E-mail проекты в обучении иностранным языкам
E-mail проекты в обучении иностранным языкам
E-mail projects in teaching foreign languages
Автор: Байбатурова Лидия Анатольевна
МКОУ «Лутохинская СОШ» МО «Киясовский район», Россия.
e-mail: bajbw@mail.ru
Baybaturova Lydia Anatolyevna
Lutokhinskaya Middle School, Kiyasovsky District, Russia.
e-mail: bajbw@mail.ru
Аннотация: Тема организации проектной и исследовательской деятельности учащихся сегодня является весьма актуальной. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта произошло переосмысление роли каждого участника образовательного процесса. Научить учиться на протяжении всей жизни можно только в условиях системно-деятельностного подхода через организацию осознанной самостоятельной деятельности учащихся.
Abstract: Topic organization of project and research activities of students today is very relevant. In conditions of realization of the Federal State educational standard happened the redefinition of the role of each participant in the educational process. Teach learn throughout life is possible only in conditions of system-activity approach through the Organization of conscious self-activity of students.
Ключевые слова: проектное обучение, обучение иностранному языку.
Keywords: project-based learning, learning a foreign language.
Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.
Организация проектной и исследовательской деятельности предполагает рациональное сочетание теоретических знаний с их практическим применением, позволяет эффективно учитывать личные склонности учащихся, способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию и социализации. Все основные нормативно-правовые документы, на которые должен ориентироваться педагог в своей профессиональной деятельности буквально пронизаны идеями и терминологией системно - деятельностного подхода. Так, например, в ФГОС НОО в разделе IV говорится о том, что в школе должны быть созданы условия, которые обеспечивают возможность организации проектно-исследовательской деятельности.
В ФГОС ООО в разделе III акцентируется внимание на том, что содержательный раздел ООП должен включать программу развития УУД, в том числе по формированию компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности и более подробно прописано формирование у школьников не только основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяющие цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности и склонностей.
Одной из таких технологий является технология применения ИКТ на уроках немецкого языка. Приёмы, используемые в технологии, позволяют мне, как учителю немецкого языка, формировать коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные учебные действия.
Основной проблемой в преподавании иностранного языка является отсутствие у школьников практики разговорной речи с носителями языка. Привлечение школьников к общению с зарубежными сверстниками с помощью Интернет-технологий как раз позволяет успешно ее решить. Обучение школьников иностранному языку совместно со школьниками других стран, обучение с помощью мультимедийных программ, а так же, обучение в дистанционной форме могут решить проблемы личностно-ориентированного обучения.
Задача учителя иностранного языка - научить учеников общению на иностранном языке. Цель обучения - формирование коммуникативной компетенции. Современные информационные технологии помогают учителю найти такие формы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к изучению иностранного языка, повысить эффективность учебного процесса.
Образовательные ресурсы Интернет предлагают учителю различные виды деятельности. Учитель организует своих учеников для участия в конкурсах, викторинах, дистанционных олимпиадах, E-Mail - проектах. Вся деятельность направлена на развитие у учащихся интереса стране и культуре носителей языка, на развитие мышления, творчества, умения работать в группе.
Очень интересны E-mail проекты, организуемые Культурным центром им. Гете при Посольстве Германии в Москве. В методической литературе под E-mail проектами понимается организация переписки со школьниками, изучающими немецкий (любой другой) язык как родной или иностранный, посредством электронной почты. От просто переписки E-mail проекты отличает наличие общего организатора, который задаёт организационные и содержательные ориентиры, предлагает варианты развития переписки, отслеживает ход и завершение проекта. Опыт педагогов свидетельствует, что участие в E-mail проектах эффективнее, чем самостоятельная переписка со школьниками из другой страны.
Сам проект длится обычно один учебный год. Минимальный набор технического оснащения для обеспечения участия в этом мероприятии является компьютер, подключённый к сети интернет, для отсылки электронной почты, и обеспеченность учащихся компьютерами (дома или в школе) для работы с письмами. От учителя требуется владение компьютером на пользовательском уровне.
В 2010 году я зарегистрировалась в международном проекте „Das Bild der Anderen“. При помощи сайта Гете-Института можно достаточно легко найти партнерскую группу по переписке, а затем уже действовать самостоятельно. За это время мои ученики осуществляли переписку с группами из Польши, из Италии, Бельгии. В этом учебном году идет переписка детей с польскими ровесниками.
Как же реализуется данный проект? Вначале учебного года учитель заполняет формуляр-заявку на немецком языке на сайте, указав количество детей в группе (5-11 классы), список предпочитаемых стран, список тем для переписки, уровень языковой подготовки своих учащихся, свой личный е-mail.
После опубликования на данном сайте, на электронную почту поступают адреса потенциальных участников с краткими пожеланиями. А ваш адрес соответственно тоже посылается организаторам их других стран. Учителя - кураторы проекта, выбрав подходящую группу по возрасту, количеству детей, страну, переписываются с коллегой из-за границы, чтобы уже обсудить темы будущего партнёрства.
Третьим шагом является заполнение анкеты на немецком языке учащихся обеих сторон, где дети указывают пол предпочитаемого друга по переписке, свое хобби. Сформировав пары по переписке, учителя запускают собственно, сам проект. Они знакомят детей с достопримечательностями другой страны, ее географическим расположением, культурой. Задача учащихся: написать письмо зарубежному ровеснику на определённую тему, соблюдая при этом этикет письма. Вот тут и начинаются трудности, которые необходимо преодолеть учащимся, участвующим в проекте в первый раз. Это соблюдение этикета письма, нехватка конкретной лексики, грамматические ошибки. Для предотвращения данных ошибок на сайте Гете-института размещены методические и дидактические пособия на немецком языке, включающие в себя различные упражнения, готовые клише по темам проекта. Данные пособия в распечатанном виде хранятся у нас в кабинете, а для продвинутых учеников в электронном виде в папке-помощнице на Google (в хранилище).
В течение года ученики обмениваются письмами, примерно 1-2 письма в месяц. Это зависит, конечно, от уровня владения иностранным языком обеих групп: и русской и иностранной.
Опыт участия в международном проекте „Das Bild der Anderen“ показал большую эффективность. Ученики 10 класса, с которыми мы начинали участвовать в переписке с 5 класса, сейчас очень легко могут ответить на любое письмо своего зарубежного друга. У них не вызывают затруднения упражнения в учебнике, требующие ответа на письмо, умения задать вопросы собеседнику или составить рассказ о себе. На муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников мои ученики являются призерами и победителями с 7 класса.
Помимо переписки, некоторые ребята находят своих друзей уже в Facebook и продолжают общение (на немецком языке), хотя переписка с данной группой уже закончена.
Для учителей иностранного языка появление Интернет также дало возможность общаться с носителями языка, чего так не хватало раньше. Общение учителей с коллегами других стран позволяет совершенствовать свои знания в методике преподавания иностранного языка. Учитель, владеющий информационными технологиями, может совершенствовать и свои педагогические технологии. Вся деятельность направлена на развитие у учащихся интереса стране и культуре носителей языка, на развитие мышления, творчества, умения работать в группе.
Благодаря созданию реальной языковой среды, работе с подпроектами, ученики получают естественную возможность языковой практики и повышения компетентности в межкультурной коммуникации. E-mail проекты способствуют усвоению предметных результатов изучения предметной области "Иностранные языки" и развитию личностных УУД, коммуникативных УУД.