Классный руководитель в воспитательной системе школы

Дата публикации: 2019-03-08 14:36:18
Статью разместил(а):
Шалковская Ирина Олеговна

Классный руководитель в воспитательной системе школы

Class teacher in educational system schools

 

Автор: Ирина Олеговна Шалковская

ГБОУ "Основная общеобразовательная школа № 465 Колпинского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия

e-mail: irishka_mishka@bk.ru

Irina Olegovna Shalkovskaya

Middle School № 465, Saint Petersburg, Russia

e-mail: irishka_mishka@bk.ru

 

Аннотация: Классное руководство осуществляется как педагогическая функция, обеспечивающая организацию воспитательного процесса в основном его звене - первичном ученическом коллективе.

Abstract: Classroom management is carried out as a pedagogical function that provides the organization of the educational process in its main link - the primary student team.

 

Ключевые слова: классное руководство, школа, воспитание учеников.

Keywords: classroom management, education, education of students.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Классный руководитель - это....

Задачи классного руководства:

- Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

- Организация всех видов коллективной и индивидуальной , деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания.

- Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей.

Основополагающими для классного руководства являются следующие принципы:

- гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя - развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы), обеспечение прав и свобод обучающихся;

- коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических работников;

- системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех участников воспитательного процесса;

- природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных условий его жизнедеятельности.

Основные направления классного руководства:

- Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

- Организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой деятельности обучающихся; установление связей семьи и образовательного учреждения; координация педагогических работников в вопросах организации обучения и воспитания в закрепленном классе (учебной группе), индивидуальная работа с обучающимися; формирование классного коллектива.

- Коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между обучаююимися и педагогическими работниками, содействие развитию общего благоприятного психологического климата в коллективе.

Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования и определенных Законом РФ "Об образовании". Цель его работы с классом состоит в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников.

Классный руководитель работает по плану, составленному на четверть или полугодие, в котором кратко определяются конкретные мероприятия по воспитательной работе с классом исходя из наиболее актуальных задач, стоящих перед школой.

План классного руководителя утверждается директором школы. В крупных школах директор школы может поручать утверждение части планов классных руководителей заведующему учебной частью. Классный руководитель подотчетен в своей работе директору школы, заведующему учебной частью и педагогическому совету.

В процессе своей деятельности классный руководитель:

- получает регулярную информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников, их успеваемости и поведении;

- по мере необходимости обращается за методической и организационно-педагогической помощью к руководству образовательного учреждения, методическим объединениям, работающим в нем;

- выносит на рассмотрение администрации, педагогического совета или совета образовательного учреждения предложения, направленные на улучшение жизнедеятельности детского коллектива закрепленного класса, отдельных обучающихся;

- по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации действий в воспитании их детей, обращается в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних и другие организации для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием обучающихся класса;

- систематически анализирует динамику личностного развития обучающихся;
контролирует ведение дневников;

- проводит классные часы (собрания, "часы общения" и т. п.) и родительские собрания;

- содействует деятельности родительского комитета класса (учебной группы);

- при поддержке коллег и родителей (законных представителей) осуществляет диагностику вос-питанности обучающихся, эффективности воспитательной работы с ними;

- повышает свою профессиональную квалификацию в целях совершенствования воспитательного процесса;

- планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию, установленными администрацией образовательного учреждения для классных руководителей;

- ведет личные дела обучающихся, дневник (журнал, карту и т. п.) педагогических наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса (учебной группы) в целом;

- осуществляет постоянный текущий контроль над учебным процессом;

- работает с родителями по всем профессиональным, воспитательным и бытовым проблемам учащихся;

- ведет индивидуальную работу с "трудными" учащимися и их родителями;

- осуществляет сбор сведений о семьях с указанием места работы, жительства, контактных телефонах;

- осуществляет организационную поддержку досуга школьников.

Классный руководитель является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:

познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;

трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;

художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и стимулирующей художественную самодеятельность школьника;

спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела;

общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к активному преобразованию действительности;

ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях;

свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с "другим человеком" как ценностью.

Полномочия классного руководителя:

получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;

контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

контролировать успеваемость каждого ученика;

координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы, "малые педсоветы";

выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического совета школы согласованные с коллективом класса предложения;

посещать уроки учителей и внеклассные занятия в своем классе;

оценивать поведение учащихся по согласованию со всеми учителями класса, объявлять благодарность классу в целом и отдельным учащимся за успехи в учении, труде, общественно полезной работе и поведении, а также порицание учащимся за допущенные проступки;

входить в педагогический совет с предложениями о поощрениях учащихся за отличные успехи в учении, труде, другой общественно полезной работе и за примерное поведение в установленном порядке, а также об исключении из школы отдельных учащихся за серьезные проступки, если в отношении к ним были исчерпаны все другие меры педагогического воздействия;

вызывать родителей учащихся для совместного решения вопросов, связанных с улучшением учебной и трудовой деятельности школьников и их воспитанием;

проводить собрания родителей класса;

приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу;

по согласованию с администрацией обращаться в отдел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН), советы содействия семье и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся его класса;

определять программы индивидуальной работы с детьми;

по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;

выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку.


Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются:

знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов; педагогической этике;

знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение эффективными методами изучения отдельной личности и группы;

знание возрастной физиологии, школьной гигиены;

знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации свободного времени школьников, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);

знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики;

знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции о правах ребенка; основ трудового законодательства;

способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю;
организаторские умения и навыки;
коммуникативные способности;
высокая духовная культура.

Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать соответствующие условия:

материально-техническое обеспечение организуемой им воспитательной деятельности;

организационно-методическую помощь со стороны руководства учреждения образования, методической службы;

мотивированное обеспечение (организация систематического коллективного педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства, использования методов и мер морального и материального поощрения и др.).

Круг обязанностей классного руководителя

1. Организация деятельности классного коллектива.

• Ведение журнала.
•Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшего дежурного.
• Организация дежурства по классу, по школе, по столовой.
• Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.
• Забота о внешнем виде воспитанников.
• Организация питания.

2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.

• Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.
• Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу.
• Создание обстановки, благоприятствующей учебе.
• Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение минипедсовета учителей, работающих в классе, раз в четверть).
• Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьника.
• Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т. п.).
• Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога).
• Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция).

3. Организация внеучебной жизни классного коллектива.

• Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношении, их коррекция, регулирование взаимоотношений.
• Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом за порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением.
• Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или всего коллектива класса.
• Всемерное вовлечение в общественно полезную, нужную товарищам, людям деятельность, воспитание доброты и милосердия.
• Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу через походы.
• Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов.
• Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.
• Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела, определение целесообразности и целенаправленности при организации и проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь то классный час, классное собрание, политчас, беседа, откровенный разговор, огонек и т. д.). (Проведение 1 тематического классного часа в месяц обязательно).

4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.

• Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
• Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для коррекции личности воспитанника.
• Организация нравственного воспитания.
• Воспитание политической культуры. Формирование эстетической культуры.
• Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков.
• Привитие санитарно-гигиенических навыков.

5. Работа с родителями.

• Проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть и дня открытых дверей 1 раз в четверть.
• Изучение условий воспитания в семье.
• Индивидуальная работа с родителями.
•Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности классного коллектива.
• Влияние на общение ребят с родителями.

Критерии оценки деятельности классного руководителя.

      Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на идеальную модель всесторонне развитой личности, т. е. личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного руководителя - установить меру соответствия реального образа школьника идеальной модели, выражающей цели воспитания.

       Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель - это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.

        В своей деятельности педагогические работники, осуществляющие классное руководство, руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании", законодательными актами Российской Федерации и Чувашской республики, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ и Чувашской Республики, регулярно читают методическую литературу.

       Классное руководство осуществляется как педагогическая функция, обеспечивающая организацию воспитательного процесса в основном его звене - первичном ученическом коллективе.

В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной обстановки в стране и конкретные условия школы, класса. Планирование воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое влияние школы, сведение ее воспитательного влияния к узкому кругу однообразных дел, широкого процесса воспитания личности - к обучению.

Классный руководитель должен владеть целой палитрой форм организуемой деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной, группой и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной ситуацией, в которой оно осуществляется. Но вместе с тем форма не может быть самоцелью, она создается как выражение глубокого психологического замысла и реализации воспитательной цели. В этой связи совершенно очевидно, что классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных, распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных форм работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных, творческих и др.