Добровольчество как одно из условий гражданского самоопределения несовершеннолетних
Добровольчество как одно из условий гражданского самоопределения несовершеннолетних
Volunteering as one of the conditions of the civil self-determination of minor
Автор: Игуминцева Елена Михайловна
МБУ ДО «ЛДДТ», г. Архангельск, Россия.
e-mail: lddt-omr@mail.ru
Igumintseva Helen Mikhaylovn
Center of children's creativity, Arkhangelsk, Russia.
e-mail: lddt-omr@mail.ru
Аннотация: Организация добровольческой деятельности – это актуальный вопрос развития социального служения, важный фактор становления и развития гражданского общества.
Abstract: Organization of volunteer work is an important issue for the development of social service, an important factor in the formation and development of civil society.
Ключевые слова: воспитание, гражданственность, добровольчество.
Keywords: training, civilization, volunteering.
Тематическая рубрика: свободные темы.
Для чего мне золото и камни,
Что навечно спрятаны в горах?
И звезда на небе не нужна мне,
Коль не светит, прячась в облаках.
Ты хоть много проживи, хоть мало,
Но, скажу тебе я не тая,
Если боль других твоей не стала,
Прожита напрасно жизнь твоя.
Расул Гамзатов
Сегодня эффективность образования в значительной степени оценивается не только способностью решать интеллектуальные задачи, адекватные информационной эпохе, но и овладением опыта решения реальных практических дел. Все более важное место в системе современного воспитания детей и молодежи занимает добровольческая (волонтёрская) деятельность, цель, задачи, формы и методы которой ориентированы на формирование позитивных духовно-нравственных ценностей.
В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Стратегии развития воспитания на период до 2025 г., (распоряжение Правительства от29 мая 2015 г. №996-р), Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 года №729-р) указывается о необходимости развития системы дополнительного образования детей, подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность, в волонтёрские практики как в школах, так и по месту жительства детей, в создание детских клубов социальной направленности.
Проблема: молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Показателем проблемной ситуации является отношение детей и подростков к общественной жизни: социальную апатия, равнодушие к общественной жизни, неумение организовать своё свободное время, безынициативность, иждивенчество, нежелание помочь другим, склонность к вредным для здоровья привычкам.
Творческая группа разработчиков проекта «Волонтерская инициатива», в которую вошли учащиеся творческого объединения «Ломоносовский гамбит» МБУ ДО «ЛДДТ», руководитель объединения и педагог-организатор, выбрала для себя направление работы – социально-значимое волонтерство, через взаимодействие с различными социальными учреждения города Архангельска. Мы предположили, что проект «Волонтёрская инициатива» позволит создать эффективную модель организации добровольческого движения в учреждении дополнительного образования, основанную на принципах добровольности, самостоятельности, активности участия учащихся, а также будет результативным и полезным тем ребятам, которые понимают, что распространение вредных для здоровья привычек среди молодежи могут быть преодолены лишь тогда, когда они перестанут быть проблемой единиц, а станут делом всех.
Роль волонтеров-детей в организации профилактической работы среди сверстников трудно переоценить, ведь большую часть информации о вредных привычках и других психоактивных веществах подростки получают именно от своих друзей. Зачастую эта информация носит ложный, мифологический характер и способствует формированию неадекватного отношения к наркотикам, алкоголю и другим вредным привычкам. Для формирования негативного отношения у воспитанников к вредным привычкам можно и следует привлекать специально подготовленных подростков, имеющих активную жизненную позицию, усвоивших установки и навыки безопасного поведения.
Поэтому и возникла необходимость в создании и реализации проекта способного помочь детям и подросткам развить в них стереотипы здорового поведения, вовлечь в активную общественную жизнь, заинтересовать идеями добра, взаимопонимания, уважения и физического совершенствования.
Цель проекта: развитие активной жизненной позиции учащихся Дома творчества и их самореализация через организацию и проведение профилактических мероприятий.
Проект реализован в 2017-2018 году.
В содержание проекта вошли мероприятия, направленные на привлечение, обучение будущих волонтеров и различные социально-значимые акции.
Результаты реализации проекта:
- Количественные:
- Создан волонтерский отряд из 15 учащихся и 3 законных представителей творческого объединения «Ломоносовский гамбит» МБУ ДО «ЛДДТ».
- Количество проведенных мероприятий (6), из них: дебаты «Нужны ли волонтёры в XXI веке?»; тренинг на формирование и развитие инициативности «Познай себя»; игровой тренинг на развитие гибкости «Кто я?»; тренинг на развитие коммуникативной компетенции «Я среди людей»; акция «Здоровое будущее – это реально!», акция «Здоровое будущее – это реально!» и акция «Здоровым быть модно!»
- Количество участников мероприятий: 170 воспитанников социальных учреждений города Архангельска.
- Социальными партнерами по реализации проекта стали: ГБУ «Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями», ГБУ АО «Детский дом № 1», ГБОУ АО СКОШ № 31.
- Качественные:
1. Сформированность состава волонтёрского движения Дома творчества и вовлечённость подростков в активную общественную жизнь.
2. Сформированность у учащихся принципов нравственности, духовности здоровья и взаимопомощи.
3. Сформированность у учащихся готовности противостоять безнравственному, асоциальному и преступному поведению.
4. Установление связей с волонтерскими организациями города Архангельска.
Дальнейшее развитие проекта:
1. Создание системы волонтерской деятельности в МБУ ДО «ЛДДТ» как составляющей программы гражданско-патриотического воспитания учреждения.
2. Регистрация волонтерского отряда и его проектов в Единой информационной системе «Добровольцы России».
3. Проект может быть реализован на базе других образовательных организаций территории города Архангельска.
Литература:
1. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.
2. Артемкина О. В. Об опыте привлечения волонтеров к работе с несовершеннолетними правонарушителями в комплексном центре социального обслуживания населения / О. В. Артемкина, Л. М. Корчагина, И. С. Токарева // Социальное обслуживание. – 2017. – № 7. – С. 86-91.
3. Беседина Е. В. Волонтерская деятельность против наркомании // Среднее профессиональное образование. – 2017. – № 5. – С. 12-14.
4. Волонтерское движение в гражданско-патриотическом воспитании студенческой молодежи / Л. И. Батюк [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 9. – С. 97-98.
3. Глебова Л. Н. Волонтерство как форма социального партнерства в малых городах России // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе : материалы V Междунар. заоч. науч.-практ. конф. – Арзамас, 2017. – С. 150-152.
4. Джолжанова А. К. Волонтерство: проблемы правового регулирования в России / А. К. Джолжанова, К. И. Шафоростова // Новая наука как результат инновационного развития общества : сб. ст. междунар. науч.- практ. конф. – Уфа, 2017. – Ч. 14. – С. 314-317.
5. Долгопол Т. Несовершеннолетние. Лето – это серьезно // Преступление и наказание. – 2017. – № 6. – С. 30-31.
6. Как стимулировать добровольцев? // Нарконет. – 2017. – № 8. – С. 17.
7. Кастильо Мехиа А. Возвращение тимуровцев : на помощь спешат библионеры // Библиотека. – 2017. – № 6. – С. 58-60.
8. Клуб юных медиаторов-волонтеров Москвы // Нарконет. – 2017. – № 7. – С. 10. О клубе юных медиаторов-волонтеров лицея № 1561 города Москвы. Журнал есть в фонде СОУНБ им. В. Г. Белинского
9. Кузьминчук А. А. Неформальный волонтер: наброски к портрету героя / А. А. Кузьминчук, Д. Ф. Телепаева // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : материалы XX Междунар. конф. памяти профессора Л. Н. Когана. – Екатеринбург, 2017. – С. 443-449 .
10. Молодежное добровольческое движение: факторы развития, условия привлечения и удержания волонтеров / З. А. Хуснутдинова [и др.] // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – № 3 (70). – С. 118-124.