Проблема отсутствия нравственно-этического воспитания детей в современном обществе
Проблема отсутствия нравственно-этического воспитания детей в современном обществе
The problem of lack of moral and ethical education of children in modern society
Автор: Евдокимова Ирина Владимировна
Екатеринбург, Россия
e-mail: evdokimova_i@bk.ru
Evdokimova Irina Vladimirovna
Yekaterinburg, Russia
e-mail: evdokimova_i@bk.ru
Аннотация: В современном обществе, в связи с потерей детьми нравственных ориентиров, и неспособностью родителей самостоятельно их доносить до детей, возникает необходимость введения в школьную программу дополнительной дисциплины: «нравственное воспитание».
Abstract: In modern society, due to the loss of children's moral guidelines, and the inability of parents to explain them to children, there is a need to introduce additional discipline in the school curriculum: "moral education".
Ключевые слова: воспитание, дети, современное, общество, ценностные ориентации, нравственное воспитание.
Keywords: education, children, modern, society, value orientations, moral education.
Тематическая рубрика: Свободные темы.
Россия на протяжении столетий претерпевает преобразования, и это носит уже постоянный характер. Мы все время что-то меняем - меняем, а вот становится ли лучше, - спорный вопрос. Чего не хватает современной школе? Это воспитания в современных детях нравственно-этических качеств. Об этом человечество говорит во все времена. Но что мы имеем сегодня? Возлагая эту функцию на учителя, у которого еще стоит задача передачи знаний, зачастую, она отодвигается на второй план, а порой и вообще забывается. Учителя ставят во главу угла успеваемость детей, в погони за рейтингом своего класса и школы в целом. И даже классный руководитель сегодня не справляется с этой задачей, он больше похож на хозяйственника, организатора, занимающегося урегулированием внутренних вопросов класса.
Возникает объективная необходимость введения в школьную программу дополнительной дисциплины: «нравственное воспитание», т.к. дети современного общества теряют ориентир между добром и злом, не понимая до конца почему нужно поступать хорошо, если нет для этого определенной мотивации. Родители в порывах дать своему ребенку «все самое лучшее» попадают в ловушку, когда ребенок начинает уже это требовать, как должное. И жизнь современного ребенка превращается в бесконечную борьбу с родителями за новый «гаджет» для того чтобы показать своим псевдо-друзьям, что он один из них. При этом забываются прописные истины, такие как «друг познается в беде», «не плюй в колодец – пригодится воды напиться» и т.д.
Вести разъяснительные беседы родителям в одиночку очень сложно, т.к. выйдя за порог дома, ребенок, попадая в общество, принимает для себя его законы, и убеждения родителей теряют силу.
Во времена советской власти на себя такую функцию брали отряды октябрят и пионеров, куда попасть было очень почетно, и при этом нужно было обладать определенным набором нравственно –этических качеств. Но сейчас этого нет, и каждый выкручивается как может, одни ведут свое чадо к психологу, другие бросают детей на бабушек и дедушек, если есть такая возможность, а есть и те, кто отдают своих детей в воскресную школу, надеясь на общий контекст нравственности и авторитет взрослого постороннего человека. Как ни странно, но из психологии мы знаем, что в периоды переходного возраста дети больше прислушиваются к посторонним людям, противопоставляя себя родителям.
Потеря ценностных ориентиров современной молодежью, конечно же, заслуга и самих родителей, и общества в целом. Мы привыкли, сидя на кухне за чашечкой чая, всех ругать: власть, соседа. И наши дети, наблюдая это с младенчества, начинают отвергать все то, что было до них, те ценности, которые пытаются донести до них их родители.
Таким образом, получается замкнутый круг. В попытках найти взаимопонимание с ребенком, и дать ему то, что он хочет, родители все больше погружаются в процесс зарабатывания, еще больше отдаляясь от своих детей. А дети превращаются в умелых манипуляторов, лишенных человеческих качеств, таких как сострадание к ближнему, помощь другу, честность, уважение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. — М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.- 496 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Улыбка моя, где ты? / Ш. А. Амонашвили. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003. — 32 с.
3. Арсеньев, А. С. Подросток глазами философа / Возрастная психология: детство, отрочество, юность : учеб. пособие. — М. : Изд.центр «Академия», 2003. — С. 332 —335.
4. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики : учеб. пособ. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
5. Белкин А. С. Педагогическая конфликтология. / А. С. Белкин, В. Д. Жаворонков, И. С. Зимина Екатеринбург : Изд-во «Глаголь», 1995. — 96 с.
6. Газета Аиф статья «Родом из СССР» Невыдуманные истории из пионерского детства.
7. Загвязинский, В. И. Как учителю провести эксперимент / В. И. Загвязинский, М. М. Поташник. — М.: Пед. об-во России, 2004. — 144 с.
8. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. - Москва: Гардарики, - 2000. - 255 с.