Профессиональная подготовка и трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья
Профессиональная подготовка и трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья
Training and employment of graduates with disabilities
Автор: Миронова Татьяна Викторовна
ГБОУ Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Центр «Дар», г. Реж, Россия
E-mail: tamira-62@mail.ru
Mironova Tatiana Viktorovna
The state budgetary educational institution of Sverdlovsk region implementing the adapted basic educational programs "The center "Dar", Reg, Russia
E-mail: tamira-62@mail.ru
Аннотация: в статье освещаются вопросы профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья, роль педагогов, родителей и других общественных организаций в социальной адаптации детей с ОВЗ.
The article highlights the issues of vocational training and employment of graduates with disabilities, the role of teachers, parents and other public organizations in the social adaptation of children with disabilities.
Ключевые слова: выпускники, ОВЗ, трудоустройство, образовательная организация, педагоги, родители, социализация.
Keywords: employment, educational organization, teachers, parents, socialization.
Тематическая рубрика: Свободные педагогические темы.
Профессиональная подготовка и трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья – это главный вопрос, над которым работают учреждения, обучающие детей с ОВЗ. Социальная адаптация и профориентация обучающихся с ОВЗ начинается с самого начала обучения в образовательной организации. На первых порах – это беседы о профессиях, викторины, сюжетные игры, позже с обучающимися организуют большое количество экскурсий для изучения местной инфраструктуры, предприятий, знакомят с учебными заведениями своей местности. Помогают в выборе профессии учащимися уроки технологии, швейного дела, обслуживающего труда, штукатурно-малярного и картонажно-переплетного дела. Некоторые навыки получают обучающиеся на уроках домоводства. На всех учебных предметах педагоги рассказывают ребятам о профессиях, с которыми знакомит данный предмет. Например, на уроке географии можно посмотреть презентацию: «Профессии села», а на уроке картонажно-переплетного дела с помощью ролевой игры «В типографии» можно узнать о профессии переплетчика и картонажника. На уроке русского языка обучающиеся пишут сочинения «Мир моих интересов», из которых следует, каковы предпочтения ученика в той или иной области, на что надо обратить внимание, что необходимо развивать, исходя из этого, как помочь обучающемуся найти себя.
Помогают в вопросе профориентации и социальной адаптации особых детей и проектные технологии. Например, работа над проектом «Сотвори свое будущее» помогает ребенку детально разобраться в том, что его привлекает, какую профессию он выбрал, в чем заключается деятельность обучающегося по этой профессии, минусы и плюсы, требования и возможности. Педагогу необходимо обращать внимание детей с ОВЗ на соответствие состояния здоровья и возможности работать по той или иной профессии, на то, есть ли реальные перспективы для выбора данной профессии. На уроках русского языка в обязательном порядке изучаются документы для приема на работу и правила их заполнения, а на уроках технологии изучаются правила приема на работу. В девятом классе выпускникам с ОВЗ объясняют, в какие профессиональные заведения они могут поступить в своем городе. На уроках русского языка и технологии с обучающимися и выпускниками проводится беседа: «Мир профессий», также можно подарить детям памятку «Что значит выбирать профессию», которую целесообразно прочитать и обсудить на уроке чтения.
Не менее важно в вопросах профессиональной подготовки воспитывать у обучающихся любовь и уважение к труду. Этот вопрос решается разными способами, один из них – это беседа на тему: «Труд на радость себе и людям». На уроке домоводства успешно используются ролевые игры, ролевая игра «Дворник» знакомит обучающегося с ОВЗ с профессией дворника.
Большую роль в профессиональной подготовке и трудоустройству выпускников с ОВЗ играют родители и классный руководитель. Классный руководитель имеет хорошую возможность с помощью различных методов и средств дать обучающимся представление о профессиях, родители при этом будут выступать активными помощниками классного руководителя. Классный руководитель может вместе с учителями технологии организовывать экскурсии для выпускников по профориентации, проводить беседы, приглашать родителей на Час общения для бесед с детьми о своей профессии, как помощников для проведения экскурсий на предприятия. До родителей доводятся сведения о том, в какие учебные заведения сможет поступить их ребенок, организуется консультация на тему: «Рекомендации по выбору профессии обучающимися, ознакомление с основными принципами правильного выбора профессии согласно состоянию здоровья детей и имеющимися в данном населенном пункте возможностями обучения» и проводится беседа «Готов ли ваш ребенок к выбору профессии».
Рекомендуется составить буклет «Профессиональные учебные заведения в своем населенном пункте и каким профессиям они обучают» (с учетом специфики ОУ и заболеваний ребенка» и ознакомить родителей с данным буклетом. Не менее полезной является и памятка «Родителям о документах».
Следовательно, в вопросах профессиональной подготовки и трудоустройства обучающихся с ОВЗ принимают не только педагоги и родители, но и широкий круг общественности, учебные профессиональные учебные заведения данной местности и предприятия, учитывается и рынок труда.
Если в образовательной организации для детей с ОВЗ обучаются дети, проживающие, как в городе, так и в близлежащих сельских населенных пунктах, то работа по профессиональной подготовке выпускников должна включать в себя, как изучение условий трудоустройства детей в городе, так и в селе. Такая работа проводилась мной с сельскими детьми с помощью проектных технологий. Для сельских детей я разработала проект «Тропинка в себе», где целенаправленно и планомерно изучала с детьми природные условия, инфраструктуру села, возможности трудоустройства. Вместе с обучающимися мы посетили ферму, лесопилку, почту, дом культуры, магазин. Во время экскурсии на ферму обучающиеся учились договариваться с работодателем, подробно знакомились с профессией скотника. Родители в этой работе были моими незаменимыми помощниками в организации экскурсий, в оформлении результатов по проекту, в предоставлении фотографий для оформления.
Кроме этого, дети в селе имеют возможность активно трудиться на огороде, в саду, во дворе, в поле. Роль родителей направлять и мотивировать своих детей, с детства приучать к трудолюбию.
В результате работы по проекту «Тропинка к себе» двое обучающихся, курируемых мной, сдали итоговую аттестацию на отлично и трудоустроились скотниками на ферме.
Опираясь на собственный многолетний педагогический опыт, можно с уверенностью сказать, что профессиональная подготовка и трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья возможны и выполнимы, если грамотно и квалифицированно подойти к их решению.