащихся, их высокой активностью и заинтересованностью в изучении языка, а также равно-партнерским сотрудничеством учащихся и учителя.

И в этой связи чрезвычайно важным в работе учителя считается создание таких условий, которые позволили бы ученикам учиться с удовольствием, находить творческие решения поставленных задач и видеть результаты своего труда. Ведь именно это является залогом успешной учебной деятельности.

 

Список литературы: 

1. Вяльшина Н.Н. Некоторые приемы повышения эффективности урока иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2009, - № 2.   

2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак ин.яз. высш. пед. учеб заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В. Душеина // Иностранные языки в школе. 2003. № 5.

4. Дьюи Дж. «Школа и общество» / Дж. Дьюи // «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2003 – № 4.

5. ЗачёсоваЕ.В. Метод учебных проектов. Образовательная технология XXI века.

6. Кохендерфер Ю.В. Проектная методика с использованием информационно-коммуникативных технологий в обучении немецкому языку // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 4.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN