Основы и мотивация ведения здорового образа жизни
Основы и мотивация ведения здорового образа жизни
The basis and motivation for healthy lifestyles
Авторы:
Петина Наталья Михайловна
Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», г. Курск, Россия
e-mail: banned86@yandex.ru
Petina Natalya Mikhaelovna
Secondary school №13, Kursk, Russia
e-mail: banned86@yandex.ru
Котенко Ольга Викторовна
Учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», г. Курск, Россия
e-mail: chaplygi-olga@yandex.ru
Kotenko Olga Viktorovna
Secondary school №13, Kursk, Russia
e-mail: chaplygi-olga@yandex.ru
Аннотация: Перед системой образования поставлена конкретная задача – создать такие условия обучения в школе, чтобы ребенку было комфортно и психологически, и физически; чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
Abstract: the educational system specific task is to create such conditions in school that the child was comfortable and psychologically and physically; to be applied to each student an individual approach, minimising health risks in the learning process.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, школьник, мотивация.
Keywords: healthy lifestyle, schoolboy, motivation.
Тематическая рубрика: Свободные педагогические темы.
"Здоровье – это драгоценность, и притом единственная,
ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов
и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей своей жизни,
поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной."
М. Монтень
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%); стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников; резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.
В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения.
Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Не зря люди при встречах, в праздничных тостах желают здоровья себе и окружающим. Но зачастую вспоминают о сохранении здоровья только в минуты его ухудшения или болезни. А все потому, что люди не заботятся о здоровье.
Что такое здоровье? По определению античного римского врача К.Галена, «это состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельности...» Здоровье есть сама жизнь, с ее радостями и тревогами. По определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Здоровое поколение является прочной основой развития государства.
Современный ритм жизни, недостаточный уровень культуры, отсутствие необходимых социально-экономических условий, неблагополучие многих семей, ослабление иммунитета, генетические нарушения, плохая экологическая обстановкой в стране и отдельных регионах и многие другие факторы не способствуют формированию у населения устойчивой привычки к систематическому сохранению и укреплению своего здоровья.
Здоровый образ жизни – комплексное понятие, включающее в себя множество составляющих. Сюда входят все сферы человеческого существования – начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на полное изменение прежних привычек, касающихся еды, режима физической активности и отдыха.
Объяснить, что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ) в нескольких словах невозможно. Согласно официальному определению, это образ жизни, направленный на укрепление здоровья и предупреждение заболеваний. Сторонники ЗОЖ как философско-социологического направления рассматривают данное понятие как глобальную проблему и составную часть общественной жизни. Имеются другие аспекты понятия ЗОЖ – психолого-педагогический, медико-биологический, однако резкого разграничения между ними нет, поскольку все они решают одну задачу – укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни – предпосылка и необходимое условие для:
- Полноценного развития самых разных сторон человеческой жизнедеятельности;
- Достижение человеком активного долголетия;
- Активного участия человека любого возраста в социальной, трудовой, семейной деятельности.
Интерес к данной теме возник сравнительно недавно (в 70-х годах XX века) и был связан с изменением образа жизни современного человека, увеличением продолжительности жизни, глобальным изменением среды обитания людей, возрастанием влияния экологических факторов на здоровье человека.
В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:
- отказ от вредных привычек;
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции;
- высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
Как вести здоровый образ жизни? Для начала следует пересмотреть режим дня. Ни один график здоровой жизни не может включать в себя отход ко сну после полуночи и пробуждение в 2 часа дня по выходным. Если вам не хватает времени на дела в течение суток, нужно либо уменьшать количество дел, либо выполнять их быстрее. Для этого нужен систематический подход к распределению времени.
Рациональный режим труда и отдыха предполагает разумное чередование периодов физического и умственного напряжения с периодами полного расслабления. Другими словами – сон должен быть полноценным (7-8 часовым для взрослого человека) и таким же полноценным должен быть отдых в выходные дни.
Любые рекомендации по здоровому образу жизни обязательно включают в себя советы по рациональному питанию.
Здоровое питание – понятие очень обширное (об этом написаны объёмные научные труды), однако основные принципы рационального подхода к пище следующие:
- Ограничение животных жиров;
- Существенное ограничение животной белковой пищи (рекомендуется употреблять в основном диетические сорта мяса – птицу, кролика);
- Включение в меню повышенного количества растительных продуктов;
- Исключение из повседневного рациона «быстрых» углеводов – сладостей, сдобы, газировки, фаст-фуда, чипсов и прочей «мусорной» еды;
- Переход на дробное питание (небольшое количество пищи за один прием);
- Исключение позднего ужина;
- Питание только свежими продуктами;
- Оптимальный питьевой режим;
- Оптимизация количества еды – оно должно соответствовать затратам энергии;
- Исключение алкоголя, ограничение кофе и крепкого чая.
Пища должна быть исключительно натуральной и содержать все необходимые макро- и микроэлементы, витамины. Желательно, чтобы индивидуальный режим питания был составлен врачом-диетологом.
Разумная пропаганда здорового образа жизни обязательно включает в себя пункты, касающиеся физической активности. Достижения науки и техники значительно облегчили жизнь человека, но при этом существенно сократили его двигательную активность. Люди все меньше ходят пешком: сейчас можно заказывать и получать товары и продукты, не покидая дома.
Однако для сохранения функционального статуса организма движение просто необходимо. Начинающим практиковать здоровый образ жизни следует уделять физическим упражнениям хотя бы 30 минут в день: двигательная активность – один из основных факторов, влияющих на здоровье человека. Какой именно разновидностью физической активности заниматься – каждый решает сам, в соответствии со своим возрастом, темпераментом и возможностями.
Курение, спиртные напитки, вредные пищевые пристрастия (солёная пища, чипсы, сладости, газировка) – всё это факторы, разрушающие здоровье. Здоровая и осознанная жизнь предполагает категорический отказ от вышеперечисленных «удовольствий» в пользу более здоровых вариантов. Отказ от вредных привычек – ключевой пункт для всех адептов ЗОЖ – то, с чего следует начинать практику.
В список факторов, способствующих укреплению здоровья, обязательно входят процедуры по укреплению организма и закаливанию. Повышение иммунного статуса – комплексное мероприятие, требующее поэтапного и терпеливого воплощения. Укрепить организм можно с помощью аптечных препаратов, повышающих защитные силы (элеутерококк, настойка женьшеня), домашних фитопрепаратов, а также посредством закаливания.
Закаливание – не обязательно купание в проруби и обливание холодной водой. Для начала подойдет обычный контрастный душ: при этом перепад температур на начальном этапе может быть минимальным. Закаливание тела повышает иммунный статус, укрепляет сосудистую систему, стимулирует вегетативную нервную систему и поднимает общий тонус организма.
Обязательно нужно следить за состоянием психики и нервной системы. Волнение, стрессы, напряжение, раздражительность – прямые причины раннего старения. Кроме того, нервозное состояние негативно влияет на физиологические процессы и способствует патологическим изменениям в тканевых и клеточных структурах организма. И ещё одно – если уж вы злитесь и нервничаете, делайте это открыто, не копите отрицательные эмоции в себе.
Настоящую заинтересованность в здоровье, в активной жизненной позиции своих учащихся способен передать только по-настоящему заинтересованный в укреплении здоровья школьников педагог, воспитанный на основах гражданственности и социальной ответственности, активный сторонник здорового образа жизни.
Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей здорового образа жизни позволяют нам определить собственное понимание мотивов здорового образа жизни.
Процесс формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни у школьников целесообразно рассматривать, как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов, проявляющихся в сотворчестве. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера школьника, его ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс.
Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формировать цели, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и общественного здоровья. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнёрском взаимодействии детей и педагогов. Так определил действующий президент РФ Путин В.В.: «Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех»
Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями. Это и есть фундаментальное ядро в формировании мировоззрения учащихся на принятие здорового образа жизни, а воспитание происходит в результате ежедневного кропотливого труда. Задача педагога – тщательно спланировать воспитательный процесс, направив его в нужное русло.
Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и объединяющей как учебную, так и в не учебную деятельность учащихся, семью и образовательное учреждение. Необходимо совершенствовать процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, формировать их готовность работать в условиях личностно-ориентированного обучения. Одной из задач российской педагогики является усиление пропаганды идеи сохранения и укрепления здоровья детей, которая должна стать национальной идеей и объединить все слои общества.
Хочется закончить статью словами Вильяма Шекспира: «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья». Будьте здоровы!
Список литературы:
1. Великанова Л. К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. — Новосибирск: Изд-во НГГТУ, 1993.
2. Волынская Е. В. Гигиенические основы здоровья. — Липецк, 2000.
3. Горшков А. И., Липатова О. В. Гигиена питания. — М.: Медицина, 1987.
4. Засядько Ю.П. “Основы безопасности жизнедеятельности” - “Экстремум”, Волгоград 2005 г.
5. Каневская Л. Я. Питание школьника. М.: — Медицина, 1989.
6. Кардашенко В. Н. и др. Гигиена детей и подростков. — М.: Медицина, 1988.
7. Лаптев А. П., Полиевский С. А. Гигиена. — М.: ФиС. 1990.
8. Минх А. А. Обшая гигиена. — М.: Медицина, 1984.
9. Титов С.В., Шабаева Г.И. “Тематические игры по ОБЖ” - М.:ТЦ Сфера, 2003.
10. Здоровье в руках человека. В.И. Захаров, Кишинев.: «Штиинца», 1975г.