Организация взаимодействия семьи и школы - личностное взаимопонимание

Дата публикации: 2018-12-08 19:16:04
Статью разместил(а):
Гордеева Элеонора Викторовна

Организация взаимодействия семьи и школы - личностное взаимопонимание

Organization of interaction between school and family - personal understanding

 

Автор: Гордеева Элеонора Викторовна

Учитель начальных классов ГБОУ "Школа № 465", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: eleonora.slavianka@mail.ru

Gordeeva Eleanor Viktorovna

Primary school Teacher School № 465, St. Petersburg, Russia

E-mail: eleonora.slavianka@mail.ru

 

Аннотация: Работа с семьей - важное направление деятельности любого педагогического коллектива школы, которое обеспечивает рост качества воспитательно-образовательной деятельности. При организации взаимодействия необходим учет следующих факторов:

·      кто вступает во взаимодействие;

·      с какой целью осуществляется взаимодействие;

·      где, в каких условиях оно реализуется;

·      с помощью каких средств, методов и форм осуществляется взаимодействие.

Abstract: Working with family is an important direction of activity of any of the teaching staff of the school, which provides increased quality educational activities. When the interaction is required considerations:

·         who enters into interaction;

·         What is the purpose of interact; 

·         where the conditions in which it is implemented; 

·         by using any of the means, methods and forms of interaction.

 

Ключевые слова: Семья, школа, взаимодействие, модели, факторы.

Keywords: family, education, interaction, model, factors.

Тематическая рубрика: Свободные педагогические темы.

 

Семья в современных условиях - это очень часто источник самых разнообразных психолого-педагогических проблем. Всем известно, что не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему воспитания. А образовательное учреждение и призвано скорректировать все недостатки воспитания в семье. Педагогу необходима помощь в решении разнообразных проблемных ситуаций. Следовательно, необходимо владеть высоким уровнем психолого-педагогического знания в области семьи и организации бесконфликтных семейных отношений. Современный педагог-профессионал должен в совершенстве знать психологию и педагогику семьи, основы теории и методики работы с семьей. Он должен быть не только высоко квалифицированным специалистом-предметником, но и творчески работающим воспитателем, в совершенстве знающим своих детей, их проблемы, склонности, личностные ориентации, условия их жизни в семье.

Работа с семьей - важное направление деятельности любого педагогического коллектива школы, которое обеспечивает рост качества воспитательно-образовательной деятельности. При организации взаимодействия необходим учет следующих факторов:

·      кто вступает во взаимодействие;

·      с какой целью осуществляется взаимодействие;

·      где, в каких условиях оно реализуется;

·      с помощью каких средств, методов и форм осуществляется взаимодействие.

Термин «взаимодействие» все чаще стал использоваться в психолого-педагогической литературе. В словаре «Азбука психолога» даётся следующее определение взаимодействию: «контакт двух или более субъектов активности, который может носить любую форму, но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений, деятельностно-установочного личного настроя и т. п. Помимо этого, в социальной психологии термином «взаимодействие» описывают систему взаимовстречных действий, поступков, деяний, которые характеризуются причинно-следственным характером подобной активности двух сторон, участвующих в межличностном контакте: по сути дела, любое проявление активности одного из участников взаимодействия оказывается одновременно и стимулом очередного поведенческого акта другого и своего рода реакцией на предшествующие действия партнера или оппонента».

Установление межсубъектного, межличностного взаимосогласуемого общения можно определить содержание понятия. Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова определяет взаимодействие как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь». В таком взаимодействии все участники выступают как равноправные партнеры.

Цель такого взаимодействия - установление личностного взаимопонимания по определенному кругу проблем и задач. Взаимодействие начинается с общения, которое, в ходе своего развития выходит на деятельностный уровень. Таким образом, взаимодействие можно рассматривать как систему взаимосогласуемых действий всех субъектов общения, когда предпринимаемые действия одного обуславливают логику действий другого.

Понятие «взаимодействие» возможно рассматривать как категорию межличностную, особый вид общения, в котором активную позицию занимают все его участники: педагог, родитель, ребенок. Через систему специально выстраиваемых согласуемых всеми сторонами действий и обеспечивается взаимоприемлемый результат.

При организации общения с родителями обучающихся педагогу, по мнению многих авторов, следует учитывать этапы решения задач выстраиваемого взаимодействия:

·      достижение взаимопонимания на уровне взаимодействия между родителями и педагогами;

·      совместное выстраивание воспитательных действий, ориентированных на личность ребенка, в интересах его развития.

Отношения - это важнейший компонент взаимодействия. В качестве эталонного образца достигнутых взаимоотношений можно представить «сотрудническое взаимодействие». Параметры взаимодействия:

·      открытость характера общения, подтвержденное готовностью взаимодействующих сторон к открытому обсуждению проблем обучающихся;

·      стремление определять наиболее целесообразные пути жизненного, личностного и профессионального развития ребенка;

·      трехсторонняя субъектная позиция всех участников целостного педагогического процесса: педагог - родитель - обучающийся;

·      деятельностно-практическая направленность на своевременное разрешение возникающих проблем.

В сотруднической модели взаимодействия педагог-профессионал призван выполнять инициативно-стимулирующую функцию. Отсюда вытекает необходимость интенсивного наращивания профессиональной готовности педагога-профессионала к установлению эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса.

Одним из видов профессиональной компетентности считается готовность педагогов образовательных учреждений к работе с родителями обучающихся. Этот вид готовности особо актуален на сегодняшний день. Важность этой проблемы представлена в содержании стандартных государственных требований.

Готовность педагога к решению стоящих перед ним профессиональных задач выражается в:

·      мотивационной готовности педагога к решению возникающих на практике проблем;

·      готовности педагога к работе в малокомплектной школе;

·      готовности к различным видам воспитательной работы;

·      готовности к самообразованию;

·      готовности к педагогической деятельности;

·      готовности к конструированию ситуаций успеха для каждого обучающегося и др.

Современные авторы по данному вопросу предлагают варианты программ образовательно-воспитательного взаимодействия семьи и школы основанных на том, что каждый ребенок-личность. Эта модель взаимодействия школы и семьи способствовует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом: 

·       определение основных направлений взаимодействия школы и семьи;

·       разработка прогностической модели выпускника школы, которая позволит существенно повысить научную аргументированность решения самых разнообразных вопросов, прежде всего, вопросов преемственности воспитания в семье и образовательном учреждении с целью эффективного развития и образования учащихся;

·       определение уровня, на котором будет реализовываться модель взаимодействия школы и семьи;

·       определение возможных составляющие;

·       разработка этапов внедрения модели взаимодействия в практику образовательного учреждения;

·       выявление и ранжировка проблемы процесса взаимодействия образовательного учреждения и семьи, определить профессиональные, а также личностные запросы педагогов школы, родителей, учащихся;

·       планирование методической и научно-исследовательской деятельности различных звеньев и структур школы, учреждений дополнительного образования по решению проблем и в соответствии с запросами школы и семьи;

·       разработка систем стимулов деятельности.

 

Список литературы:

1. М.: Прайм-Еврознак, 2003  Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.

2. М.: Издательство Юрайт 2011г. Бороздина Г.В. Психология и педагогика.