Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Ключевые аспекты информационно-методического ресурса цифрового образовательного контента

Дата публикации: 2023-01-04 18:19:27
Статью разместил(а):
Зима Ирина Валерьевна

Ключевые аспекты информационно-методического ресурса цифрового образовательного контента

Key aspects of the information and methodological resource of digital educational content

 

Автор: Зима Ирина Валерьевна

МБОУ г. Астрахани «ООШ № 3», г. Астрахань, Россия.

 e-mail: amiz78@bk.ru

Zima Irina Valeryevna

Middle School3, Astrakhan, Russia.

e-mail: amiz78@bk.ru

 

Аннотация: В данной статье представлены особенности применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, алгоритмы работы с цифровым образовательным контентом. В статье описаны правила регистрации и использования образовательных платформ для учителей, родителей, обучающихся.

Abstract: This article presents an algorithm for working with digital educational content, describes the rules for registering and using educational platforms for teachers, parents, and students. 

Ключевые слова: информационные технологии, учебно-воспитательный процесс, алгоритмы работы, цифровой образовательный контент.

Keywords: information technologies, educational process, algorithms of work, digital educational content. 

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

ЦОК (цифровой образовательный контент) разработали для единого бесплатного входа пользователей на большинство образовательных сайтов. Проект запущен в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций  Российской Федерации и Министерства просвещения РФ.  Минцфры совместно с Университетом Иннополис создали проект ЦОК — Цифровой образовательный контент. ЦОК — это единая база материалов и курсов от ведущих образовательных онлайн-сервисов России.

В рамках этого проекта предоставляется бесплатный полный доступ ко всем заданиям по предметам школьной программы. В 2021-2022 годах стартовала пилотная стадия проекта. Участие приняли 15 регионов России, среди них Алтайский край, Новгородская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Кемеровская область. В 2022-2024 годах к программе присоединятся все остальные регионы.

Чтобы получить курс, достаточно пройти регистрацию на сайте, дождаться подтверждения профиля и активировать бесплатное обучение по выбранной программе. Среди преимуществ в использовании данных образовательных сайтов выделим такие как: доступность учителям и адаптируемость обучающимся. Доступность проявляется в возможности выбора учителем необходимого образовательного сайта в соответствии с учебным  материалом преподаваемого предмета, адаптируемость проявляется в возможности доступа обучающихся  к назначенным образовательным платформам. Для продуктивной работы необходимо пройти первичную регистрацию и ознакомление с методическими материалами образовательных сайтов учителю.  

В данной статье предложен алгоритм последовательной работы с цифровым образовательным контентом как для педагогов, так и для родителей, обучающихся.

1. Учителю необходимо быть зарегистрированным и подтвержденным на сайте ЦОК.

2. В личном кабинете выполнить настройки для преподаваемых классов, выбрать платформы образовательных сайтов. Активировать эти контенты, то есть  зайти на данные сайты – чтобы был открыт бесплатный сайт-контент.

3. После регистрации всех учеников подтвердить в своем кабинете (слева вверху – обучающиеся, галочки поставить около фамилии ребенка и появится подтверждение справа вверху – нажать подтвердить).

Родителям надо пройти регистрацию для создания аккаунта своим детям, обучающимся. Для этого необходимо:

1. Зайти на сайт ЦОК

2. Выбрать зарегистрироваться

3. Выбрать - КАК РОДИТЕЛЬ

4. Ввести e-mail и телефон родителя, ввести ФИО родителя, нажать –зарегистрироваться.

5. Подтвердить письмо на почте у родителя о регистрации.

6. Родителю далее после подтверждения письма  войти в личный кабинет:

1) Создать аккаунт ребенку. Для этого надо ввести данные ребенка – ФИО, дату рождения, выбрать свою школу по вводу в поле из списка по адресу образовательной организации, ввести  класс и литер обучающегося.

2) Создать учетную запись ребенку – придумать ЛОГИН (логин без знака @) и ПАРОЛЬ.

7. Нажать – СОЗДАТЬ.

8. Запомнить вход как родителя (свой e-mail и пароль при регистрации).

9. Ожидать от учителя подтверждения, что ребенок подтвержден школой.

10.  Выйти из своего кабинета родителя (профиль - выйти) .

11. Зайти ребенку в свой кабинет под логином и паролем что создал его родитель.

12. Запомнить вход обучающегося (Логин и Пароль).

После регистрации и подтверждения обучающиеся приступают к работе на образовательных платформах, которые назначают учителя по разным общеобразовательным предметам.

Как показывает практика работа с ЦОК усилила наглядность уроков, дала возможность разнообразить урок, вызвать у обучающихся интерес к изучаемому предмету. ЦОК актуален для самостоятельной работы учащихся, поиска необходимой информации для подготовки к предметам. Интересны образовательные платформы отсутствием готовых домашних заданий, что заставляет обучающихся непосредственно работать с материалами, проявлять познавательные качества. Использование образовательных платформ ЦОК способствуют совершенствованию практических навыков и умений на компьютере, в сети интернет обучающихся. Информационные технологии – это совокупность аппаратно-программных средств для сбора, хранения, обработки, передачи информации на основе выбранных методик и алгоритмов. В ЦОК собраны все вышеперечисленные средства для работы с образовательными материалами. Рассмотрим некоторые общеобразовательные ситуации, в которых возможно применение информационных технологий образовательных платформ:

1. Применение образовательных платформ ЦОК на различных этапах урока (актуализация знаний, объяснение нового материала, контроль усвоение пройденного материала, закрепление материала).

2. Использование образовательных платформ в учебно-проектной деятельности, во внеурочной деятельности.

3. Проведение уроков с интерактивными формами представления информации.

4. Демонстрация на уроке более информативных и наглядных медиа и аудио-файлов.

5. Применение дидактического материала в электронном формате.

6. Подготовка обучающихся к итоговой аттестации.

7. Возможность организации дистанционного обучения.

Поскольку учебные материалы предоставляются в цифровом виде, происходит комплексное влияние на обучающихся, изменяется отношение к обучению, расширяются знания, повышается качество обучения, упрощается реализация обратной связи между обучающимися и педагогом. Применение цифровых образовательных ресурсов на занятиях предоставляет больше возможностей для организации эффективного процесса обучения. Изменения в сферах современной жизни, открывают для нас новейшие возможности для деятельности. Поэтому важно понять закономерности их развития и научиться эффективно использовать предоставляемые ими возможности.

Необходимо отметить, что при обучении разным предметам современные информационные технологии важно комбинировать с уже существующими методами и формами обучения. В результате данного комбинирования учителя имеют возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания, образовательные платформы облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические методы.

Методика использования ЦОК направлена на индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д.

С помощью программных средств можно представлять на экране в различной форме учебную информацию:

- инициировать процессы усвоения знаний, приобретения компетенций учебной и практической деятельности;

- эффективно осуществлять контроль результатов обучения, организовывать повторение;

- активизировать познавательную деятельность обучаемых; 

- формировать и развивать определенные виды мышления.

Современные мультимедийные продукты являются составляющими в современном обучении. Современный преподаватель в области цифровой образовательной среды:

- умеет находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из электронных ресурсов образовательных платформ в соответствии с поставленными образовательными задачами; -может устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой,

- умеет преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные;

- умеет выбирать и использовать программное обеспечение (ссылки, текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентаций) для оптимального представления материалов, необходимых для образовательного процесса;

- эффективно применяет инструменты организации учебной деятельности обучающегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, и т.д.);

- умеет формировать личное электронное портфолио и портфолио обучающегося;

- организует работу обучающихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины и др.), дистанционно поддерживает учебный процесс.

В помощь учителю предлагается  использование Библиотеки цифрового образовательного контента. Учителя могут узнать:  какие электронные образовательные материалы содержатся в библиотеке; как с их помощью организовать работу на уроке; каких метапредметных результатов смогут достичь ученики при использовании контента. Все материалы, представленные в библиотеке, разработаны командой российских учителей, чтобы упростить подготовку к урокам и сделать их более интересными и современными.

Хочется отметить, что разрабатываемый контент постоянно дополняется и обновляется. В библиотеке цифрового образовательного контента представлены этапы современного урока:  начало урока - видеоролик, фрагмент художественного, телевизионного, документального фильма, видеоинтервью с учеными, репортаж с места событий, аудиофайлы; освоение новых знаний - архивные материалы, исторические документы, интерактивная хрестоматия первоисточников, интерактивная статья (параграф учебника), интерактивный справочник терминов и понятий; организация работы с электронными образовательными материалами - формирование умений и навыков; самостоятельная работа - интерактивный тренажер; практическая деятельность -  кейсы по работе с информацией; лабораторная работа, виртуальная лаборатория - симулятор, игра-симулятор; систематизация и обобщение - интерактивный справочник терминов и понятий, инфографик.

Использование электронных образовательных ресурсов цифрового образовательного контента является одним из условий создания информационно-образовательной среды. Информационно-образовательная среда школы позволяет перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении и повысить качество образовательного процесса. Построение учебного процесса на основе использования образовательных платформ предполагает изменение роли учителя  и ученика. Во-первых, происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации. Во-вторых, ученик занимает позицию активного участника учебного процесса, самостоятельного изучающего особенности образовательных платформ и использующего их для решения учебно-образовательной задачи урока.

Полезным для подготовки к урокам с использованием образовательных платформ являются поурочные планирования к урокам и методические рекомендации по их использованию  представленные в каталоге для учителей. Использование информационных образовательных платформ ЦОК в процессе обучения предполагает организацию деятельности учащихся с текстами, иллюстрациями, анимацией, видеофрагментами, аудио-фрагментами, схемами и моделями. В ходе работы учащиеся осуществляют чтение фрагментов текста, просмотр, иллюстраций и видеофрагментов, прослушивание комментариев к текстам и иллюстрациям, аудио-фрагментов (литературных текстов, музыкальных произведений), активизацию элементов (гиперссылок, фрагментов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов, иллюстраций и т.п.).

Включая информационные образовательные платформы ЦОК в процесс обучения, учитель может построить объяснение в режиме работы с интерактивной доской, в режиме презентации, организовать фронтальную работу учащихся или самостоятельную индивидуальную работу в классе или дома, а также самостоятельную групповую работу в классе по изучению нового содержания. Изображение объектов средствами виртуальной среды, приёмы компьютерного моделирования в обучении целесообразно использовать в следующих случаях: когда необходимо изучить или продемонстрировать процессы и явления, которые невозможно продемонстрировать с помощью других методов и приёмов. Использование цифровых фотографий, видеофильмов позволяет обучающимся активно включаться в учебный процесс.

Компьютерные демонстрации и модели различных процессов, явлений, объектов и экспериментов, позволяют глубже проникнуть в суть изучаемых явлений. Использование образовательных платформ ЦОК предполагает организацию деятельности учащихся по конструированию, решению задач с подсказками и без, выполнение упражнений с подсказками и без них, наблюдение за объектами, явлениями, процессами, выполнение практических и лабораторных работ, проведение учебного мини-исследования, выполнение тренажеров с подсказками и без них, с проверкой ответа.

В процессе работы с образовательными платформами ЦОК учащиеся выполняют действия по вводу текста с клавиатуры, переносу элементов в нужную ячейку, установлению соответствия между элементами множеств, выбору элемента из предложенного списка, группировке объектов, перемещению объектов для составления определенных композиций, совмещению объектов для изменения их свойств или получения новых объектов, объединению объектов связями с целью организации определенной системы, восстановлению правильной последовательности этапов процесса.

Включая практические виртуальные работы в процесс обучения, преподаватель может организовать работу учащихся с интерактивной доской под руководством преподавателя, самостоятельную индивидуальную практическую работу. Контрольные работы на образовательных платформах ЦОК  помогают проверить знания учеников и степень сформированности их умений, готовность к самостоятельной работе. Использование контрольных работ на образовательных платформах ЦОК предполагает организацию деятельности учащихся по решению задач и выполнению упражнений с возможностью самопроверки, а также конструированию различных объектов. В процессе самостоятельной работы обучающиеся выполняют: ввод текста с клавиатуры, выбор элемента из предложенного списка – однозначный или множественный, установление соответствия между элементами множеств. Деятельность с проверочными работами может быть организована в форме самостоятельной индивидуальной работы в классе с последующей проверкой результатов или самостоятельной работы дома с целью самоконтроля.

Приобретение данных компетенций возможно только на практике. Следовательно, большее внимание необходимо уделять практической направленности учебных материалов. Задача педагога сегодня: попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения по своему предмету. Постараться совместить традиционные умения по предмету и умения, составляющие IT-компетентность. На сегодняшний день существует множество бесплатных образовательных платформ, которые имеются в арсенале образования и обладают широкими возможностями организации обучения.

В цифровом образовательном контенте организован доступ к ведущим образовательным сайтам. Средства, реализуемые онлайн - платформами, позволяют организовывать разветвленную систему обратной связи, применять разнообразные инструменты для проверки знаний обучающихся, вести статистику и предвидеть результаты обучения как отдельного обучающего, так и всех, отслеживать динамику работы с материалами, видеть пробелы и успехи. Благодаря образовательным платформам педагог имеет больше возможностей для повышения качества обучения: своевременно корректировать предоставленные материалы для обучающихся; предоставлять учебную информацию в разных форматах (документах, картинках, презентациях, видео- и звукозаписях); применять удобные инструменты для проверки результатов обучения и др.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время огромное внимание педагогического сообщества направлено на формирование новых цифровых компетенций. Практически на любом предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим, познавательным и обучающим.

Опыт работы показывает, что в нынешних условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения. Непрерывное обучение - на чем будет строиться наше будущее. Непрерывное обучение и для учеников, и для учителей — отныне только при таких условиях мы вырастим образованное, эрудированное новое поколение.

Образовательные платформы ЦОК являются значительным инструментом для повышения качества образования, мобильности образовательного процесса, автоматизации рутинных задач. Подготовка к любому уроку с использованием информационно-компьютерных технологий кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала работа, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

 

Список литературы:

  1. Львович Я.Е. Использование информационных технологий в образовательном процессе, 2001.- № 3 с.32-34.
  2. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения / Б.П. Сайков. – М: БИНОМ, 2005.
  3. Хуторский А. На урок – к дистанционному учителю // Мир Internet, 2000.  № 8 с.26-29.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN