Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Интерактивные технологии и методы обучения

Дата публикации: 2019-09-30 20:32:53
Статью разместил(а):
Самойленко Евгения Дмитриевна

Интерактивные технологии и методы обучения

Interactive technologies and teaching methods

 

Автор: Самойленко Евгения Дмитриевна

ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», Челябинск, Россия

e-mail: evgenia_88@mail.ru

Samoylenko Evgeniya Dmitrievna

Chelyabinsk state College of food and trade industry, Chelyabinsk, Russia

e-mail: evgenia_88@mail.ru

 

Аннотация: Использование методов технологии интерактивного обучения как средства стимулирования обучающихся к познавательной активности и творчеству.

Abstract: The use of methods of interactive learning technology as a means of stimulating students to cognitive activity and creativity.

Ключевые слова: интерактивное обучение, метод модерации, игровое проектирование, деловая игра.

Keywords: interactive learning, moderation method, game design, business game.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

 «За один день вы можете преподать студенту урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»

Клэй П. Бедфорд

 

В педагогике различают несколько форм обучения: пассивное, активное и интерактивное обучение. В основе пассивного обучения лежит тот факт, что обучающийся является объектом учебного процесса (слушает, смотрит, повторяет). При активной форме обучения, обучающийся выступает в роли субъекта, то есть выполняет самостоятельную работу, творческие задания. В данной статье я подробнее остановлюсь на понятии интерактивного обучения как средстве стимулирования обучающихся к познавательной активности и творчеству.

Итак, сначала сформулируем определение. Понятие интерактивное обучение произошло от английских слов «inter» - взаимно, «act» - действовать, что дословно означает «взаимное действие» или  «действие в режиме диалога».

Интерактивное (диалоговое) обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет определенную цель – создать комфортные условия для обучения, при которых каждый учащийся чувствует свою успешность, интеллектуальную способность. Интерактивное обучение -  это обучение, погруженное общение [1].

Как известно, общение бывает вербальное и невербальное. В процессе интерактивного обучения диалог строится на основании следующих форм обучения:

·         работы в парах («обучающийся-обучающийся»);

·         работы в группах («обучающийся – группа обучающихся»);

·         презентация работы в группах («обучающийся – аудитория» или «группа обучающихся – аудитория»);

·         «обучающийся – компьютер» и прочее.

Кстати сказать, метод проектов является одним из методов технологии интерактивного обучения.

Сущность интерактивного обучения заключается в организации учебного процесса так, чтобы на каждом уроке у обучаемых формировалось конкретное учебное действие, которое в ходе специальных тренировок переходило в умение делать что-то нужное и полезное.

Педагог в процессе интерактивного обучения выступает в роли модератора, то есть нейтрального лидера, который обеспечивает организацию работы так, чтобы легко и свободно были достигнуты цели занятия. Здесь есть смысл рассмотреть понятие модерации в процессе обучения.

«Moderare» в переводе с латинского языка означает «приводить в равновесие, управлять, регулировать». Сегодня модерация – это эффективный интерактивный метод, позволяющий значительно повысить результативность и качество учебного процесса. Эффективность модерации определяется использованием приемов, методов и форм организации познавательной деятельности, направленных на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

В основе эффективности и качества образовательного процесса, преподаватель (модератор) должен обеспечить организацию следующих ключевых моментов:

· интерация - эффективное взаимодействие участников группового процесса;

· коммуникация - упорядоченный обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса;

· визуализация - обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса;

· мотивация всех участников образовательного процесса;

· мониторинг образовательного процесса;

· рефлексия педагога и обучающихся (анализ деятельности участников и оценка результатов).

В своей работе, для реализации интерактивной технологии обучения, я чаще всего использую игровое проектирование и моделирование, работу в малых группах, деловые и ролевые игры.

Игровое проектирование – это один из методов обучения, под которым понимают конструирование и проектирование, а именно разработку технологии  производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме. Основными характеристиками метода являются:

· наличие сложной инженерной или социальной задачи;

· групповая работа;

· наличие исследовательской методической проблемы или задачи;

· наличие заключительного заседания научно-технического совета ,на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений. 

Игровое моделирование - моделирование в 3-х мерной системе координат явления по изучаемому материалу, для демонстрации образных модельных представлений человека об этом явлении. 

В ходе игрового моделирования по схеме "организационно-управленческая деятельность личности" слушатели разрабатывают и представляют макет-схему по теме, которая обобщает пройденный курс, с последующей защитой разработанного макета-схемы [2]. 

Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики. В связи с этим, процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений.

Игры могут носить обучающий, управленческий или исследовательский характер. Одной из форм деловой игры является ролевая игра, в которой каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием.

Успех игр как метода обучения зависит от материально-технического обеспечения, в состав которого входят средства отображения информации, средства управления, тренажеры, вычислительная техника и т.п. Оценка деятельности участников игры всякий раз складывается из оценки анализа обстановки, выработанного и принятого решения, а также его реализации в установленное нормативами время [3].

В заключение отмечу, что в процессе своей деятельности, используя приемы и методы интерактивного (диалогового) обучения, педагог примеряет на себя новые роли - консультанта, наставника, старшего более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися, что определяет возрастание доверия к учителю, повышение его авторитета и уважения у обучающихся.

 

Литература и источники:

1. Е. Карпенко, О. Райс. Интерактивные технологии в обучении. Педагогика нового времени. ISBN 978-5-4474-9670-8, 2017г.

2. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие / А. П. Панфилова. - М. : Академия, 2009. - 192 с. 

3. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. – М. : Академия, 2006. – 176 с. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN