Роль приемной семьи в социализации ребенка-сироты
Роль приемной семьи в социализации ребенка сироты
The role of the foster family in the socialization of orphans
Автор: Суханова Светлана Александровна
Педагог-психолог ГКУСО РО «Таганрогский центр помощи детям № 3»
E-mail: sergsyxanov@yandex.ru
Sukhanova Svetlana Alexandrovna
Taganrog Centre to help children № 3
E-mail: sergsyxanov@yandex.ru
Аннотация: в статье затрагивается вопрос о социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем жизнеустройства их в приемную семью.
Annotation: the article touches upon the issue of socialization of orphans and children left without parental care by their life arrangement in a foster family.
Ключевые слова: социализация, приемная семья, сопровождение.
Keywords: socialization, foster family, support.
Тематическая рубрика: свободные педагогические темы.
Негативной характеристикой современного общества является рост количества подростков, лишенных родительского попечения и воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа. События, происходящие в нашей стране, обнажили множество проблем детства, которые непосредственно влияют на воспитание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в помощи.
Защита прав детей сирот организована в России в большом объеме. Ребенок, который временно или постоянно лишен семейного окружения или не может больше оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, в Российской Федерации реализация этого права предусматривает создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития осиротевших детей, подготовки их к самостоятельной жизни.
В настоящее время, интернаты не являются полностью закрытыми, но частичная изоляция детей от общества, его культурных ценностей сохраняется. Комплекс проблем, существующих сегодня в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует стойкому проявлению у них социальной неустойчивости, тревожности, незащищенности, конфликтности, неспособности к коммуникации. Затруднено развитие представлений о культуре социального семейного и межличностного общения и ознакомления ребенка с социальными ролями всех членов полноценной семьи, отсутствует ощущение семейной защищенности.
В то время как ученые и специалисты-практики разрабатывают и применяют инновационные методы реабилитации, результаты социализации в силу отсутствия субъектов полноценного семейного воспитания неутешительны. Проблема заключается в том, что после выпуска из интернатного учреждения сироты лишаются привычного, безопасного окружения, четкого распорядка организации жизни, что приводит к неуспешной адаптации в самостоятельной жизни. Причинами этого являются недостаток эмоционально-близких отношений, личностного освоения пространства и времени, что обусловлено объективными параметрами социальной ситуации развития интернатных учреждений.
В связи со сложившейся ситуацией в России, альтернативой государственным воспитательным учреждениям всё большую значимость приобретают формы устройства детей в семьи. Семья представляет собой незаменимый институт социализации ребёнка, позволяющей ему овладеть базовыми социальными ролями. Из всех форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более приоритетной является семейная, когда по заказу и под контролем соответствующих органов. При этом из всех видов замещающих семей наиболее приоритетной представляется приемная семья, через которую наиболее эффективно реализуется социальная реабилитация и адаптация детей в социуме.
Сущность и содержание понятия социализации ребенка-сироты в приемной семье раскрывается базовым определением социализации как процесса приобщения, освоения моральных и правовых норм того общества, к которому он принадлежит, приспособления индивида к изменяющимся условиям окружающей среды, которое обеспечивает формирование комплекса психических реакций, определяющих адекватное поведение индивида и эффективное взаимодействие с непривычной средой существования. Это объективный и регулируемый процесс включения ребенка в новую семью, поиск новых взаимоотношений и необходимости взаимного приспособления.
Ребенок, попавший в приемную семью, становится активным участником воспроизводства социального опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми. По мнению специалистов, особое место в этой стратегии должны занять компетентность приемных родителей. А для этого необходимо осуществить сопровождение приемной семьи. Социализация ребёнка во многом зависит от его взрослого окружения. Мало создать приёмные семьи, их ещё и надо сохранить, чтобы не нанести ещё одну душевную травму ребёнку, преданному кровными родителями.
Сопровождение приемных семей прежде всего ориентировано на ребенка и на связи между ребенком и его приемными родителями. Сопровождение должно быть постоянным и осуществляться командой специалистов, которые не должны вмешиваться в жизнь замещающей семьи, но они должны стать для семьи необходимыми, чтобы в их советах и рекомендациях нуждались. В работе за каждой приемной семьей закрепляется основная команда специалистов: социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, при необходимости подключаются ряд других специалистов. Сопровождение должно быть четко спланировано и организовано. Ключевое событие в сопровождении заключается в оказании замещающей семье всесторонней помощи.
Очень важны самые первые дни пребывания ребенка в семье. Попасть из одной ситуации, пусть самой плохой, но привычной, в другую, может быть, лучшую, но пока неопределённую для ребёнка, страшно. Ситуацию необходимо сделать предсказуемой. Родители должны знать, что быстрых результатов не будет. Многие будущие родители, имея опыт воспитания собственных детей, пытаются его перенести на приёмных. Адаптация проходит в течение нескольких лет. В психолого-педагогической литературе принято выделять следующие аспекты адаптации ребенка в приемной семье: адаптация к образу жизни семьи (интерьер, режим жизни, преобладающие настроения, стереотипы, интересы, типичный социально-психологический и семейный микроклимат); адаптация к другим членам семьи, их близким и знакомым; адаптация ребенка к нормам и ценностям семьи (нравственным, трудовым, эстетическим); адаптация ребенка к традициям семьи (к привычным видам деятельности, обрядам, ритуалам, праздникам).
Процесс формирования межличностных отношений в семье длительный. Детям очень непросто научиться проявлению родственных чувств к членам семьи, к родственникам. Совсем по-особому строятся отношения с одноклассниками. Приемные родители отмечают сложности при формировании основных социальных навыков, ведь в семье, у ребёнка есть не только права, но и обязанности. Многие дети не владеют элементарными навыками самообслуживания: не могут заваривать чай, стирать грязную одежду самостоятельно, не умеют пользоваться бытовыми приборами и т.д. А ведь по достижению совершеннолетия дети начнут вести самостоятельную жизнь.
Социализация ребёнка во многом зависит от его взрослого окружения, от качества среды. Анализируя деятельность взрослых, обнаруживаем проблему недостаточной подготовленности взрослых к эффективному общению с детьми. Большинство детей, переживших в той или иной мере психологическую травму, привыкли к неудачам, потеряли доверие к окружающим, неадекватно реагируют на воспитательную ситуацию. Вектор воспитательной деятельности в приёмных семьях, прежде всего, направлен на подготовку детей к самостоятельной жизни. Это и развитие в детях самопознания, позитивного отношения к самому себе, эмоционально – волевой сферы личности, нравственно – правовой культуры и ответственности; создание условий приобретения социального опыта; разъяснение социальных ценностей и жизненных смыслов. На встречах, семинарах, проводимых с приёмными родителями, а в последнее время и с патронатными воспитателями, определяются наиболее значимые компоненты воспитательной деятельности в семье, направленные на подготовку детей к самостоятельной жизни.
Самое широкое понятие социализации - становление личности, которое предполагает не только сознательное усвоение готовых форм и способов жизни в обществе, но и выработку при помощи взрослых собственных ценностей, жизненной траектории, стиля жизни. Если же родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения, то усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству), а также такие проявления личности как, мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм. Только в двухстороннем процессе изменения – приемного ребенка и семьи - можно происходить полноценная социализация Таким образом, каждый ребенок ищет свой путь защиты от неблагоприятных внешних воздействий.
Установлено, что проживание ребенка-сироты в приемной семье, по сравнению с интернатными формами устройства, имеет ряд преимуществ. Дети-воспитанники приемных семей в целом справляются со школьной программой; вовлечены в трудовую деятельность; обладают бытовыми навыками; имеют опыт совместного времяпровождения в кругу семьи; учатся распоряжаться личными материальными средствами и планировать бюджет; демонстрируют корректную трудовую мотивацию и цели, вполне ориентированные на успешную адаптацию в социуме. Большинство воспитанников приемных семей не проявляют признаков асоциального поведения в школе, девиантных привычек, имеют благоприятные условия для воспитания и социализации. Соответственно, воспитание ребенка сироты в условиях приемной семьи способствует более успешной социализации ребенка, и приемная семья в целом эффективно выполняет свои социализирующие функции.