Формирование мотивации учащихся при изучении иностранного языка
Формирование мотивации учащихся при изучении иностранного языка
The formation of students' motivation in learning a foreign language
Автор: Шепелева Екатерина Евгеньевна
МБОУ «СОШ № 19», г. Кемерово, Россия.
e-mail: shepelewa@yandex.ru
Shepeleva Ekaterina Evgenyevna
School № 19, Kemerovo, Russia.
e-mail: shepelewa@yandex.ru
Аннотация: Мотивация является одной из главных составляющих урока. Но формирование у учащихся интереса к английскому языку является проблемным вопросом, который можно решить, используя различные способы.
Abstract: Motivation is one of the main components of a lesson. But to form students’ interest in learning English is a problematic issue that can be solved by different methods.
Ключевые слова: мотивация, английский язык.
Keywords: motivation, English.
Тематическая рубрика: Свободные темы.
Каждый педагог на том или ином этапе своей педагогической деятельности сталкивался с проблемой отсутствия мотивации своих учащихся. В таких ситуациях сразу возникает вопрос, как же сформировать интерес у учеников, ведь именно мотивация играет одну из главных ролей в успешном процессе обучения.
Согласно толковому словарю Ефремовой Т.Ф., мотивация – совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, ее ценностной ориентацией и направляющей ее деятельностью; мотивировка [3].
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность [2].
Формирование мотивации у учащихся к учебному процессу является обязательным компонентом урока, согласно ФГОС, где прописано, что педагог обязан обеспечить «создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях» [4].
Так как же привить учащимся интерес к своему предмету? Как мотивировать их на обогащение своих знаний вне класса? Стандартной фразы «Это пригодится вам в будущем» не достаточно в пробуждении интереса. В достижении этой цели могут помочь различные способы:
- Игра. Игры выступают эффективным элементом для закрепления ранее освоенных знаний. Игра – гарант создания положительной атмосферы и активного мыслительного процесса на уроке. Игры позволяют разрушить сковывающий барьер между учителем и учениками, а следовательно, предоставляют возможность раскрыться неуверенным ученикам. В ролевых играх для каждого учащегося отведена собственная роль, которая обозначается учителем. В ходе игры учащиеся стремятся овладеть умениями начать диалог, задать вопрос, ответить, прервать собеседника в вежливой форме, высказать свою точку зрения. Ролевые игры позволяют выстроить продуктивную деятельность в ходе объяснения ситуаций, нацеленных на решение разных коммуникативных задач. Подобные игры – помощники в ответе на вопрос «Как мне пригодится английский?».
- Новизна. То, что было новым сегодня, через неделю покажется учащимся скучным и старым. Постоянное разнообразие уроков поможет сохранить у учащихся интерес к предмету.
- Интересы учащихся. Включение в план урока современных фильмов, групп, кумиров, пробуждает у обучающихся желание высказаться, поделиться своими мыслями и впечатлениями.
- E-mail проекты. Более времязатратным способом является поиск друзей по переписки для своих учащихся. В этом учителю иностранного языка придет на помощь Интернет-ресурс e-Pals [1], созданный с целью международного общения детей и подростков. На этом сайте преподавателю необходимо пройти регистрацию, после чего в своем профиле указать информацию о себе и о детях, для которых ищут друзей по переписке. Данный сайт является безопасным, так как учителю предоставляется возможность постоянного мониторинга входящих и исходящих писем. Возможность общаться со сверстниками с других стран, узнать об их жизни, традициях и интересах – отличная мотивация для учащихся. В ходе переписки учащиеся постоянно пополняют свой лексический запас наиболее актуальными для них лексическими единицами.
- Участие в олимпиадах и конкурсах. Все учащиеся стремятся показать себя, быть успешными. Олимпиады и конкурсы являются ступенью на пути к этому успеху, так как поднимают самооценку и уверенность ребенка в своих знаниях, а, следовательно, мотивируют его на дальнейшие достижения.
- Доброжелательная атмосфера урока. Атмосфера в классе должна оставаться доброжелательной и непринужденной. Это позволит учащимся быть более раскованными, задавать уточняющие вопросы для более глубокого понимания материала. Не стоит забывать и о поощрениях. Такой способ в большинстве своем подходит для отстающих учеников, привыкших к систематическим нареканиям со стороны как родителей, так и учителей. Такие дети положительно реагируют на добрые слова, которые пробуждают в них веру в свои силы и знания и вызывают стремление показать себя с лучшей стороны.
В современном мире школа постоянно соперничает за внимание ребенка со СМИ, которые учащиеся используют для поиска информации о своих увлечениях. Именно поэтому только привнесение новизны, совершенствование предыдущего опыта, использование увлекательных заданий и электронных ресурсов, постоянный анализ уроков могут помочь педагогу в его педагогической деятельности, а также в формировании мотивации учащихся.
Литература и источники:
1. Pen Pal Exchange.
2. Гамезо М.В., Степаносова А.В., Хализева Л.М. Словарь справочник по педагогической психологии. 2001.
3. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь Ефремовой Т.Ф. 2000.