Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Формирование коммуникативной компетентности в конфликтном взаимодействии

Дата публикации: 2019-01-28 19:18:08
Статью разместил(а):
Полищук Полина Эдуардовна

Формирование коммуникативной компетентности в конфликтном взаимодействии участников образовательного процесса в рамках деятельности школьной службы примирения

Formation of communicative competence in the conflict interaction of participants in the educational process in the framework of the school reconciliation service

 

Автор: Полищук Полина Эдуардовна

Учитель истории и обществознания МОУ СОШ №1, г.о. Богданович, Свердловская область.

E-mail: polina-p1991@yandex.ru

Author: Polishchuk Polina Eduardovna

Teacher of history and social sciences, School №1, Bogdanovich, Sverdlovsk region.

E-mail: polina-p1991@yandex.ru

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются методы деятельности, направленные на формирование коммуникативной компетентности у участников общеобразовательного процесса. Повышение коммуникативной компетентности позволяет сократить количество конфликтных ситуаций, установить взаимоотношения, основанные на принципе сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия.

Abstract: This article discusses the methods of activity aimed at the formation of communicative competence among participants in the general educational process.  Increasing of communicative competence can reduce the number of conflict situations establish relationships based on the principle of cooperation and conflict-free interaction.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, конфликт, профилактика.

Keywords: communicative competence, conflict, prevention.

Тематическая рубрика: Свободные педагогические темы.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Формирование коммуникативной компетентности в конфликтном взаимодействии участников образовательного процесса в рамках деятельности школьной службы примирения» учителя истории и обществознания МОУ СОШ №1, г.о. Богданович, Свердловская область, Полищук Полины Эдуардовны.

Статья Полищук П.Э. посвящена вопросам формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве детей со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. Рассматриваются методы деятельности, направленные на формирование коммуникативной компетентности у участников общеобразовательного процесса, что позволяет сократить количество конфликтных ситуаций, установить взаимоотношения, основанные на принципе сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия.

Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку основная тенденция изменений, происходящих в настоящее время в системе образования, отражает направленность на гуманистические ценности, коммуникативную культуру, процессы развития и самоактуализации личности каждого участника образовательного процесса. Согласно ФГОС одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование коммуникативной компетентности.

Особенностью подхода автора является применение игротехнологий в формировании коммуникативной компетенции в рамках деятельности школьной службы примирения. Традиционное представление о разумности получения готового, книжного знания как единственного пути, постепенно вытесняется. В связи с этим все энергичнее в жизнь и образование входит игра как особый способ взаимодействия с миром, включающий, также, его познание и практическое освоение. В результате игротехнологий, представленных в статье Полищук П.Э. предоставляется возможность школьнику определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнеров, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Статья Полищук П.Э. «Формирование коммуникативной компетентности в конфликтном взаимодействии участников образовательного процесса в рамках деятельности школьной службы примирения» соответствует требованиям. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Рецензент: Кандидат экономических наук, доцент, PhD, преподаватель дисциплин экономического и управленческого цикла БУ ПО «Няганский технологический колледж»

Тычина Ольга Львовна

 

Нашу жизнь невозможно представить без возникновения противоречий, дискуссий и столкновения мнений, поэтому можно с уверенностью сказать, что конфликты занимают значимое место в жизни человека, семьи, образовательной организации и общества в целом. В процессе коммуникативной деятельности всегда существует вероятность возникновения проблемной ситуации, при решении которой участники используют различные способы выхода из нее и не всегда данные способы являются конструктивными. Вместе с тем существует множество способов и методов разрешения конфликта, в том числе медиативные технологии, набирающие популярность в современных условиях.

Сложность взаимодействия между участниками образовательного процесса выявляет необходимость создания условий для формирования коммуникативной компетентности, то есть внутренней готовности и способности к бесконфликтному общению. Коммуникативная компетентность представляет собой способность и готовность личности вступать в невербальные, вербальные, устные и письменные контакты для решения коммуникативных задач, передачи информации, ведение переговоров, установление и поддерживание контактов. Большое значение имеют навыки практического применения медиативных технологий, способность разрешать конфликты мирным путем, профилактика конфликтного поведения через повышение коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность у учащихся формируется как в процессе обучения, так и во внеурочное время посредством многообразия форм, методов и приемов работы. Для того чтобы ученик смог общаться его необходимо этому научить. В процессе использования игровых методов у ребенка появляется возможность научиться правильно начинать разговор, выражать восторг, сомнение и привлекать внимание. 

Школьная служба примирения (далее ШСП) призвана решать конфликтные ситуации, возникающие в образовательной организации, путем установления диалога между конфликтующими сторонами при помощи посредника (медиатора). Организация деятельности ШСП с обучающимися направлена на снижение агрессивности, обучению способам ненасильственного разрешения конфликтов, формирования коммуникативной компетентности, уважительного отношения к окружающим. При организации работы с учащимися возможно проведение классных часов, тренингов, обучающих игр, внеклассных мероприятий, организации внеурочной деятельности, кураторство старших школьников над младшими и проведения «медиативных перемен». Игры и упражнения во время проведения тренингов с учащимися позволяют им найти способ разрешения конфликта мирным путем.

Установление эффективной коммуникации между обучающимися имеет важное значение для профилактики возникновения конфликтных ситуаций в образовательной организации. Одним из вариантов формирования навыков коммуникации является упражнение «Узнай меня». Каждому участнику выдается карточка с описание способностей, личностных качеств, привычек поведения, например: любит классическую музыку, участник музыкальной группы, левша, умеет шевелить ушами, имеет нескольких братьев и сестер, превосходно готовит борщ и т.д. Задача учащихся, перемещаясь по помещению установить контакт с другими участниками и выяснить подходящие им способности и качества. По завершении обсуждаются удачные и неудачные способы вступления в контакт и удачного завершения диалога.  

Упражнение «Диалог» позволяет отработать навыки сотрудничества и коммуникации, установить контакт между участниками. Участники упражнения распределяются на две группы и выстраиваются в два круга, один внутри другого. В течение определенного времени (1.5 – 2 минуты) участники общаются в парах на любые темы, после чего внешний круг сдвигается на одного участника. Варианты расстановки «кругов» для общения: общение сидя на дистанции около 2 м.; сидя, спиной друг к другу; общение стоя через два стула; «внешний» круг сидит, «внутренний» стоит и т.п. По завершению упражнения обсуждаются результаты общения и выясняются самые комфортные формы ведения диалога.

Проведение «медиативных перемен» позволяет установить контакт между обучающимися, наладить взаимоотношения, разнообразить учебный процесс, организовать занятость учащихся во время перемен. Примером игры во время «медиативной перемены» является упражнение-тест «Хороший ли я собеседник?». Группа выстраивается в шеренгу на линии, отмеченной на полу мелом или бумажным скотчем. Ведущий задает вопросы, на которые нужно ответить шагом: «я так иногда делаю» – вперед, «я так никогда не делаю» – назад.

1. Во время разговора я не могу смотреть собеседнику в лицо, пытаюсь отвернуться, опускаю глаза и т.п.

2. Я редко улыбаюсь собеседнику во время разговора.

3. Во время общения я задаю своему собеседнику вопросы, которые не связаны с темой разговора.

4. В случае если тема разговора мне неинтересна, я пытаюсь сменить тему.

5. Во время общения я могу заниматься посторонними делами: просматривать сообщения, играть в телефоне, рисовать, играть ручкой и т.п.

6. Во время разговора я стараюсь шутить, рассказываю анекдоты, даже если тема серьезная.

7. Я стараюсь показать собеседнику, что мне интересна тема разговора, даже если это не так, чтобы не обидеть его.

8. Я не люблю слушать, мне нравится, когда слушают меня.

9. Иногда я перебиваю собеседника.

После завершения упражнения обсуждается, что могут обозначать те позиции, на которых оказались участники группы (оценка «качества слушания»). Крайне важно подчеркнуть, что быть хорошим слушателем – это навык, ему можно и нужно научиться для того, чтобы успешно контактировать с окружающими.

Формирование коммуникативной компетентности является ведущей задачей не только деятельности ШСП, но и образовательной организации в целом. Именно коммуникативная компетентность позволяет устанавливать и поддерживать необходимые контакты, осуществлять общение, выступает способом профилактики конфликтного взаимодействия, регулятором дальнейших отношений с другими людьми, устанавливать доброжелательное, плодотворное сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.

 

Список литературы:

1.     Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: «ВЛАДОС», 2003г.

2.     Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. - СПб, 2011г.

3.     Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. / под общей ред. Карнозовой Л.М. – М.:МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012г. 

4.     Матьяш О.В. и др. Межличностная коммуникация. Теория и жизнь. - СПб, 2011г.

5.     Микляева А.В., Румянцева П.В., Туманова Е.Н. Школьная медиация: теоретические и методические основы. – М.: СВИВТ, 2016г.  

6.     Хананашвили Н.Л. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. – М: Фонд «Новая Евразия», 2012г.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN