Проблемы семьи в образовании и воспитании детей с ОВЗ, их социализации
Проблемы семьи в образовании и воспитании детей с ОВЗ, их социализации
Family problems in education and upbringing of children with HIA, their socialization
Автор: Миронова Татьяна Викторовна
ГБОУ Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Центр «Дар», г. Реж, Россия
E-mail: tamira-62@mail.ru
Mironova Tatiana Viktorovna
The state budgetary educational institution of Sverdlovsk region implementing the adapted basic educational programs "The center "Dar", Reg, Russia
E-mail: tamira-62@mail.ru
Аннотация: в данной статье описываются основные проблемы, с которыми сталкиваются в семье родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в воспитании и обучении.
Abstract: this article describes the main problems faced by parents of a child with disabilities in the family, in education and training.
Ключевые слова: родители, служба ранней помощи, узкие специалисты, педагоги, социализация, адаптация.
Keywords: parents, early care service, narrow specialists, teachers, socialization, adaptation
Тематическая рубрика: Свободные педагогичекие темы.
Каждый ребенок приходит на землю со своей миссией, уникальными возможностями и способностями, а взрослым необходимо поддержать его, развивать способности, помогать во всем. Особое внимание привлекают дети с ограниченными особенностями здоровья. Чтобы социализировать особого ребенка к дальнейшей жизни, необходимы определенные знания, настойчивость, терпение, понимание, вера, надежда, умение видеть незначительные изменения и их развивать. Положительные эмоции – главная составляющая в работе с особыми детьми, они обязательно появляются, если родители любят, понимают, уважают своего ребенка, принимают таким, какой он есть. Важно идти планомерно, шаг за шагом вместе со своим ребенком, поддерживать его и радоваться с ним положительным изменениям.
Большую роль в решении проблем семьи в воспитании и обучении детей с ОВЗ играют общественные организации, такие, как школа, ПМПК. На обследовании ПМПК специалисты помогут выявить возможности и способности ребенка, дать необходимые рекомендации, на что обратить внимание. Специалисты сопровождения составляют индивидуальную программу для развития ребенка, помогают родителям в социализации и адаптации детей в обществе. Консультации логопеда раскроют перспективы для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья, консультации детского психолога помогут в развитии психических функций.
Кроме того, для социализации детей с ОВЗ в помощь родителям работает служба ранней помощи от нуля до шести лет. Такая служба поможет ребенку и его родителям лучше подготовиться к обучению в школе.
Чтобы обучение в школе имело положительные результаты, родителям необходимо быть открытыми к общению, внимательными к советам учителя, помогать ребенку успешно усваивать школьную программу в содружестве и тесном контакте с учителем.
Важное значение, несомненно, имеет и обстановка, создавшаяся внутри семьи. Принимают ли ребенка с ограниченными возможностями здоровья таким, какой он есть, видят ли перспективы в его развитии, обучаются ли родители самостоятельно, чтобы помочь ребенку в его социализации в обществе, создают ли комфортные условия для развития? Эти и другие вопросы являются основополагающими в решении проблем семьи в воспитании и обучении детей с ОВЗ и их адаптации.
При этом хороших результатов можно достичь, начиная заниматься с детьми с раннего детства и уделяя им должное внимание. В семье особого ребенка можно научить с детства простейшим гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания, правилам сосуществования в семье, так как семья – это ячейка общества. С ребенком с ОВЗ родители могут при желании посещать театры, цирк, а также осуществлять экскурсии в магазины, детские библиотеки, на почту и в другие места общественного пользования. Благодаря семейному воспитанию дети могут научиться правильно вести себя в общественных местах, понимать, что происходит вокруг, узнавать окружающие предметы и т.д. Родители могут беседовать с детьми на различные темы, мотивировать их к обучению.
Сотрудничая со школой, заинтересованные родители посещают родительские собрания, родительский всеобуч, участвуют в мероприятиях, помогают организовывать экскурсии с детьми, участвуют в проектных неделях.
В «Центре «Дар» г. Режа в помощь родителям активно работает проектная группа по сопровождению, создающему условия для согласованного взаимодействия семьи и школы. В декабре 2018 года группа провела проектную неделю по работе с родителями. В рамках недели в музее «Центра «Дар» были проведены уроки для родителей об истории создания музея, его экспонатах, уникальных находках. Завершило неделю общешкольное родительское собрание: «Неразлучные друзья – взрослые и дети», на котором обучающиеся Центра продемонстрировали родителям свои творческие способности и таланты, также до родителей была доведена информация о том, как важно доверие и взаимопонимание между детьми и взрослыми, что родители в этом деле – самые главные помощники педагогов. Не обошли внимание не менее важные и насущные вопросы медиабезопасности детей. Кроме того, родители получили буклеты о новогодних площадках на период школьных каникул для организации совместного отдыха с детьми.
В целом проектная неделя прошла продуктивно и плодотворно и оставила массу впечатлений и, конечно, положительные эмоции. Но самое главное в том, что проектная неделя сплотила всех субъектов образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей, что несомненно впоследствии приведет к дальнейшему активному сотрудничеству в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подводя итоги, можно сказать, что родители для себя должны еще в раннем детстве ребенка выявить те проблемы, которые необходимо решить для дальнейшей социализации детей с ОВЗ. Исходя из вышесказанного можно перечислить несколько путей решения проблем, возникающих у родителей, а именно: своевременно выявить имеющиеся трудности у ребенка, а также определить возможности и пути к их преодолению; родительский всеобуч; обучение с помощью информационных технологий; получение консультаций от узких специалистов; тесное сотрудничество с педагогами школы, где обучается ребенок. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть готовы к тому, что для достижения результата понадобится неограниченный отрезок времени, поэтому придется постоянно работать над собой, так как понадобится терпение, выдержка, большой труд, самоотверженность.
Надо помнить, что для достижения чего-то очень важного, не бывает легких путей, а дети – самое важное, что может быть у каждого из родителей. Поэтому цель оправдывает средства. И тоненькая ниточка, связывающая детей и взрослых в единое целое, перерастет в мощную силу. И педагоги в этом вопросе – надежные помощники родителей.