Внеклассная работа как один из аспектов мотивации к изучению литературы

Дата публикации: 2018-12-22 02:59:42
Статью разместил(а):
Наливко Любовь Георгиевна

Внеклассная работа как один из аспектов мотивации к изучению литературы.

Работа с одаренными детьми.

Extracurricular activities as one of the aspects of motivation to study literature.

Work with gifted children.

 

Автор: Наливко Любовь Георгиевна

Учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ № 16» Дальнегорского городского округа.

E-mail: lnalivko@yandex.ru

Nalivko Liubov Georgievna

Teacher of Russian language and literature Secondary school № 16, Dalnegorsk urban district.

E-mail: lnalivko@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье я рассказала о внеклассной работе по литературе, которая является одним из аспектов мотивации к изучению данного предмета в школе; поделилась секретами работы над техникой выразительного чтения с одаренными детьми, условиями выбора произведений для чтения наизусть на конкурсах, методами тренировки памяти и результатами своей работы.

Annotation: In this article, I talked about the extracurricular work on literature, which is one of the aspects of motivation to study this subject at school; shared the secrets of working on the technique of expressive reading with gifted children, the conditions for the selection of works for reading by heart at competitions, methods of memory training and the results of their work.

Ключевые слова: литература, одаренные дети, творческие конкурсы, награды, мотивация, кружок, внеклассная работа, конкурсы, успех.

Keywords: literature, gifted children, creative competitions, awards, motivation, circle, extracurricular work, contests, success.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

В сельской глубинке наша школа является социокультурным центром, а литература - предмет, который учит добру, красоте, любви, истине, милосердию. Значит, мне, учителю, нельзя быть равнодушным, случайным человеком в жизни детей. Василий Андреевич Сухомлинский писал по этому поводу: “Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков". [1]Поэтому внеклассная работа по предмету является важным стимулом к повышению мотивации в обучении и самовоспитании детей.  

Повышение степени учебной мотивации — это процесс долгий, целенаправленный и очень важный. С этой целью рекомендуется использовать внеклассную работу, потому что она помогает формировать и развивать личность ребенка, вызывает у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации не только физических, но и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. А внеклассная работа - достойный инструмент в руках учителя, позволяющий развивать личность ученика  

Внеклассная работа проводится как для отдельных учащихся, так и для группы учащихся с целью удовлетворения повышенного интереса к предмету, а также для повышения положительной мотивации к учебе. Она способствует значительному повышению интереса к моим предметам не только у тех ребят, кто занимается в кружке и принимает самое активное участие в конкурсах, но и у их одноклассников, что свидетельствует о том, что внеклассная работа - мощное средство расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках. Доказательством этого является тот факт, что в этом году в олимпиадах по моему предмету участвовало 43% учащихся (я работаю в сельской школе, веду уроки в 5, 8,9 и 11 классах, в них обучается 37 человек).  

Во внеклассной работе с детьми важны следующие цели: 

  • формирование и развитие творческой личности учащегося; 
  • развитие познавательной активности; 
  • выявление творчески одаренных учащихся.  

Внеурочная работа по предмету решает следующие задачи: 

  • развитие интереса к предмету, углубление знаний; 
  • формирование творческой активности учащихся; 
  • формирование умения у учащихся самостоятельно работать со справочной литературой, Интернет источниками, подбирать материал для выступлений, конкурсов. [ 2,11 ] 

Для повышения мотивации в обучении мы используем разные формы внеклассной работы:  

  • научно-исследовательскую деятельность;  
  • предметные недели; 
  • олимпиады; 
  • кружки. 

Мои ученики пишут исследовательские работы по предмету («Односоставные предложения в стихотворениях поэтов - земляков»), участвуют в проектах («Литературные таланты села Тайги», «Сленг в школах России и Британии» и др.), принимают активное участие в предметных неделях, олимпиадах.

Но особое внимание мне хочется уделить результатам работы кружка «Художественное слово», которым я руководила 2 года и сейчас продолжаю заниматься с группой учащихся. Именно эта работа помогла мне выявить одаренных, талантливых чтецов, прославивших нашу школу далеко за ее пределами. 

Цели и задачи кружковой работы. «Основная цель литературного кружка состоит в эстетическом развитии школьника, соединении литературы и других видов искусства с практической деятельностью учащихся» [2, с. 141]. Потенциал художественно - исполнительской деятельности школьников реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия для самовыражения через звучащее слово, драматическую интерпретацию  

Задачи кружка можно сформулировать так: 

  • - возрождение традиций звучащего слова; 
  • - пробуждение интереса к чтению лирики и прозы; 
  • - воспитание литературного и художественного вкуса; [3, c. 51] 
  • - развитие навыков выступления перед аудиторией не только в школе, но и на сценах Домов культуры на конкурсах разного уровня: от школьного до Международного.  

Работа над выразительным чтением. Чтобы научить ребенка выразительно читать текст, необходимо добиться, чтобы он соблюдал интонацию, логические ударения, темп чтения, паузы, регулировал высоту и силу голоса. Нам в этом помогают готовые памятки о правильной работе с книгой, о выразительном чтении и о правилах прочтения (см. приложение №1). Кроме того, замечательным примером декламации стихотворений или чтения прозы являются наши известные актеры, мы при необходимости обращались и к просмотру видео.  

При обучении выразительному чтению важны следующие условия: произведение должно очень понравиться чтецу, он должен его прочувствовать, текст должен вызывать у него особенные ассоциации, знакомые ему, близкие по детским переживаниям. Например, детям подросткового возраста можно предлагать для конкурса тексты о школьной жизни, о дружбе, о трудностях и радостях школьной жизни и о зарождающейся любви… Детям постарше – произведения о войне или тексты на патриотическую тему. И детям любого возраста стихотворения и прозу о мамах, папах, бабушках, дедушках - о близких и любимых людях. В нашей школе традиционными стали конкурсы ко Дню матери и Дню Победы, в них участвуют талантливые чтецы из всех классов. 

На занятиях кружка мы знакомились со следующими методами тренировки памяти: 

      • чтение текста вслух; 
      • запись фрагментов текста на бумаге; 
      • чтение нараспев; 
      • использование ассоциаций; 
      • заучивание методом снежного кома; 
      • написание шпаргалки - напоминания; 
      • повторение текста или стихотворения на ночь. 

Во время репетиций необходимо помочь чтецам с подбором мимики, жестов, объяснить, как вести себя на сцене. Вместе с детьми нужно отметить в тексте паузы, повышение - понижение интонации. 

Если работа идет над прозаическим произведением, то важно помочь детям усвоить фабулу произведения, выделить главные и второстепенные события. Подсказать, что при чтении завязки необходимо заинтриговать слушателей, во время изложения основного содержания надо постоянно держать их в напряжении, чтобы они могли пережить происходящее вместе с героями. Во время кульминации надо читать так, чтобы слушателю не терпелось узнать самое главное, а во время развязки читать спокойно: переживания закончились.  

При работе над стихотворным произведением объяснить, что необходимо соблюдать конец строки, единство строки (слова в ней спаяны), учитывать авторские ударения, потому что от этого зависит ритм стихотворения. Ведь искусство чтения стихотворений состоит в том, чтобы соединить чувство, слово, мысль автора и мелодику стиха.  

Серьезный труд ребят над выразительным чтением, над изучением памяток по работе с текстом и правил поведения на сцене привел к тому, что в нашей школе появились «звездочки», которыми гордятся школа, учителя и родители. Эти одаренные, талантливые школьницы показывают высокие достижения в конкурсах разного уровня.  

Многие мои ученики достигли значительных успехов во внеклассной работе - занимали призовые места на различных конкурсах и даже получали именные стипендии Губернатора Приморского края. 

В этом учебном году с учащимися 5 класса мы написали уже целую книгу из 13 сказок, сочиненных детьми.  

Как мои ребята достигли таких результатов? Конечно, и им, и мне необходимо было приложить немало усилий, терпения, знаний для того, чтобы эти выступления состоялись. Этому способствовала и большая работа с родителями, которые всегда шли навстречу.  

 

Литература:

1. Статья «Внеклассная работа по литературе как один из аспектов воспитательной работы» 

2. Методика преподавания литературы. В 2ч. - Ч.2.Внеклассная работа по литературе / Под редакцией О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман Просвещение, Владос, 2005.

3.Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М., 1974).