Добровольчество как одно из условий гражданского самоопределения несовершеннолетних

Дата публикации: 2019-04-19 09:33:17
Статью разместил(а):
Игуминцева Елена Михайловна

Добровольчество как одно из условий гражданского самоопределения несовершеннолетних

Volunteering as one of the conditions of the civil self-determination of minor

 

Автор: Игуминцева Елена Михайловна

МБУ ДО «ЛДДТ», г. Архангельск, Россия.

e-mail: lddt-omr@mail.ru

Igumintseva Helen Mikhaylovn

Center of children's creativity, Arkhangelsk, Russia.

e-mail: lddt-omr@mail.ru

 

Аннотация: Организация добровольческой деятельности – это актуальный вопрос развития социального служения, важный фактор становления и развития гражданского общества. 

Abstract: Organization of volunteer work is an important issue for the development of social service, an important factor in the formation and development of civil society.

Ключевые слова: воспитание, гражданственность, добровольчество.

Keywords: training, civilization, volunteering.

Тематическая рубрика: свободные темы.

 

Для чего мне золото и камни,
Что навечно спрятаны в горах?
И звезда на небе не нужна мне,
Коль не светит, прячась в облаках.
Ты хоть много проживи, хоть мало,
Но, скажу тебе я не тая,
Если боль других твоей не стала,
Прожита напрасно жизнь твоя. 

Расул Гамзатов 

Сегодня эффективность образования в значительной степени оценивается не только способностью решать интеллектуальные задачи, адекватные информационной эпохе, но и овладением опыта решения реальных практических дел. Все более важное место в системе современного воспитания детей и молодежи занимает добровольческая (волонтёрская) деятельность, цель, задачи, формы и методы которой ориентированы на формирование позитивных духовно-нравственных ценностей.

В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Стратегии развития воспитания на период до 2025 г., (распоряжение Правительства от29 мая 2015 г. №996-р), Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 года №729-р) указывается о необходимости развития системы дополнительного образования детей, подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность, в волонтёрские практики как в школах, так и по месту жительства детей, в создание детских клубов социальной направленности.

Проблема: молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Показателем проблемной ситуации является отношение детей и подростков к общественной жизни: социальную апатия, равнодушие к общественной жизни, неумение организовать своё свободное время, безынициативность, иждивенчество, нежелание помочь другим, склонность к вредным для здоровья привычкам.

Творческая группа разработчиков проекта «Волонтерская инициатива», в которую вошли  учащиеся творческого объединения «Ломоносовский гамбит» МБУ ДО «ЛДДТ», руководитель объединения и педагог-организатор, выбрала для себя направление  работы – социально-значимое волонтерство, через взаимодействие с различными социальными учреждения города Архангельска. Мы предположили, что проект «Волонтёрская инициатива» позволит создать эффективную модель организации добровольческого движения в учреждении дополнительного образования, основанную на принципах добровольности, самостоятельности, активности участия учащихся, а также будет результативным и полезным тем ребятам, которые понимают, что распространение вредных для здоровья привычек среди молодежи  могут быть преодолены лишь тогда, когда они перестанут быть проблемой единиц, а станут делом всех.

Роль волонтеров-детей в организации профилактической работы  среди сверстников трудно переоценить, ведь большую часть информации о вредных привычках  и других психоактивных веществах подростки получают именно от своих друзей. Зачастую эта информация носит ложный, мифологический характер и способствует формированию неадекватного отношения к наркотикам, алкоголю и другим вредным  привычкам.  Для формирования негативного отношения у воспитанников  к вредным привычкам  можно и следует привлекать специально подготовленных подростков, имеющих активную жизненную позицию, усвоивших установки и навыки безопасного поведения.

Поэтому и возникла необходимость в создании и реализации проекта способного помочь детям и подросткам развить в них стереотипы здорового поведения, вовлечь в активную общественную жизнь, заинтересовать идеями добра, взаимопонимания, уважения и физического совершенствования.

Цель проекта: развитие активной жизненной позиции учащихся Дома творчества и  их самореализация через организацию и проведение профилактических мероприятий.

Проект реализован в 2017-2018 году.

В содержание проекта вошли мероприятия, направленные на привлечение, обучение будущих волонтеров и различные социально-значимые акции.

Результаты реализации проекта:

- Количественные: 

  1.  Создан волонтерский отряд из 15 учащихся и 3 законных представителей творческого объединения «Ломоносовский гамбит» МБУ ДО «ЛДДТ».
  2. Количество проведенных мероприятий (6), из них: дебаты «Нужны ли волонтёры в XXI веке?»; тренинг на формирование и развитие инициативности «Познай себя»; игровой тренинг на развитие гибкости «Кто я?»; тренинг на развитие коммуникативной компетенции «Я среди людей»; акция «Здоровое будущее – это реально!»,  акция «Здоровое будущее – это реально!» и акция «Здоровым быть модно!»
  3. Количество участников мероприятий: 170 воспитанников социальных учреждений города Архангельска.
  4. Социальными партнерами по реализации проекта стали: ГБУ «Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями», ГБУ АО «Детский дом № 1», ГБОУ АО СКОШ № 31.

- Качественные:

1. Сформированность состава волонтёрского движения Дома творчества и вовлечённость подростков в активную общественную жизнь. 

2. Сформированность у учащихся принципов нравственности, духовности здоровья и взаимопомощи.

3. Сформированность у учащихся готовности противостоять безнравственному, асоциальному и преступному поведению.

4. Установление связей с волонтерскими организациями города Архангельска.

Дальнейшее развитие проекта:

1. Создание системы волонтерской деятельности в МБУ ДО «ЛДДТ» как составляющей программы гражданско-патриотического воспитания учреждения.

2. Регистрация волонтерского отряда и его проектов  в Единой информационной системе «Добровольцы России». 

3. Проект может быть реализован на базе других образовательных организаций территории города Архангельска.

 

Литература:

1. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.

2. Артемкина О. В. Об опыте привлечения волонтеров к работе с несовершеннолетними правонарушителями в комплексном центре социального обслуживания населения / О. В. Артемкина, Л. М. Корчагина, И. С. Токарева // Социальное обслуживание. – 2017. – № 7. – С. 86-91.

3. Беседина Е. В. Волонтерская деятельность против наркомании // Среднее профессиональное образование. – 2017. – № 5. – С. 12-14.

4. Волонтерское движение в гражданско-патриотическом воспитании студенческой молодежи / Л. И. Батюк [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 9. – С. 97-98.

3. Глебова Л. Н. Волонтерство как форма социального партнерства в малых городах России // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе : материалы V Междунар. заоч. науч.-практ. конф. – Арзамас, 2017. – С. 150-152.

4. Джолжанова А. К. Волонтерство: проблемы правового регулирования в России / А. К. Джолжанова, К. И. Шафоростова // Новая наука как результат инновационного развития общества : сб. ст. междунар. науч.- практ. конф. – Уфа, 2017. – Ч. 14. – С. 314-317.

 5. Долгопол Т. Несовершеннолетние. Лето – это серьезно // Преступление и наказание. – 2017. – № 6. – С. 30-31.

6. Как стимулировать добровольцев? // Нарконет. – 2017. – № 8. – С. 17.

7. Кастильо Мехиа А. Возвращение тимуровцев : на помощь спешат библионеры // Библиотека. – 2017. – № 6. – С. 58-60.

8. Клуб юных медиаторов-волонтеров Москвы // Нарконет. – 2017. – № 7. – С. 10. О клубе юных медиаторов-волонтеров лицея № 1561 города Москвы. Журнал есть в фонде СОУНБ им. В. Г. Белинского

9. Кузьминчук А. А. Неформальный волонтер: наброски к портрету героя / А. А. Кузьминчук, Д. Ф. Телепаева // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : материалы XX Междунар. конф. памяти профессора Л. Н. Когана. – Екатеринбург, 2017. – С. 443-449 .

10. Молодежное добровольческое движение: факторы развития, условия привлечения и удержания волонтеров / З. А. Хуснутдинова [и др.] // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – № 3 (70). – С. 118-124.