Формирование графической грамотности в курсе географии
Формирование графической грамотности в курсе географии
The formation of the graphic literacy in the school geography course
Автор: Тощенкова Ольга Михайловна
МБОУ "СОШ № 7 "Эдельвейс", г. Находка, Приморский край, Россия
e-mail: nikoly.5@mail.ru
Toshchenkova Olga Mikhailovna
Secondary school № 7 "Edelweiss", Nakhodka, Primorsky Krai, Russia
e-mail: nikoly.5@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассмотрено поэтапное формирование графической грамотности в курсе географии, в том числе через использование технологии логико-смыслового моделирования.
Abstract: In this article discussed stepwise the formation of the graphic literacy in the school geography course, through the use of technology of logician-semantic modeling.
Ключевые слова: графическая информация, графическая образованность, метапредметное умение, технология логико-смыслового моделирования.
Keywords: graphic information, graphic education, interdisciplinary ability, technology of logician-semantic modeling.
Тематическая рубрика: Свободные темы.
Каждого человека в мире окружает большое количество разных видов информации: звуковая, текстовая, числовая, видеоинформация. Одним из таких видов является графическая информация. Под графической информацией понимается - информация, представленная в виде образов (наглядных символов) или фигур на схемах, эскизах, диаграммах, графиках. Под графической образованностью человека следует понимать наличие широкого кругозора, характеризующегося широтой и объемом графических знаний, умений и навыков. Графическая грамотность очень важное метапредметное умение, которое формируется не только другими учебными предметами, но и географией, также ей следует владеть, чтобы успешно справляться с заданиями ОГЭ и ЕГЭ.
В пятом классе учащиеся учатся строить логические схемы и таблицы с использованием текста учебника, а также работать с географической картой. Учу обрабатывать информацию с использованием технологии логико-смыслового моделирования, автором которой является В.Э. Штейнберг. Логико-смысловое моделирование — применительно к визуализации знаний — это бинарное (т. е. двухкомпонентное) моделирование знаний, основанное на выявлении узловых/ключевых элементов содержания (первый компонент), выявлении связей между ними (второй компонент) и свёртывания обозначений первого и второго компонентов (требование визуализации) [1]. Знаково – графическая система моделирования является наиболее эффективным приёмом для осознанного усвоения материала. Благодаря использованию логико-смыслового моделирования учащиеся учатся систематизировать информацию, имеют возможность видеть полную характеристику изучаемого объекта, располагать достоверные факты в логической последовательности, а также формируется умение работать с текстом, выделять главное, сворачивать информацию. В учебнике Е.М. Домогацких по географии есть рубрика «Ключевые слова», которую можно использовать в разных заданиях на создание классификационных схем и таблиц.
Первое упоминание системы координат и координатной плоскости происходит в курсе географии шестого класса при изучении темы: «Географические координаты». Для определения положения точки на плоскости нужно знать две координаты. Координатную плоскость образуют две перпендикулярные прямые. Для нахождения точки на карте важно знать географическую широту и географическую долготу. Отсчет широты начинается от экватора, а географической долготы от начального меридиана или Гринвича. Также по заданным координатам учащиеся должны уметь определять географический объект на карте. В курсе шестого класса формируется умение работать с изолиниями (горизонталями) – читать по карте изменение высот, а также владеть масштабом и горизонталями при построении линии профиля рельефа местности. При изучении темы «Атмосфера» учащиеся учатся анализировать и строить графики хода температуры воздуха и «розы ветров», а также диаграммы распределения осадков, решать задачи с использованием рисунков на изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой. Данные умения формируются через организацию практических работ по предмету.
В курсе географии седьмого класса у учащихся формируется умение работать с климатограммами и делать вывод о климате определенного пункта, также извлекать информацию с климатических карт, используя изолинии. При изучении отдельных материков, закрепляется умение определять географические координаты отдельных точек, протяженность материков с использованием градусной сетки карты. На уроках обобщающего повторения использую технологию логико-смыслового моделирования.
При изучении природных комплексов и районов России в курсе географии России в восьмом классе учащиеся сами составляют модели, выделяют главное и заполняют её, при этом используют, как текст учебника, так и географические карты разной тематики.
В курсе экономической и социальной географии России в девятом классе в теме «Население России» учащиеся учатся работать с половозрастной пирамидой, диаграммами, графиками, статистическим материалом, приведённым в таблицах и извлекать информацию о показателях рождаемости, смертности, естественного и миграционного приростов населения, проводить расчёты с использованием формул. Данные умения формируются через организацию практических работ на уроке. Изучение отдельных отраслей хозяйства и экономических районов России идёт через технологию логико-смыслового моделирования. В старших классах уже обеспечивается качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем.
Таким образом, формирование графической грамотности в курсе географии происходит поэтапно через использование технологии логико-смыслового моделирования, а также через умения работать с графиками, диаграммами, климатограммами, половозрастными пирамидами, географическими картами, которые закрепляются в ходе проведения практических работ. Если учащиеся владеют графической грамотностью, то это позволяет им успешно справляться с заданиями ОГЭ и ЕГЭ по географии.
Литература:
Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика. – М: Издательство «Народное образование», 2002г.