Ребенок и цифровые технологии
Ребенок и цифровые технологии
Child and digital technology
Автор: Мишина Мария Сергеевна
студентка магистратуры Социально-педагогического института МИЧГАУ, г. Мичуринск, Россия.
e-mail: nochnoigorloder@gmail.com
Mishina Maria Sergeevna
student of the master's program at the Social Pedagogical Institute, Michurinsk, Russia.
e-mail: nochnoigorloder@gmail.com
Аннотация: Актуальность выбранной тематики для написания научно-методической работы заключается в злоупотреблении детьми цифровыми технологиями, которое приводит к «цифровому слабоумию».
Abstract: Тhe relevance of the chosen subject for writing scientific and methodological work is the abuse of digital technologies by children, which leads to «digital dementia».
Ключевые слова: ребенок, компьютерные технологии, цифровое слабоумие.
Keywords: child, computer technology, digital dementia.
Тематическая рубрика: свободные темы.
Способность человека считаться с современными реалиями и сосуществовать в одном мире с разными людьми является залогом его успешной и размеренной жизни. По определению, для нормальной социализации человек должен находиться в среде себе подобных, учиться удовлетворять свои потребности, интересы и желания не причиняя вреда окружающим. Получить данное умение можно путем накопления информации о мире. В процессе жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с разнообразными процессами и явлениями, о которых ранее не имел никакого представления. Пребывая длительное время в новой среде, человек начинает приспосабливаться к ней, анализировать и синтезировать происходящее, составляя на их основе определенные выводы, и учится принимать решения, которые являются наиболее подходящими для разрешения той или иной ситуации, сталкиваясь в итоге с результатом собственных действий. Иначе это можно назвать формированием причинно-следственных связей.
В подобных условиях человек видит, что вышло в итоге принятого им решения, и делает выводы относительно его эффективности, правильности, быстроты, целесообразности и т.д. Все это помогает ему получать опыт, который поможет в дальнейшей жизни.
Основной характеристикой получения опыта является обучение на собственных ошибках и выработка на их основе соответствующей модели поведения. Модель поведения, в свою очередь, находится в прямой зависимости от внешних проявлений и имеет константный параметр – характер.
Под характером понимается набор психологических особенностей, которые у человека есть изначально. Модель поведения, соответственно, строится на основе характера и опыта. Они позволяют человеку понять и принять себя, свое положение, свое предназначение. Но что произойдет, если в эту цепочку добавится еще одно звено? Звено высокотехнологичное? Давайте разбираться.
Для детей, родившихся в новом тысячелетии, такие вещи как телевизор, компьютер, мобильный телефон и подобные являются обыденными. Они к ним привыкли, они их знают, они умеют ими пользоваться. И все бы ничего, но техника эта умеет перетягивать на себя внимание человека целиком, она его буквально съедает. Известно, что даже взрослые люди этой силе не всегда могут противостоять. В октябре-ноябре Никиту накрыла волна обсуждений Fallout 4. Изучив отзывы, ролики и «рекламные проспекты локализатора», пострадавший решил скачать саму игру и немного с ней ознакомиться. В результате Fallout засосала его с головой: Никита спешил с работы, избегая встреч с друзьями, отключал телефон, чтобы никто не отвлекал, и даже не ложился спать ночами. Он отказывался помогать супруге по хозяйству, и через несколько дней ей это надоело — вторая половинка ушла и потребовала развода. После этого Никита совсем «потерял контроль над собой». Его уволили с работы, а из-за многочисленных расстройств бедняга начал принимать лекарства и обратился к психологу.
Что уж говорить о маленьком ребенке? На неокрепшую и только начавшую развиваться психику ребенку компьютерные технологии влияют крайне пагубно, так как являются по своей сути ограниченной логической системой. Соответственно, если детская психика и ум на постоянной основе в течения длительного времени будет контактировать с подобной системой, то органично вписаться сможет только в нее, но никак не в социум.
Беда в том, что ребенку очень сложно различать реальность и виртуальность. Он принял те законы, по которым функционирует игра, так как опыт получат при взаимодействии не с реальным миром, а миром с выдуманным. И потом ничего поделать с этим не может. Особенно губительно воздействие компьютера на дошкольников. Дошкольник – это чистый лист, круг общения которого ограничен только родственниками и редкими знакомыми. В том случае, если для ребенка в такой среде открыт свободный доступ к достижениям современной техники, то все свое время он будет тратить исключительно на них. Довольно легко и быстро у дошкольника сформируется привычка взаимодействовать с ней и только с ней, а привычка резко трансформируется в нечто более сильное, став доминантой. Из-за этого все потенциально возможные интересы, которые могли бы иметь место быть, меркнут на фоне яркого мира по ту сторону монитора.
С этого момента ребенок озабочен поиском возможностей для увеличения времяпрепровождения увлекательного занятия. Как правило, родители спохватываются именно на данной стадии и предпринимают попытки ограничить доступ детей к компьютеру. Делается это обычно посредством запретов, дистанцирования, трудотерапии, обмена, но должного эффекта они приносят, так как ребенок, ввиду уже зависимости, воспринимает подобные вещи как помехи. Времяпрепровождение за компьютером становится целью, а обязанности просто становятся средствами для ее достижения.
Подобная неприятность захватывает еще сферу общения и обучения. Они аналогичным образом отходят на второй план. Подобная модель поведения удобряет почву для развития «цифрового слабоумия», которое характеризуется такими симптомами как «снижение умственной работоспособности, утрата навыков мышления и способности к критической оценке фактов, неумение ориентироваться в потоках информации».
А повзрослев, уже не ребенок, а взрослый человек, имея представление только о виртуальной модели мира, испытывает определенные трудности во взаимодействии с живыми людьми, а не персонажами из игр. Человек не может связать два слова, не умеет себя должным образом вести, не понимает многих вещей вообще и т.д. В итоге, поняв всю тщетность собственных усилий, ввиду того, что ситуация обостряется и взаимоотношения с людьми становятся все хуже и хуже, он разочаровывается в мире и замыкается в себе.
До 14-15 лет как минимум ребенок не должен взаимодействовать с компьютерной техникой вообще. Социализация личности ребенка в условиях, снабженных до отказа компьютерной техникой, грозит выпадением его из социума. Направлять детей и обучать их должны живые люди, а не бездушные машины. Если этой истиной пренебречь, то итог окажется весьма плачевным, но слезы помочь не смогут. Вся ответственность за дальнейшую судьбу ребенка ложится на плечи родителей и воспитателей, которые обязаны создать специальные условия (с минимальным воздействием на них компьютерной техники, а в идеале полным ее исключением) для того, чтобы он полноценно развивался. Жил в мире реальном, стремился принести пользу обществу, в котором живет, не стремясь выполнять эти действия с чувством принуждения к жизни в реальности.
Литература:
2. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / М. Шпитцер – СПб.: Астрель, 2014. – 443 с.