Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Востребованные технологии инклюзивного образования

Дата публикации: 2019-03-28 06:54:30
Статью разместил(а):
Синькова Дарья Эдуардовна

Востребованные технологии инклюзивного образования

Popular technologies of inclusive education

 

Автор: Синькова Дарья Эдуардовна

МБОУ "СОШ № 26", г. Абакан, Россия.

e-mail: darja.sinckova@yandex.ru

Sinkova Daria Eduardovna

School № 26, Abakan, Russia.

e-mail: darja.sinckova@yandex.ru

Аннотация: Данная работа может являться  методической помощью для учителя в организации индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности в процессе обучения. Целью является формирование компетенций, обеспечивающих решение задач сопровождения ребенка, педагога, семьи в условиях инклюзивного образования.

Abstract: This work can be a methodical help for the teacher in the organization of individual and group educational and cognitive activity in the learning process. The aim is to develop competencies that provide solutions to the problems of child support, teacher, family in an inclusive education.

Ключевые слова: инклюзивное образование, технологии, инклюзия, рекомендации.

Keywords: inclusive education, technology, inclusion, recommendations.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Демократические преобразования в обществе и модернизация системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей продления срока обучения, воспитания и социализации детей с особыми возможностями здоровья.

Эффективность инклюзивного образования предполагает создание комплекса условий, среди которых основными выступают: готовность специалистов к реализации инклюзивного педагогического процесса (включает все виды готовности: личностной, профессиональной, психологической и др.), гуманистическая система воспитания, включающая формирование нравственно-психологического климата внутри коллектива; организация коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения развития и социализации детей.

В настоящее время возрос интерес руководителей, практических работников специального образования и родителей детей с особыми возможностями здоровья в увеличении количества лет пребывания детей в образовательном учреждении. При создании системной работы необходимы разработка и использование особых методов воспитания и обучения детей с особенностями.

Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции.

Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями. Термин «инклюзивное образование» является более современным, отражающим новый взгляд не только на систему образования, но и на место человека в обществе. Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с 9 ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства, школьной среды к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, (перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, необходимые средства обучения согласно типу отклонения развития ребенка, психологическую и методическую готовность учителей, и другое).

Таким образом, инклюзия предполагает включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным снять все барьеры на пути к полному участию каждого ребенка в образовательном процессе.

Введение инклюзивного обучения рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства. Инклюзивное обучение и воспитание – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами, так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.

Следует особо подчеркнуть, что введение инклюзии в образовательную систему не должно приводить к уменьшению значения специального образования. Инклюзивное образование выступает как одно из направлений образования, вариант предоставления образовательных услуг ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования. Образовательная инклюзия, скорее всего, имеет свои пределы, в тех случаях, когда для ребенка нецелесообразно совместное обучение, необходимо предоставить возможность обучаться в специализированном учреждении, позаботившись о формировании социальных умений, включив его в совместные досуговые программы.

Наиболее востребованными и эффективными в настоящее время являются следующие технологии: 

1. Интерактивные технологии, которые позволяют:

· наладить контакт детей со сверстниками в группе и со взрослым;

· незаметно вмешиваться в учебный процесс, так как оценка, данная машиной, понятна ребенку и воспринимается им объективно;

· создать в группе различные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно попробовать различные варианты.

Кроме того, данные технологии позволяют педагогам самостоятельно создавать для ребенка учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения.

2. Дистанционные технологии.

Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Ведь теперь, несмотря на то, что учащийся находится вне аудитории, он может видеть и слышать происходящее и активно участвовать в учебном процессе. Также крайне важной задачей является постоянное и эффективное сопровождение и поддержка специалистов, учителей и воспитателей, ведь именно от них зависит успешное обучение детей.

В то же время необходима реализация системы поддержки всех участников образовательного процесса, которая может быть достигнута с помощью многофункционального интерактивного сенсорного комплекса. С его помощью можно решать такие проблемы, как психофизиологическое развитие, коррекция и развитие функций сенсорной интеграции, проведение различных комплексов, направленных на реализацию коррекционных и развивающих мероприятий.

Рекомендации учителю:

В процессе обучения учителю следует:

 - использовать четкие указания;

 - поэтапно разъяснять задания;

 - учить последовательно выполнять задания;

 - повторять инструкции к выполнению задания;

 - демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).

В учебном процессе использовать различные виды деятельности:

- чередовать занятий и физкультурные паузы;

- предоставлять дополнительное время для завершения задания;

- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

 - использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.

Способы оценки достижений и знаний обучающихся:

- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

 - ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

 - оценка работы на уроке обучающегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.

 - акцентировать внимание на хороших оценках;

- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;

 - проводить оценку переделанных работ;

- использовать систему оценок достижений учащихся.

В организации учебного процесса необходимо:

- использовать вербальные поощрения;

- свести к минимуму наказания за невыполнение правил;

- ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

 - предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

 - разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

- игнорировать незначительные поведенческие нарушения; разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.

Вышеуказанные технологии и рекомендации способствуют воспитанию, формируют начальные навыки культуры труда и помогают дальнейшему обучению в системе образования. Только индивидуальный подход к их обучению может дать положительные результаты. Педагогический процесс подтверждает, что необучаемых детей нет. Все это становится возможным при условии совместного и заинтересованного участия руководителей учреждений, представителей органов управления, а также родителей.

 

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Специальная литература. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 656 с.

2. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. [Текст]: главы из книги. / Перевод с англ. И.С. Аникеев, Н.В. Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2011.

3. Назарова Н.Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1. С.77-87.

4. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Текст]: учеб.-метод. комплекс / Т. Г. Неретина; Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2010. - 375 с.

5. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/ Отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. – М.: МГППУ, 2013. – 324с.

6. Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. C. 51-59.

7. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN