Мультфильм как средство духовно-нравственного воспитания детей
Мультфильм как средство духовно-нравственного воспитания детей
Cartoon as a means of spiritual and moral upbringing of children
Автор: Мышкина Елена Афанасьевна
Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦИКТ»
E-mail: eamyichkina@mail.ru
Myshkina Elena Afanasyevna
Teacher of additional education "CICT"
E-mail: eamyichkina@mail.ru
Аннотация: В статье ведётся речь о формировании духовно-нравственных качеств детей с помощью создания своих мультфильмов.
Abstract: The article is talking about the formation of spiritual and moral qualities of children by creating their own cartoons.
Ключевые слова: проектная технология, детская мультипликация, мультфильм.
Keywords: design technology, children's animation, cartoon.
Тематическая рубрика: Свободные педагогические темы.
"Годы детства – это прежде всего воспитание сердца"
В.А. Сухомлинский
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Воспитание играет важную роль в развитии ребенка. Для многих родителей процесс воспитания вызывает трудности, так как сегодня огромное количество информации находится в общем доступе, а эта информация не всегда является полезной и нужной детям. В связи с этим, у детей могут появиться другие ценности в жизни, поэтому современным родителям и педагогам сложнее воспитывать в детях нравственные качества. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Целенаправленному развитию нравственных качеств могут помочь мультфильмы, созданные своими руками на занятиях.
Уровень представлений детей о нравственности и духовности во многом зависит от того, какое содержание отобрано для изучения, какие методы используются, какие формы деятельности организуются.
Все дети любят мультфильмы. А кто делает мультфильмы? Люди, которые называются «художники-аниматоры». Они могут оживить нарисованного мальчика, и он побежит, пластилиновая ворона взлетит и закаркает, а простой кубик поедет сам собой.
С появлением современных технологий увлекательный мир анимации широко распахнул двери для всех желающих. В настоящее время познать азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающего режиссёра, может каждый ребенок на занятиях в Мультстудии «Живые кадры».
Создавая анимационный фильм, ребенок становится художником, сценаристом, режиссером, актером, оператором и даже монтажером, учится договариваться с другими, взаимно согласовывать действия, добиваться общего результата. Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина; из бумаги делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами; рисуя песком или красками по стеклу, можно изучать свойства и технические возможности художественных материалов. Это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества.
Каждый мультфильм представляет собой своеобразный проект. Проектная деятельность ставит ребенка в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную предметную деятельность. В результате ребёнок переносит приобретенный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми на свои поступки в реальной жизни.
Когда мы начинаем работу перед нами стоит цель: «Создать мультфильм» в определенной технике. - Будем создавать. - А что нам для этого нужно?». Дети обсуждают что главное, зачем и в какой последовательности будут создавать мультфильм. После обсуждения обычно выясняется, что самое главное в мультипликации это создать сценарий. Обычно дети младшего школьного и дошкольного возраста не могут сами придумать сценарий и нужно им в этом помочь найти выход (но паузу на осмысление и придумывание сценария обязательно выдержать, некоторые могут и придумать). В этом нам помогают отечественные мультфильмы, сказки, песни, придуманные рассказы и сказки по рисунку, поделке и др….
Дети от природы обладают синкретичным мышлением, в котором разнородные представления об окружающем связываются друг с другом. Это выражается в стремлении находить связи между самыми разнородными явлениями, создавать невероятные гипотезы о причинах событий и т. д.), поэтому возникают интересные истории для сценария.
Из каждой предложенной истории, я стараюсь выделить и обратить внимание детей на поступки и проступки, отношения и чувства. Рассказываем о маме: какая она, что мы чувствуем к ней, как можем выразить свою любовь.
Сочиняем сказку: о чем наша сказка, какую главную мысль мы хотим донести до зрителя.
Рассказываем о явлениях природы: какими их видим, чем они хороши и др.
Самое главное направить детскую мысль на общечеловеческие ценности и качества.
Отправной точкой для написания сценария является обсуждение сюжета или ее наиболее ярких эпизодов. В процессе обсуждения дети учатся анализировать характеры и поступки персонажей, делать выводы, в том числе, об их духовно-нравственных качествах: о добре и зле, дружбе, труде, отношение к Родине. Из этих маленьких «кирпичиков» и строится воспитание детей.
Дальнейшая коллективная работа направлена то, что дети научатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; получат возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
Например, для создания мультфильмов ко Дню матери, мы с детьми вспомнили мультипликационные фильмы о мамах, обсудили какие они, о чем будет наш мультфильм. Решили снимать на песню о маме. Дети рисовали портреты своих мам, рассказывали о них. И родился в результате мультфильм - подарок. Каждый приложил руку к созданию доброго мультфильма о мамах.
После создания сценария (а это половина работы). Важно обсудить, каким видят героя (героев). Перед созданием образов рассматриваем фотографии, иллюстрации и рисунки с различными вариантами изображения этих персонажей, отличающиеся манерой исполнения, техникой, использованием художественных материалов.
В процессе продуктивной деятельности, ребёнок фантазирует, экспериментирует, продумывает наиболее яркий образ и характер героев, передаёт их внешнее окружение. И опять обращаю внимание на нравственные качества персонажей, на поступки и действия. Добродушие, злобность, веселье все это выражается через мимику героя. Поэтому перед созданием героев, необходимо сделать эскизы. Обычно в процессе съёмки и монтажа дети решают, что необходимо изготовить ещё. И пока мультфильм не записан, он продолжается и совершенствуется.
Самое интересное для детей - съёмка. Чтобы в процессе съемки дети приучались к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий необходимо распределение ролей и соблюдение правил съёмки. Беру на себя роль режиссёра и руковожу всем процессом. Один из детей, выполняющий роль оператора, осуществляет постоянный контроль качества отснятых кадров. Остальные дети – аниматоры - осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.
Такая совместная работа сплачивает коллектив, дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело». Дети становятся добрее, отзывчивее, заботливее и, ответственнее за свою работу.
Озвучивание мультфильма осуществляется по эпизодам. Перед этим целесообразно предложить «актерам», озвучивающим персонажей, провести театрализацию отрывка с целью погружения в роль и поиска выразительных средств интонирования. Дети участвуют в выборе фоновой музыки в соответствии с сюжетом создаваемого мультфильма.
Этим мы занимаемся сейчас при съёмке пластилиновых мультфильмов. Когда записывается звук очень важно говорить четко и выразительно. Когда записали звук, прослушиваем всей группой и выбираем лучших дикторов. Все дети считают, что очень хорошо говорят, но после записи слышат свои промахи. И обычно решают доверить это дело тому, у кого это хорошо получается.
Передвигая персонажей, дети наделяют их душевными качествами, перевоплощаются в них, становятся участником этого действа-игры, привносят элементы импровизации, спонтанно варьируют развитие событий. Показываю отснятый материал детям, поскольку только тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятна.
Монтаж выполняется взрослым. Фотокадры переносятся на компьютер, с помощью специальной программы задаётся движение и накладываются звуковые файлы. Детям представляется готовый продукт их совместной работы.
Дети подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу. И даже могут переснять мультфильм если он их не устроил. Дети учатся доводить начатое дело до конца – это очень важное умение.
Мультфильмы – это прекрасный способ для ребенка изучить что-то новое. Безусловно, невозможно решить все проблемы воспитания и обучения с помощью одних мультфильмов. Это всего лишь один из вариантов воспитания, но довольно действенный.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей.