Использование биографий успешных людей с инвалидностью для мотивации обучающихся с ОВЗ
Использование биографий успешных людей с инвалидностью для мотивации обучающихся с ОВЗ
Using biographies of successful people with disabilities to motivate students with disabilities
Авторы:
Астахова Любава Геннадиевна
старший преподаватель Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия
e-mail: AstahovaLG@tksu.ru
Astakhova Liubava Gennadievna
senior lecturer Tsiolkovskiy Kaluga State University, Kaluga, Russia
e-mail: AstahovaLG@tksu.ru
Кирпиченкова Александра Эдуардовна
студент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия
e-mail: aleksandra.kirpichenkova@yandex.ru
Kirpichenkova Aleksandra Eduardovna
student Tsiolkovskiy Kaluga State University, Kaluga, Russia
e-mail: aleksandra.kirpichenkova@yandex.ru
Чаадаева Полина Александровна
студент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия
e-mail: efanovap1615@mail.ru
Chaadaeva Polina Aleksandrovna
student Tsiolkovskiy Kaluga State University, Kaluga, Russia
e-mail: efanovap1615@mail.ru
Аннотация: Количество людей с инвалидностью в мире составляет примерно 10 % от общего числа жителей Земли. На 1 января 2019 года России насчитывается 11947 тыс. инвалидов, из которых 670 тыс. дети-инвалиды, поэтому вопросы обучения, воспитания и создания условий для позитивной социализации и самореализации инвалидов чрезвычайно актуальны. В статье рассказывается об отношении общества к инвалидам и о преодолении трудностей инвалидами на пути к самореализации. Жизнеописание людей с инвалидностью можно эффективно использовать для формирования мотивации обучающихся, позитивной «Я-концепции», уверенности в себе. В статье приводятся краткие биографии известных людей с инвалидностью, внесших вклад в науку и искусство.
Abstract: The Number of people with disabilities in the world is about 10 % of the total population of the Earth. As of January 1, 2019, there are 11947 thousand disabled people in Russia, of which 670 thousand are disabled children, so the issues of education, upbringing and creating conditions for positive socialization and self-realization of disabled people are extremely relevant. The article describes the attitude of society to the disabled and overcoming the difficulties of the disabled on the way to self-realization. The life story of people with disabilities can be effectively used to form students ' motivation, positive "I-concept", self-confidence. The article provides brief biographies of famous people with disabilities who have contributed to science and art.
Ключевые слова: инвалидность, обучающиеся с ОВЗ, успех, мотивация.
Key words: disability, students with disabilities, success, motivation.
Тематическая рубрика: Свободные темы.
Инвалидность – состояние, при котором человек утрачивает способность выполнять какие-либо действия, присущие обычным людям, вследствие утраты физических или психических функций.
Инвалидность – проблема, касающаяся не только здоровья. Понимание того, кто такие инвалиды, определяется культурой людей. В каждой стране есть люди, которые до сих пор думают, что инвалиды не обучаемы, их способности и возможности сильно ограничены (чему в какой-то мере способствовало появление термина «ограниченные возможности здоровья» – «ОВЗ»), и из-за этого общество не верит в инвалидов, а многие инвалиды не верят в себя и свои силы. В результате инвалиды обычно не реализуют свои возможности, не вносят свой вклад в развитие общества и считаются лишь обузой.
Инвалиды составляют примерно десятую часть всего нашего общества. И, все-таки, многие из этих людей имеют таланты в различных сферах. Чтобы претворить свой дар в жизнь, им не только приходится преодолевать собственный недуг, но и специфическое отношение общества.
В истории существует множество примеров, когда инвалиды не сдавались и жили такой же полноценной жизнью, как и люди без инвалидности. Как и в прошлом, так и сейчас есть люди с инвалидностью, которые занимаются научной деятельностью, искусством, бизнесом, спортом и т.д. и достигают в своей Шеманов А.Ю., Егорова В.А., Востров И.М.
Биографии успешных людей с инвалидностью можно эффективно использовать в инклюзивном образовании. В работе с обучающимися с ОВЗ – для формирования у них мотивации, позитивной «Я-концепции», укрепления веры в себя, свои силы, развития волевых качеств. В работе со всеми обучающимися – для формирования позитивного, толерантного отношения к людям с инвалидностью.
Луи Брайль – известный французский тифлопедагог [4]. В 1829 году он разработал рельефно-точечный шрифт слепых, которым пользуются до сих пор. Когда ему было 3 года, Луи Брайль начал слепнуть из-за воспаления глаз, которое началось потому, что ребенок поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца; окончательно он ослеп в 5 лет. Родители переживали за своего сына, ведь знали, что у слепых людей нищенское существование и голодная жизнь на милостыню. Чтобы этого не допустить, отец сделал для сына специальные дощечки с прорезями, по которым учил алфавит. Так же Луи научили писать. Отец брал постоянно с собой сына, чтобы он изучал окружающий мир.
Луи Брайль смог окончить школу и институт. Лучше всего ему давалась музыка, он освоил фортепиано и орган (в будущем он создал и нотный алфавит для слепых). За успехи в музыке ему дали место органиста при церкви.
Свои эксперименты по созданию алфавита для слепых он начал с 12 лет, а в 15 уже алфавит был закончен. Особенности алфавита были в том, что он был точечным, а не линейным, а также набор символов был компактным. Эти особенности выделили алфавит Брайля на фоне других знаковых систем. В последующем Брайль углубленно начал изучать тифлопедагогику [3, 5]
У Стивена Хокинга - известного ученого нашего времени - была редкая форма болезни моторных нейронов (также известна как боковой амиотрофический склероз или болезнь Лу Герига). Болезнь была медленно развивающейся и постепенно парализовала ученого. После потери речи, Стивен общался посредством синтезатора речи, используя при этом мышцу щеки.
Врачи прогнозировали Хокингу, что он проживет 2 года, но он прожил 76 лет и даже был два раза женат.
В газете The New York Times были указаны достижения Стивена Хокинга, например, он был почётным членом Королевского общества искусств, пожизненным членом Папской академии наук, был удостоен Президентской медали Свободы — высшей награды для гражданских лиц в США. В 2002 году в результате опроса Би-би-си по определению ста величайших британцев всех времён С. Хокинг занял 25-е место. Учёный был Лукасовским профессором математики Кембриджского университета в 1979-2009 годах, добился коммерческого успеха благодаря научно-популярным произведениям, в которых он рассуждает о собственных теориях и космологии в целом. Книга С. Хокинга «Краткая история времени» входила в список бестселлеров британского издания The Sunday Times на протяжении рекордных 237 недель». [8, 12]
Из отечественных ученых можно вспомнить слепоглухого доктора психологических наук – Александра Васильевича Суворова. Александр Васильевич попал в эксперимент по обучению слепоглухих детей. А.В. Суворов учился по направлениям философия и психология в МГУ им. М.В. Ломоносова. У каждого обучающегося был свой тактильный переводчик.
В настоящее время Александр Васильевич – ведущий научный сотрудник МГППУ, доктор психологических наук, действительный член Международной академии информатизации при ООН, писатель. [1]
Люди с инвалидностью самореализуются не только в научной деятельности, но и в искусстве.
Многие всемирно известные художники были высоко оценены современниками и последующими поколениями, несмотря на инвалидность. Среди них – Фрида Кало. Мексиканская художница, которой принесли наибольшую известность её автопортреты, жила и творила в первой половине XX века. Её творчество проникнуто мексиканской самобытностью и искусством диких племён Центральной Америки. С шести лет она болела полиомиелитом, и многие предполагали, что она не проживёт долго. Эти предположения лишь усилились, когда в подростковом возрасте Фрида попала в серьёзную автомобильную аварию.
Из-за полиомиелита и полученных травм ей пришлось в течение долгих лет переносить сложные операции. Однако боль, ограниченность возможностей и жалостливо-снисходительное отношение со стороны общества не сломили Фриду. Она не только освоила изобразительное искусство и внесла вклад в развитие фолк-арта и сюрреализма. Она также вышла замуж за художника Риверу, который был коммунистическим активистом, и, помимо творчества, успешно занималась политической и общественной деятельностью [10, 11]
Отечественный художник из народа, Григорий Журавлев, был инвалидом с детства из-за атрофированных рук и ног. Он был иконописцем, и свои работы создавал, держа кисть в зубах. Заказы на иконы он получал от высокопоставленных чиновников из Самары. Также Григорий Журавлев преподнес свою икону в дар будущему императору Николаю II. В родном селе Утевка он лично расписал храм Святой Троицы, а также создал для храма иконы [6].
Знаменитый австрийский композитор Людвиг Ван Бетховен в возрасте 30 лет начал страдать от тяжелой болезни тиннитуса, а впоследствии практически полностью потерял слух. Глухота Бетховена сильно повлияла на его социальную жизнь. Через три года он оглох полностью, из-за чего многие мысленно поставили на его музыкальной карьере крест.
Однако именно в последующие годы, будучи полностью глухим, Бетховен создал величайшие из своих произведений, в том числе «Девятую симфонию с хором» и «Торжественную мессу». Композитор не переставал заниматься и интересоваться музыкой до конца своих дней [2].
Современные музыкальные группы, которые состоят частично или полностью из инвалидов, довольно популярны в различных странах мира. К таким коллективам относятся английская «The British Paraorchestra», немецкая «Station 17», чешская «The Tap Tap» и другие.
Некоторые музыканты и актеры переводят и исполняют песни на жестовом языке глухих. В России это артисты «Коляда-театра», слабослышащий актер Алексей Знаменский, и другие [9].
Мнение людей о включении инвалидов в искусство и науку различаются. Многие считают, что произведения людей с ограниченными возможностями являются любительскими. По мнению общества, деятельность инвалидов направлена основным потоком на аудиторию таких же инвалидов. Но это ошибочное мнение.
Инвалиды в своих работах демонстрируют не только проблемы, но и делятся своими чувствами и эмоциями, которые показывают, что они находятся на равных со здоровыми людьми.
Инвалидность – не приговор. Не каждый здоровый человек сможет создать вещи, подобные тем, что создали инвалиды. У таких людей имеется огромная сила воли, терпение, выдержка. Многие из них тратят годы на то, чтобы создать свои шедевры науки или искусства. Такая работа должна быть оценена по достоинству.
Мы считаем, что инвалидность не должна ограничивать людей в какой-либо деятельности. У каждого человека в этом мире есть свое призвание, и, как мы убедились, имея силу воли и огромное желание показать себя и свои таланты миру, можно добиться больших успехов в науке или творчестве, главное не сдаваться.
Список литературы:
- Автобиография: Суворов Александр Васильевич.
- Андреевский И. Е. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / И.Е. Андреевский, К. К. Арсеньев [и др.]. СПб.: Акционерное издательское общество Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон, 1890 – 1907.
- Балан С. И. Ослепляющее великолепие вечной надежды к 200-летию Луи Брайля // Специальное образование. 2009. №2.
- Большая советская энциклопедия: энциклопедия / под ред. А.М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Красноусов П.Д., Шоев Ф.И. Столетие со дня рождения Луи Брайля // Слепец. 1909. №2.
- Радостная встреча: Повесть // Всерусский собор (Санкт-Петербург). 2007. № 2, 3.
- Хокинг С. Моя краткая история. Автобиография. М.: АСТ, 2013.
- Шеманов А.Ю., Егорова В.А., Востров И.М. Творческая деятельность и инклюзия // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 3. С. 5–18.
- Brown S. E. Disability Culture: A Fast Sheet. Las Craces, NM: Institute on Disability Culture.
- Kuppers, Petra. Disability and Contemporary Performance: Bodies on Edge. NY and London: Routledge, 2003. 176 pgs.
- Overbye D. Stephen Hawking Dies at 76; His Mind Roamed the Cosmos // The New York Times. 03.2018.