Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся во внеурочной деятельности

Дата публикации: 2019-02-18 01:38:34
Статью разместил(а):
Самодинская Галина Федоровна

Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся во внеурочной деятельности

Formation of civil and patriotic consciousness of students in overtime activity

 

Авторы:

Самодинская Галина Федоровна

МБУДО "ДДТ № 1", г. Иркутск, Россия

e-mail: galasamodinskaya@yandex.ru 

Samodinskaya Galina Fedorovna

Children Creativity House № 1, Irkutsk, Russia

e-mail: galasamodinskaya@yandex.ru

Романенко Константин Петрович

МБУДО "ДДТ № 1", г. Иркутск, Россия

e-mail: mouddt1@yandex.ru

Romanenko Konstantin Petrovich

Children Creativity House № 1, Irkutsk, Russia

e-mail: mouddt1@yandex.ru

 

Аннотация: Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современного общества. Образовательная среда - эффективное средство для привития священного чувства любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, ведь детство и юность самая благодатная пора для развития нравственности.

Annotation: The patriotic education of the younger generation is one of the most important tasks of modern society. The educational environment is an effective means for inculcating the sacred feeling of love for one's Motherland, constant readiness to protect it, because childhood and youth are the most fertile time for the development of morality.

 

Ключевые слов: патриотическое воспитание, конкурс «Русское слово», подрастающее поколение.

Keywords: patriotic education, competition "Russian word", the younger generation.

Тематическая рубрика: Свободная тема.

 

За последние годы усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии разрушительно влияет на духовно нравственное развитие личности, в данном случаи школьника. И потому патриотическое воспитание требует особого внимания.

Проблемы воспитания подрастающего поколения находятся под пристальным вниманием руководителей нашего государства и правительства. В.В. Путин утверждает: «Если мы не восстановим базовые ценности, то никакие экономические меры не принесут результата. Нужно развивать лучшие черты русского характера, которые сделали нашу страну сильной, по сути создали её - терпимость, отзывчивость, умение уживаться с соседями, уверенность в себе, известные всем великодушие, широкий взгляд на свою историю и историю других. Особое внимание должно уделяться русской национальной культуре». 

Ежегодно, с 1926 года, в Иркутске проводится конкурс чтецов. Его история началась в первые годы советской власти. Это был первый в городе детский конкурс, организованный Советами народных депутатов. Участниками конкурса чтецов были будущие известные деятели культуры, науки, образования не только нашего города, но и всей страны: основоположник больших (площадных) форм в театре народный артист СССР Н. Охлопков, чье имя носит областной драматический театр в г. Иркутске, народный артист СССР, кинорежиссер Л. Гайдай, заслуженный деятель искусств России, театральный режиссер Ю.Порохницкий, эстрадная певица Аида Ведищева, народная артистка России Л. Стрижова, кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой беспозвоночных факультета биологии ИГУ Н. Башарова, доктор философских наук Л. Шамес - вот далеко не полный список людей получивших звание лауреата городского конкурса чтецов.

Сегодня правопреемником в организации и проведении этого конкурса является департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска.

В 2001 году у конкурса появилось имя «Русское слово». В том же, 2001 году, при Департаменте образования г. Иркутска был создан художественный совет конкурса. В него вошли заслуженные деятели искусств, члены союза писателей, актеры, педагоги по сценической речи.

Художественным руководителем конкурса «Русское слово» был избран методист по звучащей литературе, педагог дополнительного образования по художественному слову Дома детского творчества № 1 Романенко Константин Петрович.

Конкурс чтецов является одним из самых массовых и интеллектуальных конкурсов города.

Цель конкурса «Воспитание духовности и гражданственности на произведениях иркутских, сибирских, российских поэтов и писателей».

Основные задачи:  

- воспитание у школьников культуры речи и любви к родному слову; 

- развитие творческого начала;

- постижение духовных богатств через произведения русской литературы; 

- приобщение к духовным богатствам через русскую сказку.

Ежегодно он проходил под определенной темой это лишь некоторые из них:

«Сибирский край – не край России. Сибирь - её святыня, Храм …», принадлежащие поэтессе Татьяне Кайгородовой.

 «Нравственность – есть правда»

 «Если б не было учителя,

  То и не было б, наверное,

  Ни поэта, ни мыслителя,

  Ни Шекспира, ни Коперника …» 

В 2011 году конкурс чтецов «Русское слово», был посвящен 350-летнему юбилею г. Иркутска, прошел под девизом: 

«Иркутск родной меняется с годами,

Но в памяти моей он таковой –

С прекрасными старинными домами

Средь новостроек с дерзкой высотой».

Конкурс, посвящённый 65–летию победы советского народа в Великой отечественной войне.

Конкурс проходит в четыре этапа:

1 этап – внутри класса выбирается лучший исполнитель.

2 этап – проводится в рамках школы, где определяются лучшие школьные чтецы.

3 этап – (окружной) определяются лучших чтецов округа.

4 этап – (городской) определяет 20 лучших чтецов города.

Эта схема дает хорошие результаты. Литературный материал, над которым совместно работают педагог и ученик, подбирается для каждого ученика индивидуально. Вследствие этого и подход к работе над литературными произведениями должен быть тоже индивидуальным. Каждому из обучающихся нужно посвятить отдельное время для анализа художественного произведения, для определения характеристики образов, для установления обстановки действия, для выверения логической перспективы, освоения логики речи и т.д. Отбираемые для исполнения произведения должны отличать­ся глубокой нравственностью и высокими художественными качест­вами, быть понятны и доступны обучающемуся. Руководителю необходимо широко использовать как классику, так и но­винки детской и юношеской литературы. При выборе произведе­ния необходимо учитывать доступность и педагогическую целе­сообразность литературного материала для художественного чтения, а также индивиду­альные особенности и интересы каждого обучающегося ребенка (склонность к юмору, патетике, лирике и т. п.).

Круг интересов и исполни­тельских возможностей обучающегося следует всячески расширять путем отбора для исполнения самых разнообразных произве­дений. Ежегодно право участвовать в гала-концерте оспаривают более тысячи обучающихся 1-11 классов.

С 2017 года в истории проведения конкурса приняли участие воспитанники дошкольных учреждений. Проведение конкурса «Русское слово» помогает в решении таких задач как:

- формирование и воспитание художественного вкуса, позитивных социальных установок и интересов подрастающего поколения; 

- формирование гражданственности, чувства патриотизма и осознания самобытности и уникальности малой родины.

Конкурс чтецов приобрёл огромную популярность.  Он давно стал неотъемлемой частью г. Иркутска, его лицом – лицом молодым, талантливым, умным, за которым будущее России!