Формы и методика логопедического воздействия при дислалии

Дата публикации: 2019-09-11 13:56:30
Статью разместил(а):
Панова Марина Сергеевна

Формы и методика логопедического воздействия при дислалии

Forms and methods of speech therapy in dyslalia

 

Автор: Панова Марина Сергеевна

МБОУ «Буретская СОШ»,  д. Буреть, Россия

e-mail: mar.panowa2014@yandex.ru 

Panova Marina Sergeevna

Buretskaya school, Buret, Russia

e-mail: mar.panowa2014@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье описан процесс логопедического воздействия при дислалии.

Abstract: In the article the process of speech therapy in dyslalia. 

Ключевые слова: дислалия, формы, методика, логопедия.

Keywords: dyslalia, forms, methods, speech therapy.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Логопедическое воздействие-это педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекции, компенсации, адаптации, профилактики речевых нарушений. При дислалии основной целью является формирование умений и навыков правильного звукопроизношения.

Если говорить о механической дислалии, то успех может быть достигнут только если логопедическое и медицинское воздействие оказывается совместно. Чтобы логопедическое воздействие было успешным, необходимо создать для этого благоприятные условия. Логопед должен в первую очередь наладить контакт с ребёнком, далее выбрать интересную форму организации занятия, которая будет соответствовать ведущей деятельности и побуждать познавательную активность ребенка, сочетать так приёмы работы, чтобы не утомить его.

Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения – это длительный и сложный процесс, при котором осуществляется развитие познавательной деятельности детей. Развитие операций синтеза, анализа и сравнения. Широко применяется приём сравнения на всех этапах работы по коррекции нарушений звукопроизношения. Например, при постановке звука можно сравнить неправильное и правильное произношение. При автоматизации звук можно сравнить с фанетически далекими звуками. При дальнейшей дифференциации проводится сопоставление звуков, которые отрабатываются, с фонетически близкими звуками.

В процессе коррекции нарушений звукопроизношения очень важно научиться анализировать слова по количеству звуков в слове, месту отрабатываемого звука в словах. Необходимо уделять внимание на развитие речевой и общей моторики, воспитанию внимания, памяти, звукового восприятия, нормализации процессов, лежащих в основе звукопроизношения.

Немаловажно осуществление тесной преемственной связи между обучением грамоте и правильным звукопроизношением. Так как формирование правильного произношения конкретного звука готовит ребенка к усвоению соответствующей буквы. И наоборот, овладение буквой обеспечит новую, графическую основу для закрепления звука.

В логопедической работе особенно важно:

· индивидуализировать коррекционное воздействие,

· суть логопедической работы отражать в планировании,

· при фронтальных логопедических занятиях необходимо постепенно вводить трудности,

· все задачи, направленные на ребенка, максимально расчленять на простейшие задачи.

Логопедические коррекционные занятия нужно проводить регулярно, 2-3 раза в неделю. Очень важно осуществлять домашнюю работу, которую задаёт логопед. Полезным будет включение родителей в работу, его помощь ребенку, поддержка и контроль. Заниматься следует ежедневно по 10-15 минут 2-3 раза в день.

Для преодоления дефектов произношения широко применяются различные способы постановки звуков:

· по подражанию,

· механический способ,

· смешанный способом,

· способ с использование дидактического материала.

Для выработки нормальных звуков и облегчения ребёнку овладеть навыками звукового оформления речи необходимо адекватно выбрать путь постановки. Самым действенным будет тот, при котором учитываются способы реализации речи и артикуляторная близость звуков.

Слог - минимальная единица, в которой реализуется звук. Поэтому логопед в своей работе должен это учитывать и о постановке звука можно говорить только тогда, когда он оказывается в составе слога.

Упражнения на основе подражаний окружающим (жужанию шмеля, треску пулемёта, писку комара и многому другому) используемые для постановки звука, являются только вспомогательными.

В предлагаемой схеме обозначены те звуки, которые могут нарушаться при дислалии.

Логопедическое воздействие при необходимости может сочетаться с медицинским воздействием-медикаментозным,, физиотерапевтическим, психотерапевтическим и т.п.

Основные принципы логопедического воздействия:

1.     Принцип от простого к сложному. Сначала ставятся более лёгкие звуки, а потом ставятся сложные.

2.     Принцип сознательности. Принцип, который подразумевает осознанное отношение ребенка к своему дефекту и коррекционным занятиям. Ребёнку необходимо научиться осознавать над каким звуком он работает, какое надо принять положение органов артикуляции и осмысленно выполнять все инструкции логопеда.

3.     Принцип комплексности воздействия. Этот принцип включает комплексность в разновидности форм, методов и средств устранения речевого дефекта, единство решения воспитательных, образовательных и коррекционно-развивающих задач. Также подразумевается привлечение в процесс коррекции разных специалистов, таких как логопеды, воспитатели, психологи и медики. Привлечение родителей к работе тоже является необходимым аспектом.

4.     Принцип личностного подхода. Принцип говорит о том, что важно логопеду знать многие особенности ребёнка и учитывать их, знать как относятся родители и сам ребёнок к речевому дефекту. Нужно учитывать возраст ребёнка, его интересы, состояние здоровья и другие особенности личности.

5.     Принцип дифференцированного подхода. Данный принцип подразумевает учёт уровня общего речевого и общего развития каждого ребёнка в процессе планирования индивидуальных занятий и проведения фронтального обучения.

6. Принцип поэтапности. Логопедическое воздействие оказывается в трёх этапах:

· подготовительный,

· основной,

· закрепительный.

1) Подготовительный этап. Данный этап подразумевает сформированость у ребёнка следующих направлений:

· Психологическая готовность;

· Артикуляционная готовность;

· Фонематическая готовность;

· Развитая мелкая моторика рук;

· Отработанные опорные звуки.

Психологическая готовность. При психологической готовности ребёнок должен быть положительно настроен на занятие, заинтересован в коррекционном процессе. Также должны быть сформированы высшие психические функции для произвольного и осознанного усвоения учебного материала.

Артикуляционная готовность. Артикуляционная готовность включает применение дифференцированной артикуляционной гимнастики для того, чтобы ребёнок мог придать органам артикуляции необходимое положение для произнесения соответствующего звука. Такая гимнастика включает комплексы артикуляционных упражнений для языка, щёк, губ, нижней челюсти, мягкого нёба и целенаправленности силы воздушной струи.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики:

1. Упражнения должны быть статистического и динамического характера.

2. Упражнения для языка и губ должны сочетаться. Потому что для произнесения звуков их деятельность совместна.

3. Профилактика переутомления ребенка. Занятия должны быть частыми, но кратковременными.

4. При проведении артикуляционной гимнастики должны формироваться кинестетические ощущения и представления.

5. Гимнастика проводится в игровой форме.

6. Выполняя упражнения необходимо принять сидячее положение, расслабить мышцы рук и плеч.

7. Упражнения постепенно усложняются. Достаточно хорошо усвоенные исключаются из общего комплекса.

8. Сначала упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Но потом ребенок выполняет упражнения только с опорой на кинестетические ощущения.

Фонематическая готовность. При формировании фонематической готовности ребенок учится различать звук, над которым работает, от акустически и артикуляционно далеких звуков (например, [р] от [ш], [с]); затем от звуков, близких по артикуляции и звучанию (например, [ч] от [ш], [щ]) и от искаженных вариантов конкретного звука (например, правильное произнесение звука «р» от различных вариантов его искаженного звучания при ротацизме).

Развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук воздействует на кору головного мозга, и тем самым влияют на коррекцию дислалии. С этой целью в логопедической работе эффективно использовать различные упражнения с мелкими предметами, крышками, камешками, пуговицами, скрепками. Это могут быть пазлы, мазайки, шнуровки и другие пособия. Рисование, вырезание ножницами, лепка также эффективно развивают мелкую моторику пальцев рук.

Отработка опорных звуков. Говоря про отработку опорных звуков при дислалии, мы имеем ввиду, что при данном недоразвитии речи гласные звуки и простые согласные сохранны. А это значит, что их можно будет использовать как опорные в процессе постановки более сложных звуков. Отработка опорных звуков способствует быстрой и успешной постановке и автоматизации звука.

 

2) Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

На данном этапе необходимо сформировать у ребенка базовые умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале.

Работа ведётся по трём этапам:

1. Постановка звука.

2. Автоматизация звука.

3. Дифференциация звуков.

Постановка звука. Звук можно поставить посредством зрительного восприятия, двигательнокинестетическими ощущениями и при помощи специальных приёмов нервной звязи между звуковыми ощущениями. Для того, чтобы не произошло привычное использование патологических нервных связей, при постановке звука следует избегать упоминания ребёнку о звуке, над котором идёт работа.

Способы постановки звуков: по подражанию, постановка от опорных звуков, механический способ, постановка от артикуляционной гимнастики, смешанный способ.

Если ребёнок произносит звук самостоятельно, легко и чисто, то звук можно считать поставленным. Но только что поставленный звук очень хрупкий и может легко исчезнуть, поэтому его обязательно необходимо автоматизировать.

Автоматизация звука. Автоматизация звука – процесс закрепления условнорефлекторных речедвигательных связей на специальном речевом материале с определенной последовательностью, которая основывается на усложнении речевого материала:

1. Автоматизация звука звукоподражаниях.

2. Автоматизация звука в слогах.

3. Автоматизация звука в словах.

4. Автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях, скороговорках, чистоговорках.

5. Автоматизация звука в связной речи.

Дифференциация звуков. При дифференциации звуков отрабатывается умение отличать поставленный звук от близких по звучанию или способу и месту образования образования.  Работа на дифференциацию звуков проводится последовательно:

1. Изолированно;

2. Смешиваемые звуки в слогах;

3. Смешиваемые звуки в словах;

4. Звуки в предложениях.

3) Этап закрепления произносительных умений и навыков в различных коммуникативных ситуациях.

На данном этапе происходит формирование навыков правильного произношения звука в различных ситуациях общения.

Для этого этапа актуально использование речевого и картинного материала, творческих упражнений, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых игр.

Для положительного результата в логопедической работе с детьми при дислалии целесообразно использовать игровые приёмы при организации и реализации коррекционных этапов. И важно понимать, что игра – это средство воздействия на ребёнка, а не самоцель. Поэтому, используемая в коррекционной работе, игра должна быть направлена на положительное влияние во всех сферах психофизического развития ребенка.

Список литературы:

1. Веснина, А.С. Организация логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизносительной стороны речи при дислалии [Текст] / А.С. Веснина // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза - 2014: сб. статей / отв. ред. И.А. Филатова – Екатеринбург, 2018. – С. 183 - 185.

2. Вильданова, Е.Л. Коррекционная работа по устранению нарушений звукопрозношения. Логопедия [Текст] // Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры: сб. статей / отв. ред. Л.Ю. Вакорина. – М., 2018. – С. 117 – 122.